Хотя в отечественных национальных исследовательских университетах существенный акцент делается на научной сфере деятельности кадрового ресурса, наверное, не стоит забывать, что даже исследовательские университеты все еще остаются университетами. То есть преподавание в них никто не отменял.
В этом отношении для преподавателей, как бы цинично это ни прозвучало, не столь важно, насколько они успешны как ученые. Важнее совершенствовать свои педагогические навыки, вместо того чтобы (как это нередко бывает в высшей школе), отработав и закрепив материал, останавливаться в развитии и читать лекции по желтым листкам, которые едва ли не старше слушателей.
Ясно, что нельзя останавливаться на достигнутом и нужно идти дальше. Поэтому стоит обсудить, как этого можно добиться, что и как должно быть для этого сделано. Если кто-то скажет, что в Высшей школе экономики все относительно хорошо, я соглашусь. Здесь преподаватели, насколько мне известно, стараются держать себя в тонусе.
Чего нельзя сказать о некоторых других университетах. Чтобы не быть голословным, хочу вспомнить несколько случаев из своей университетской жизни. Например, когда я учился на первом курсе, нам читал лекции один уважаемый преподаватель. К несчастью, на тот момент он был уже в возрасте и потому забывал, какую тему обсуждал с ребятами, а какую – нет. По этой причине три первые прочитанные им лекции были на одну и ту же тему, рассказанную одними и теми же словами. Конечно, запомнилось нам все очень хорошо, но все же третий раз был лишним. Но это экстремальный пример. Вот другой.
Еще один профессор во время лекций любил одну и ту же шутку (это мы, кстати, уже обсуждали в январском номере «Окон роста» этого года). Когда рядом с ним летала муха, он показывал на нее пальцем и говорил: «О! Американский шпион». Мог раза три за лекцию так пошутить про американского шпиона. Мой товарищ всегда отмечал, что эта шутка и сама по себе не очень удачная, а при многократном повторе она становится провальной. В конечном итоге получалось, что студенты после лекции только и вспоминали «американского шпиона».
Ситуацию можно было бы спасти элементарно – подсказать, что этой заготовленной шуткой не нужно злоупотреблять. Но кто это мог сказать уважаемому профессору? Студенты? Им нельзя! Другие преподаватели? А как они про это узнают?
Теперь представьте себе, что кто-нибудь из коллег мог заглянуть на лекцию к профессору. Но в университете, где я учился, среди преподавателей было не очень принято посещать лекции друг друга. Так все и преподавали – кто во что горазд. Во всяком случае, в период моей учебы.
А теперь расскажу про Высшую школу экономики.
Кажется (боюсь соврать), году в 2011-м к нам на факультет философии пришел работать мой добрый друг и коллега Александр Владимирович Марей. Сам он – известный историк, поэтому ему нужно было освоиться в философии в частности и в наших университетских правилах преподавания в целом. Знаете, что он сделал первым делом?
Во-первых, он активно приглашал к себе на занятия всех коллег, кто мог быть в этом заинтересован, меня в том числе. Я, конечно, сходил, и мы потом плодотворно обсуждали те две лекции, которые я посетил. Во-вторых, он не просто ходил на лекции и семинары к другим преподавателям, но едва ли не прослушал несколько курсов целиком – просто для себя.
Еще один мой друг Сергей Левин, который работает в питерском кампусе НИУ ВШЭ, в прошлом году и сам посещал занятия коллег, и приглашал на свои пары других преподавателей. После чего они обсуждали частные практики педагогического процесса.
В результате такой работы минимизируются риски систематических сбоев в педагогическом процессе. И крайне важно, что происходит все это по взаимной инициативе, согласию и крайне доброжелательно.
Плюсы этой практики очевидны. Вот почему хотелось бы, чтобы в нашем университете такая практика укоренялась и распространялась.
Так, некоторое время назад, заинтересовавшись, я поехал на выездной семинар НИУ ВШЭ, где сотрудники обсуждали систему peer-review, когда преподаватели посещают занятия друг друга и обмениваются опытом. Разумеется, кое-кто говорил об этой идее с незначительным скепсисом. Но никто, кажется, не спорил с тем, что эта вещь хорошая и важная.
Так вот, лично мне кажется, что эта система, будь она введена и в каком бы виде она ни была введена, сослужит добрую службу нашему университету, став неплохим стимулом для взаимной помощи преподавателей. Но даже если этого и не произойдет, давайте все же будем находить возможности посещать занятия друг друга, скажем системе peer-review в преподавании «Да». Поверьте, это реально работает!