• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жить в эпоху перемен…

В сегодняшней колонке доцент факультета экономики Елена Шакина размышляет об оптимальной стратегии, которая помогает приспосабливаться к турбулентным условиям жизни в эпоху перемен.

Не так давно общалась со своей коллегой из Вышки – очень мудрой женщиной, к которой часто обращаюсь за советом, когда нужно принять решение или просто осмыслить происходящее в моей жизни. Она процитировала известную всем китайскую мудрость: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Не вдаваясь в подробности нашего разговора, хочу поделиться с вами мыслью, которая пришла ко мне. Сложно не согласиться с тем, что среда вокруг нас в последнее время меняется чаще, чем нам бы хотелось. И первая реакция на происходящее – сопротивление и, как следствие, размышления и разговоры о том, как можно было сделать все по-иному и как все было раньше – эффективнее, справедливее и просто лучше. «Гаджеты, соцсети заменили живое общение…» «Деньги сделали людей жестче, исказили «истинные» ценности». «Фильмы стали хуже, книг читают меньше». Этот поток нескончаем и во многом справедлив. Основной же вопрос в том, стоит ли сожалеть о том, что уже свершилось? Или постараться принять и увидеть немалые преимущества изменений? И как сделать последнее, если вы консервативны по природе?

Итак, не претендуя на то, что могу сказать здесь что-то принципиально новое, хочу поделиться тем, что помогает мне приспосабливаться к турбулентным условиям. И хотелось бы не говорить о совсем общих трендах, а сфокусироваться на том, что волнует людей Вышки и тех,кто так или иначе связан с академией. Ведь именно мы наиболее остро испытываем на себе приход новых поколений и, как результат, смену парадигм и правил игры.

На мой взгляд, мы вступили во времена очень высоких амбиций. То, что сегодня многие из нас могут считать достижениями, уже завтра будут иметь очень многие или почти все, и они потеряют свою уникальность. Даже в Вышке еще несколько лет назад знание иностранных языков, встроенность в международные исследовательские сети, зарубежные публикации считались редкими достижениями. Это существенно влияло на условия академического контракта. Сегодня все перечисленное можно считать неким стандартом успешного преподавателя, а в ближайшем будущем уже не будет достаточным, чтобы оставаться конкурентоспособным. Поэтому просто необходимо ставить очень амбициозные цели и не ждать steady state, когда прошлые заслуги будут приносить удовлетворение и дивиденды долго. В ловушку «несправедливых» и «неожиданных» изменений с большей вероятностью можно попасть, если полагаться скорее на внешние стимулы, которые часто изменчивы. Именно поэтому новые правила, которые появляются в университете, не противоречат старым и не пытаются ухудшить наше положение, а просто необходимы, чтобы создавать новые,более эффективные стимулы. Это касается и роста требований к академическим достижениям, и новых принципов установления академических надбавок, и многих других изменений, связанных иногда просто с неблагоприятной внешней конъюнктурой. Если же в любой ситуации опираться навнутренние стимулы, на свою интуицию и видение, а не ожидать лишь внешнего одобрения, рано или поздно именно это принесет плоды при любых, даже самых неблагоприятных трендах.

Поэтомуне стоит переживать из-за происходящих изменений, даже если они вносят много стресса в вашу жизнь. Ведь единственное, на что мы можем влиять, – это наше отношение, а оно, в свою очередь, меняет нас самих. И тогда все происходящее раскрывается для нас как поле новых возможностей, которые нужно увидеть и использовать.

Автор текста: Шакина Елена Анатольевна, 13 октября, 2016 г.