• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вам письмо

Нас всех (надеюсь, что всех) приучили пользоваться нашей родной корпоративной почтой. Это, кстати, входит в корпоративную этику – пользоваться почтой. Причем регулярно, а не просто так завести ящик, чтобы был, потому что обязали. И, кстати, почта реально помогает. Однако ж помимо того, что она дает много разной нужной информации, прицепом к этому идет много другой информации, но уже ненужной.

Не знаю, возможно, вы тоже это чувствовали. Сидишь на работе или не на работе, но занимаешься работой, никого не трогаешь и как ответственный сотрудник решаешь проверить ящик. Заходишь, а там раздолье – предлагаются аудиоэнциклопедии для детей, набор всех фильмов в мире на одной дискете, платные публикации в ведущих научных журналах, участие в международной (но вот же несчастье – в заочной) конференции на вообще все темы в мире и много всего разного. И все такое вкусное, глаза разбегаются.

Весь этот спам – необходимое зло, к которому мы как-то притерлись. Это уже давно не вызывает бурных эмоциональных реакций. «Что там? Опять публикация за умеренную плату? Ну, ок. Вчера таких четыре предлагали, а позавчера три». И, в общем-то, приходится терпеть. Да и не так-то сложно.

Но, бывает, почта может и удивить, вызывать отклик в душе, эмоционально взбудоражить. В такие моменты очень хочется высказаться, но даже не на конкретную тему конкретного письма, а про нашу корпоративную почту в целом. В конце концов, это университетские дела. Как спортивные клубы, кружки самодеятельности, столовые и прочие разные приятные вещи. А по большому счету ‒ куда важнее, потому что почта ‒ она про это все.

Ну, и еще потому, что, насколько я могу судить, университет заинтересован в обсуждении академической этики, а почта связана с нею напрямую и очень часто предоставляет очень даже любопытные кейсы, которые так просто, без серьезного обсуждения, не решить.

Примеры? Пожалуйста.

Да, коллеги, многие из нас были раздавлены известием об исчезновении буфета с пирожками на Мясницкой давности (RIP вкусные пирожки), но что, если рабочая почта – не лучшее место, где стоит предаваться ностальгическим воспоминаниям о своих кулинарных пристрастиях? Некоторые подумали ровно наоборот и устроили почтово-корпоративный флешмоб прощания с пирожками. Впрочем, это даже не столько этика, сколько этикет – понимать, насколько уместно рассылать такие письма «всем пользователям Москвы», «всем пользователям Перми» и далее.

Давайте возьмем более любопытный кейс.

Однажды неравнодушная к своему ребенку мать обратилась к сотрудникам (а кто может быть роднее, чем все сотрудники всех кампусов университета?) с просьбой посмотреть видеоролик с танцами ее ребенка и проголосовать за юный талант. Я уже молчу про то, что некоторые коллеги стали отвечать точно так же всем пользователям, что посмотрели ролик и остались довольны. Но даже сама по себе мысль о том, что кому-то в голову может прийти такая вот идея, лично меня обескуражила.

Некоторые коллеги, справедливо возмущаясь, тогда высказались на этот счет в социальных сетях. Но разве это решит или решило проблему? Допустим, женщине сообщили, что так поступать не очень правильно. Однако ж если кто-то догадался так сделать, теперь можно всякого ожидать. В конце концов, у всех у нас дети талантливые и часто участвуют в разных конкурсах с народным голосованием.

Вы сейчас скажете: да давно же решили проблему, и теперь поголовно всем рассылать письма нельзя. Это так. Но на самом деле не совсем так. Достаточно упомянуть в адресной строке четыре-пять адресов, и ваше сообщение увидит очень много людей, которым оно, кстати, не очень интересно. Речь о том, что такое происходит в принципе. И если кто-то не считает такое предосудительным, тогда, может быть, стоит всем объяснить правила корпоративно-почтового этикета. А потом массово их рассылать всем пользователям по почте раза три-четыре в день. Чтобы наверняка дошло.

Но если говорить без иронии, то почта вскрывает и куда более важные проблемы. Давайте снова на примере.

Какое-то время назад сотрудники одного подразделения нашего университета пригласили к себе выступать одного ученого из другого весьма важного вуза. По традиции все мы, пользователи, получили письмо с приглашением на доклад. Что же было дальше? А то, что некоторые коллеги начали писать, что, оказывается, не всех ученых можно приглашать выступать в нашем университете по определенным причинам. Потом был ответ с разъяснениями, затем снова ответ, и так еще очень долго.

На самом деле вопрос, стоило ли это делать в почте (почему, например, не в рамках форума), не так важен. Важно то, что такие проблемы вскрываются (благодаря почте).

Действительно, можно или нельзя? Достаточно ли уважительны причины не звать кого-то или отзывать приглашение? Имеют ли право сотрудники одного подразделения указывать сотрудникам другого подразделения, кого им приглашать, а потом заставлять тех оправдываться, почему они позвали не того? Насколько эта дискуссия должна быть публичной и в каком именно формате?

Это, как вы понимаете, весьма абстрактный случай, и если вы добросовестный сотрудник и внимательно следите за рабочей корреспонденцией, то понимаете, что кейс далеко не единичный. И каждый раз такие ситуации обсуждаются довольно долго.

У меня нет ответов на поставленные вопросы. Их нужно долго обсуждать в рабочих группах или в каком-то ином формате. Хорошо, что почта предлагает нам эти кейсы. Но, честно, лучше бы она предоставляла их как можно реже.
Автор текста: Павлов Александр Владимирович, 29 сентября, 2016 г.