Департамент социологии: Преподаватель
Падение уровня подготовки студентов – весьма распространенное утверждение при обсуждении образования кем бы то ни было. Обосновывается оно, как правило, анекдотическими историями об отдельных вопиющих примерах невежества. Мои собственные интуиции всегда шли против сложившегося стереотипа, согласно которому из года в год студенты становятся все глупее, знают все меньше и едят руками. Мое твердое, но ни на чем не основанное мнение заключалось в том, что общий уровень выпускников школ принципиально не меняется, со временем меняются лишь наши воспоминания о прекрасном прошлом.
Работа преподавателем на программах бакалавриата в санкт-петербургском кампусе ВШЭ с 2012 по 2016 год даже породила у меня обратное впечатление. Мне стало казаться, что студенты в целом стали гораздо лучше и умнее, чем «раньше», и их уровень продолжает расти год от года.
Новое впечатление меня, безусловно, расстроило. Выходило, что я ошибался: студенты-то не такие же, а лучше стали. Признавать свои ошибки никому не по душе, и нужно было срочно что-то предпринимать. Тогда у меня родилась гипотеза, что молодежь в России та же, однако наши студенты стали лучше. Гипотеза мне понравилась. Если она верна, значит, я работаю в хорошем университете и к тому же не ошибался.
Обратившись к данным мониторинга качества приема в вузы, я сравнил показатели единого государственного экзамена по России с показателями поступивших в ВШЭ – Санкт-Петербург. Оказалось, что средние баллы ЕГЭ зачисленных в вузы с 2011 по 2015 год повысились незначительно, а баллы приема ВШЭ – Санкт-Петербург заметно растут. Они опережают средние баллы по России среди поступающих и на бюджетной, и на коммерческой основе. При этом разрыв с каждым годом увеличивается, то есть в ВШЭ идут все более сильные студенты. Конечно, нужно учитывать не только баллы, но и другие факторы, например число мест. Тем не менее из сказанного, скорее всего, следует, что в аудиториях на моих занятиях сидят очень умные и талантливые студенты.
В целом система ЕГЭ помогла сосредоточению лучших студентов в ведущих университетах, таких как ВШЭ. При старой системе вступительных экзаменов поступление во многом определялось случайными факторами, не зависящими от личных способностей абитуриента. Сдача экзаменов в другом населенном пункте была связана с существенными транспортными и организационными издержками. Одновременное прохождение вступительных испытаний в нескольких учебных заведениях одного города зачастую было невозможно в связи с наложением дат экзаменов. В условиях неопределенности поступления это приводило к тому, что даже отличники из страха не поступить или невозможности поехать сдавать экзамены в другой город шли туда, где синица в руках казалась гарантированной. В результате поступающие были довольно разношерстными, а на одном потоке оказывались и те, кто обладал серьезной подготовкой, и те, кто просто жил на соседней улице от приемной комиссии.
Сегодня выпускникам школ сразу известны их результаты ЕГЭ, и они могут сравнительно легко рассчитать шансы на поступление в разные учебные заведения. Документы можно подать сразу в несколько вузов, находящихся сколь угодно далеко друг от друга. Соответственно, поток сильных студентов в лучшие университеты возрастает. Выпускник с высокими баллами может быть одновременно зачислен сразу в несколько мест, и при прочих равных он будет выбирать самый лучший. В новых условиях отличники все более концентрируются в сильных вузах, со временем делая их еще привлекательнее.
Возросший уровень студентов проявляется во всем: в качестве ответов и эссе, в добровольном освоении дополнительного материала, в том, как и о чем студенты общаются между собой. Высокий уровень обучающихся – это и новые возможности, и вызовы для преподавателя. С одной стороны, всегда приятно работать с умными людьми и интересно наблюдать, как на ходу решаются нетривиальные задачи. С другой стороны, есть и свои сложности. Приходится подстраивать программу так, чтобы даже те, кому все дается легко, не начинали скучать. А в ситуации, когда руку одновременно поднимает половина группы, понимаешь, что систематически не успеваешь дать слово всем, кто хочет ответить, и адекватно оценить каждого. Когда студенты регулярно приходят на семинар подготовленными, по-новому задаешься вопросом об эффективном распределении времени между контролем знаний, передачей знаний и направлением самостоятельной работы и поиска.
Данная колонка может произвести впечатление чрезмерной идеализации и обобщения, ведь даже внутри одного кампуса направления подготовки, курсы и группы очень отличаются друг от друга. Однако практически всегда в аудитории есть критическая масса студентов, задающих тон и серьезно настроенных на получение знаний. Важно то, что у самих студентов сформировалось представление о том, что они не случайная масса тел в стенах университета, а коллектив, идентифицирующий себя с высоким академическим этосом. В Высшей школе экономики студенты хороши не только по отдельности, они образуют сообщество, члены которого подталкивают друг друга к высоким результатам. Собрание таких ребят вместе можно воспринимать не как пассивный объект реализации чьих-то образовательных представлений, а как способный субъект, которому нужно помогать и не мешать на пути самообразования.