Доцент Школы философии
Однако если «там» политкорректность смотрится органично, то «здесь» в некотором отношении забавно, в другом – причудливо. За права чернокожих и других этнических меньшинств у нас не борются, поэтому так сложилось, что сражаться прогрессивные представители университета решили за права женщин. Речь идет о частной борьбе преподавателей, обличающих язвы высшей школы в социальных сетях. Живи и работай я в США, наверное, я был бы главным сторонником феминизма. Возможно, я и без того главный сторонник этого движения. Но мы должны понимать, что даже в нашем университете западная практика политкорректности пока не может работать без сбоев.
В таком случае нужна ли в нашем университете политкорректность вообще? Разумеется, нужна. Но вопрос должен быть поставлен по-другому. Если нам нужна политкорректность, то какая?
Давайте представим, что кто-то прочитал в когда-то цитируемом мною паблике «Цитаты преподов HSE» шутку преподавателя, которую, вероятно, можно было бы охарактеризовать как сексистскую. Лично я счел бы ее крайне неуместной. Но еще более неуместным я бы счел, если бы прогрессивные люди, отстаивающие права женщин, начали критиковать преподавателя, позволившего себе немного избыточного юмора, называя его в соцмедиа врагом всего светлого и прекрасного и требуя его наказания.
Мне кажется, что в этом случае требуется более тонкий подход. В рамках курса академической этики, работа над созданием которого проходит в настоящий момент, можно было бы осторожно прописать, какой именно тип юмора является недопустимым в стенах университета. И подчеркну, что этот пример взят из головы и я просто допускаю подобную ситуацию.
Мне кажется, вместо критики в соцсетях следует вести планомерную просветительскую работу: рассказывать, что такое сексизм и почему это плохо, что феминизм – неоднородное явление и что в его разных вариантах, как и в любых других случаях, есть как позитивные, так и не слишком позитивные явления. Но каждый раз в стремлении быть героем прогрессивной части человечества публично указывать кому-то на допущенные ошибки – немного лишнее.
Но вот мой любимый кейс из реальной жизни. Речь, разумеется, о конкурсе красоты в НИУ ВШЭ. Представьте, я даже не знаю подробностей о его статусе – насколько это официально и за чей счет проходит банкет. Вернее, не знал раньше. Знал же я о конкурсе благодаря тому, что он часто становился предметом острых социальных дискуссий.
Когда происходит событие, представители университета, которым не все равно, когда объективируют молодых женщин, садятся на белых коней, надевают белые плащи и отправляются на святую борьбу против угнетения девушек и главного социального порока наших дней – сексизма. Во имя этих девушек, которые рады участвовать в конкурсе и не видят в этом ничего предосудительного. И против тех, кто организовывает этот конкурс, а также тех, кому этот конкурс нравится.
Однажды некоторых преподавателей НИУ ВШЭ даже опросили, что они думают о конкурсе. Знаете, что выяснилось? Выяснилось, что все они резко против мероприятия. Правда, стоит добавить, что выборка преподавателей оказалась крайне странной, так как было заранее известно, что каждый из них может сказать об этом конкурсе, ибо уже рассказал об этом в социальных сетях.
Это не означает, что я с ними не согласен. Но и не означает, что согласен. Если бы вы спросили меня, одобряю ли я это мероприятие, то я бы, скорее всего, ответил отрицательно. Но не потому, что я главный сторонник феминизма. Ну или не главный, но вообще сторонник. А потому, что для студентов и студенток в стенах академии есть лучшие способы самовыражения. Но вместо того, чтобы каждый год гневно обличать конкурсы красоты, я стараюсь на них не обращать внимания. И обращаю внимание, как уже сказал, в тех случаях, когда те, кому небезразлично, чем занимаются молодые люди, начинают свою борьбу. Но, конечно, мое безразличие не из серии «когда они проводили конкурсы красоты, я молчал…». Просто это не тот случай, когда другим нельзя позволять жить той жизнью, которой они хотели бы пожить. Я могу точно так же рассуждать и про КВН, и про другие формы неакадемической жизни студентов в академии. Кому-то – серьезная исследовательская работа, а кому-то – искрометные шутки на сцене. Каждому свое. Мне кажется, что политкорректность именно про это.
И еще мне кажется, что у нас политкорректность – это не обвинения и не возбуждение острой социальной дискуссии. Политкорректность в университете – это вежливое отношение ко всем, кто тебя окружает, уважение к традициям, существующим в университете, а также представителям всего академического сословия, разумеется, в том числе и к студентам и студенткам. Даже если тебе не очень нравится, как кто-то думает и что говорит. И главное, политкорректность – это прежде всего понимание.
Мало кто имеет что-то против цветов. Так что пусть они и расцветают, эти сто цветов. И цветок политкорректности пускай тоже цветет пышным цветом. Но даже самый прекрасный цветок не должен превращаться в сорняк. Цветам нужно внимание и уход. Конечно, в том случае, если мы хотим, чтобы цвело сто цветов, а не один. И поклонники какого-то одного цветка должны понимать, что в нашем общем саду цветет еще много чего. Понимать это – и быть по-настоящему политкорректным.