Доцент Школы философии
Два месяца назад я написал свою первую колонку для «Окон роста». Тогда некоторые коллеги – из тех, кто прочитал текст, – решили высказаться на ее предмет в социальных сетях. Среди прочих умеренно положительных откликов были и недовольные. Так, один сотрудник был настроен критически к теме статьи и заметил на своей страничке в социальной сети: «Других проблем (кроме темы прошлой колонки. – А.П.) у преподавателей нет», имея в виду, что предоставленную мне возможность сказать что-то важное можно было использовать с большей пользой.
Что ж, в лучших традициях публичной полемики не очень явно, но все же отвечаю критикам через «Окна роста». Но, конечно, не оправдываюсь (на самом деле – оправдываюсь), а лишь удовлетворяю их интерес: затрагиваю острые вопросы внутренней университетской жизни.
Мне бы хотелось обсудить расписание дисциплин общего цикла.
Я читаю лекции на Волгоградском проспекте. Студенты, у которых я веду, там, по идее, не учатся, я там в другое время бывать не должен. То есть специально в означенное время мы вместе приезжаем туда, чтобы встретиться друг с другом. Как говаривал Шарик из «Простоквашино», это только бабушкам хорошо, когда в лесу одни пеньки: посидеть можно. Так что тем, кто живет рядом с Волгоградским проспектом, это, конечно, удобно. Но сам по себе корпус на Волгоградском – место хорошее, и за некоторое время мы уже там обжились и даже прикипели к нему. То есть речь не о том.
Однако в середине февраля произошло следующее. Я пришел читать лекцию, собирался уже приступить, а многие студенты – грустные. И грустные не как обычно. Обычно они грустят по заведенному обычаю и уже известному сценарию – вторая пара, Волгоградский проспект. Ну, вы сами знаете. А здесь меланхолия внеплановая. «Что такое?» – спрашиваю. Они: «Преподаватель забыл, что у нас пара».
Должен предупредить. Во-первых, преподаватель не может забыть, что у него пара. Во-вторых, этот конкретный преподаватель, который ведет у некоторых групп семинары, – тем более забыть не может. Мы с ним на протяжении трех месяцев обсуждали, что и как будем проходить со студентами. Я знаю, что он готовился к четвергу, чтобы наконец выйти к городу и миру.
Прочие грустные студенты рассказали, что и у другой группы занятия не состоялись. Еще одни грустные студенты тоже признались, что занятий почти не было. Дело в том, что к ним пришел преподаватель, однако в середине пары выяснилось, что он зашел не к своей группе, а к чужой, и тогда он оставил этих ребят и ушел к своим, разумеется, предусмотрительно пригласив брошенных на произвол судьбы студентов с собой.
Позже тот преподаватель, который якобы забыл про занятия, честно приехал именно к тому времени, когда у него, как он думал (и у него не было оснований думать иначе), стояли пары. Выяснилось, что недавно кем-то было изменено расписание и всех оповещали. После была долгая и обстоятельная переписка, где обсуждалось случившееся. В общем, как-то разобрались, что произошло, сделали выводы, пришли к компромиссу. В итоге, как в старом анекдоте, все решилось, но осадок остается.
Давно утвержденное расписание поменяли и уведомили об этом преподавателей постфактум, не согласовав с ними. Несмотря на то что ситуация прояснилась, результаты не самые удовлетворительные. Теперь некоторые преподаватели ведут занятия у групп не с одного, а с двух потоков. Это означает, что они вынуждены готовиться к двум разным семинарам в один день, потому что у каждого лектора свои требования и пожелания. А те, кто ведет в тот же день в других корпусах, готовятся и не к двум, а к большему количеству занятий. Другого моего коллегу оповестили о расписании в последнюю очередь. Так я узнал, что он ведет за мной семинары, непосредственно в день семинара. Но ведь мы должны были с ним подробно обсудить, что и как надо делать.
И потом, случись что неприятное, у меня и коллег будут спрашивать, почему в разных группах одного потока проходят разные вещи. Отсюда и проходят разное. Не говоря уже о расписании. Ранее у меня в электронном расписании, на которое я должен был ориентироваться, не стоял семинар. И если бы я специально не выяснил, что он есть, то опять же могло выйти недоразумение. Теперь, благо, он там.
О чем речь?
Во-первых, если такое случается, то система с электронным расписанием и ДОЦ явно несовершенна. Во-вторых, в позиции сиротливых котят, вынужденных заглядывать в окошко, где проходит праздник жизни, оказываются: 1) студенты; 2) преподаватели. Но не администрация, в окошко к которой и заглядывают. Этих преподавателей могущественная рука ответственного человека расставляет как можно более удобно и эффективно, руководствуясь расписанием студентов, наличием свободных аудиторий и т.д.
И все же выходит, что даже эффективный менеджмент иногда дает негативные последствия, которые, собственно, я и описал.
Ни в коем случае никто не говорит, что виновата администрация, формирующая расписание. Разумеется, она делает все, что может, чтобы всем было хорошо. Ну или если не всем, то большинству уж точно. Однако так не должно быть. Я всего лишь хочу сказать, что все-таки преподаватели – тоже люди, с интересами которых надо считаться, с мнением которых надо считаться. В рамках эффективного менеджмента этот момент стоит учитывать.