• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мегафакультеты: мнения экспертов Вышки

Внутриуниверситетскую реформу для «Окон роста» комментируют Вадим Радаев, Алексей Руткевич, Олег Замулин.

Первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев:
В чём цель этой реформы?
Цель реформы в улучшении управляемости вуза. Вышка стала большим университетом, появилось много факультетов, управлять всей структурой  из центра стало довольно сложно. Отсюда естественным образом появилась идея децентрализовать управление и сгруппировать небольшие  факультеты в несколько крупных подразделений (мегафакультеты).
Важным преобразованием явилось даже не столько укрупнение факультетов, сколько разделение функций управления внутри мегафакультетов между департаментами и образовательными программами. Департамент – это коллектив людей, который занимается определённым научным направлением и обеспечивает преподавание курсов в рамках этого направления  по всему Университету. Руководство департамента отвечает за работу и развитие этого коллектива, а также за распределение преподавательской нагрузки. А задача образовательных программ (бакалаврских, магистерских, аспирантских) заключается в формировании учебных планов, контроле учебного процесса,  подборе преподавателей с самых разных факультетов/департаментов вуза.  Это разделение, в частности, исключает такую ситуацию, когда дисциплина ставится в учебный план с единственной целью – обеспечить нагрузкой какого-то преподавателя. Таким образом, учебные планы становятся более сбалансированными, а департаменты вынуждены вести кадровую политику с учётом запросов программ.
В чём недостатки новой системы?
Сложность, которая подчёркивалась с самого начала, ещё при разработке этой системы, – это принципы коммуникации между департаментами и образовательными программами. Программа инициирует привлечение преподавателя на чтение дисциплины, но департамент может в этом отказать (например, на основании  того, что этого человека уже привлекли к преподаванию другой дисциплины). Финальное решение о том, кто что преподаёт, принимает департамент. В идеальном случае преподаватель, департамент и программа договариваются об оптимальном решении, но это в идеальном случае; естественно, здесь неизбежны различные трения. С этой точки зрения, реформа ещё требует отладки.
 
Какова специфика прохождения реформы на факультете экономики?
Из факультета экономики мы превращаемся в факультет экономических наук, что подчеркивает разнонаправленность нашей деятельности. Однако в плане укрупнения факультет экономики  будет подвержен минимальным изменениям, поскольку он уже в силу своих размеров является  мегафакультетом. Мы не будем объединяться с какими-то другими факультетами, просто некоторые подразделения войдут в состав факультета экономических наук в статусе ассоциированных. Они сохранят свою автономию, поэтому их присоединение не должно иметь столь радикальных последствий, как, например, на факультете социальных наук, образуемом из четырёх ранее самостоятельных факультетов.
Кроме того, переход к департаментской структуре на нашем факультете уже начал происходить два года назад – в этом смысле мы были пионерами. И поскольку мы были первыми и у нас не было уверенности в том, как новая система будет работать, мы решили на той стадии сохранить ранее существовавшие кафедры в составе более крупных департаментов. Во-первых, из соображений элементарной осторожности. А во-вторых, многие коллеги по традиции  ассоциировали себя именно с кафедрами как с некими мини-сообществами.
На нашем факультете более двадцати кафедр, но все основные административные функции уже перешли от кафедр к департаментам, поэтому принципиальной необходимости в их сохранении как структурных подразделений нет. В силу этих причин решением учёного совета НИУ ВШЭ кафедры на факультете будут упразднены в марте 2015-го года. Более того, так как новое Положение о факультете предполагает возможность создания более гибких проектных групп со схожими функциями, мы, скорее всего, будем экспериментировать с этой формой организации небольших коллективов.
 
Какие задачи вам ещё предстоит решить в связи с этой реформой в ближайшее время?
Преобразование факультетов в мегафакультеты ещё не завершено, и официально факультет экономики пока не превратился в мегафакультет экономических наук. Нам предстоит присоединить к себе ассоциированные подразделения, которые, как я уже говорил, сохранят свою автономию. И вот как это будет работать, пока до конца не ясно. Наша задача – выработать соответствующие процедуры и правила.
Кроме того, нам предстоит  отладить управление  образовательными программами. Но к этой реформе мы также готовились последние два года, поэтому для нас она не будет неожиданной, определённый задел у нас есть
 
Декан факультета гуманитарных наук, профессор кафедры истории философии Алексей Руткевич:
Чем вызвана необходимость реформы?
Когда открылся факультет философии, то очень быстро стало понятно, что в системе «4+2» (бакалавриат + магистратура) кафедры не играют той роли, которую они играли в советской системе высшего образования. Кафедры советской поры – это выпускающие кафедры, на которых происходит специализация старшекурсника, прохождение  практики на предприятии и т.п. Советская пятилетняя модель, на самом деле, списана с инженерных школ Германии и успешно работала в Советском Союзе на определённом этапе. Сегодня, в условиях массового высшего образования, она неработоспособна. В шестидесятые годы на дневные отделения поступало 15% выпускников школ, а включая вечерние и заочные – 20%. К концу брежневской эпохи этот показатель вырос примерно до 25%, а сейчас она составляет, наверное, 75–80%. И на старших курсах, когда якобы должна происходить специализация, никакой специализации в действительности не происходит, всё это фикция, потёмкинские деревни. Поэтому реформа нужна.
Кто-то держится за систему кафедр – привычная управленческая модель. Но я сторонник этой реформы именно потому, что кафедры умерли. Можно было оставить факультеты как есть или объединять, но кафедры необходимо было ликвидировать. Они не функциональны: никаких выпускных квалификационных работ по кафедрам нет, специализацию даёт магистратура. А для того чтобы ликвидировать кафедры, имеет смысл выстраивание более высокого этажа, когда минимальной структурной единицей становится департамент.
Какие изменения влечёт за собой трансформация факультетов в мегафакультеты?
Факультет философии и до этой реформы функционировал, по сути, как мегафакультет, на котором помимо факультета философии существовали отделения культурологии и востоковедения. Факультет и отделения были реально независимыми подразделениями, а я просто совмещал функции руководителя факультета философии и руководителя мегафакультета. Поэтому для меня в этой модели нет ничего принципиально нового; мне очевидно, что на практике она нормально работает.
Другое дело, как эта реформа проводится в жизнь: кого с кем объединяют, сколько денег дают и т.д. Я, например, до сих пор не знаю, какой у меня будет штат, какой персонал мне положен, как мне людей нанимать на работу, какие деньги они будут получать и т.д. Вызывает вопросы и принцип объединения некоторых факультетов.
Какие особенности нужно будет учесть при реорганизации факультета философии?
Первая проблема – это финансы. Раньше действовала формула: 35% того, что факультет заработал, остаётся на факультете. Теперь будет менее 20%. На прежнем факультете философии зарабатывали востоковеды; философы и культурологи собирают мало платных студентов. На иностранные языки, на филологию и лингвистику придёт больше людей, но этого всё равно будет мало. А большое количество преподавателей? А расходы на науку и международные связи? Просто не будет хватать денег.
Ещё одна проблема в том, что в Вышке проходит одновременно несколько реформ. Одна – смена базовых учебных планов, другая – введение учебных офисов, третья – укрупнение факультетов. И все они накладываются друг на друга, что создаёт некоторый хаос. На мой взгляд, можно было спокойно год подождать и начинать потихоньку выстраивать новые связи; получше обсуждать, кого с кем объединять и тщательнее проработать вопрос с помещениями. А сейчас историки, которые войдут в состав факультета гуманитарных наук, останутся в своём здании на Петровке. Только недавно съехали востоковеды. Даже у ординарных профессоров в здании на Старой Басманной нет кабинетов, не говоря уже о прочих профессорах и доцентах.
 
Декан факультета экономических наук, Олег Замулин:
 
В чём цель этой реформы?
Цель реформы в улучшении управляемости вуза. Вышка стала большим университетом, появилось много факультетов, управлять всей структурой из центра стало довольно сложно. Отсюда естественным образом появилась идея децентрализовать управление и сгруппировать небольшие факультеты в несколько крупных подразделений (мегафакультеты).
Важным преобразованием явилось даже не столько укрупнение факультетов, сколько разделение функций управления внутри мегафакультетов между департаментами и образовательными программами. Это разделение, в частности, исключает такую ситуацию, когда дисциплина ставится в учебный план с единственной целью – обеспечить нагрузкой какого-то преподавателя. Таким образом, учебные планы становятся более сбалансированными, а департаменты вынуждены вести кадровую политику с учётом запросов программ.
В чём недостатки новой системы?
Сложность, которая подчёркивалась с самого начала, ещё при разработке этой системы, — принципы коммуникации между департаментами и образовательными программами.
Программа инициирует привлечение преподавателя на чтение дисциплины, но департамент может отказать (например, на основании того, что этого сотрудника уже привлекли к преподаванию другой дисциплины). Финальное решение о том, кто что преподаёт, принимает департамент. В идеальном случае преподаватель, департамент и программа договариваются об оптимальном решении, но это в идеальном случае; естественно, здесь неизбежны различные трения. С этой точки зрения реформа ещё требует отладки.
Какова специфика реформы на факультете экономики?
Из факультета экономики мы превращаемся в факультет экономических наук, что подчёркивает разнонаправленность нашей деятельности. Однако в плане укрупнения факультет экономики будет подвержен минимальным изменениям, поскольку он уже в силу своих размеров является мегафакультетом. Мы не будем объединяться с какими-то другими факультетами, просто некоторые подразделения войдут в состав факультета экономических наук в статусе ассоциированных. Они сохранят свою автономию, поэтому их присоединение не должно иметь столь радикальных последствий, как, например, на факультете социальных наук, образуемом из четырёх ранее самостоятельных факультетов.
Кроме того, переход к департаментской структуре на нашем факультете уже начал происходить два года назад – в этом смысле мы были пионерами. И поскольку мы были первыми и у нас не было уверенности в том, как новая система будет работать, мы решили на той стадии сохранить ранее существовавшие кафедры в составе более крупных департаментов. Во-первых, из соображений элементарной осторожности. А во-вторых, многие коллеги по традиции ассоциировали себя именно с кафедрами как с некими мини-сообществами. На нашем факультете более двадцати кафедр, но все основные административные функции уже перешли от кафедр к департаментам, поэтому принципиальной необходимости в их сохранении как структурных подразделений нет. В силу этих причин решением учёного совета НИУ ВШЭ кафедры на факультете будут упразднены в марте 2015-го года. Более того, так как новое Положение о факультете предполагает возможность создания более гибких проектных групп со схожими функциями, мы, скорее всего, будем экспериментировать с этой формой организации небольших коллективов.
Какие задачи вам ещё предстоит решить в связи с этой реформой в ближайшее время?
Преобразование факультетов в мегафакультеты ещё не завершено, и официально факультет экономики пока не превратился в мегафакультет экономических наук. Нам предстоит присоеди нить к себе ассоциированные подразделения, которые, как я уже говорил, сохранят свою автономию. Как это будет работать, пока до конца не ясно. Наша задача – выработать соответствующие процедуры и правила. Кроме того, нам предстоит отладить управление образовательными программами. Но к этой реформе мы также готовились последние два года, поэтому для нас она не будет неожиданной, определённый задел у нас есть.
29 января, 2015 г.