Международный рекрутинг Вышки
Программа международного рекрутинга НИУ ВШЭ предусматривает найм на должность профессорско-преподавательского состава специалистов с международного рынка труда, имеющих международно признанную степень PhD, опыт преподавательской работы и значительный исследовательский потенциал.
Конкурсные процедуры проводятся на замещение штатной должности профессорско-преподавательского состава, предшествующей заключению бессрочного контракта (tenure track).Кандидаты проходят конкурсный отбор и приглашаются на работу на срок три года, приступают к работе в сентябре. По окончании трехлетнего периода проводится оценка деятельности международных специалистов (interim review), по итогам которой выносится рекомендация о возможности заключения трудового договора на новый срок. При решении вопроса о заключении нового трудового договора к международным специалистам предъявляются требования по публикации результатов научно-исследовательской работы в профессиональных международных реферируемых журналах и внесению своего вклада в развитие бакалаврской и магистерской программ.
До 2008 года найм обладателей степени PhD с международного рынка труда осуществлялся только в рамках деятельности Международного института экономики и финансов (МИЭФ). МИЭФ, с учетом его международной специфики и договора, заключенного НИУ ВШЭ с Лондонской Школой Экономики, действует в процессе отбора международных специалистов в соответствии с процедурами, утвержденными Международным академическим комитетом МИЭФ.
Начиная с 2012 года в НИУ ВШЭ действует программа Postdoctoralfellowship по международному конкурсному отбору специалистов на позиции научных сотрудников на факультетах, в научно-учебных лабораториях и научных центрах НИУ ВШЭ.
В 2014 году впервые был проведен международный конкурсный отбор специалистов на должности профессорско-преподавательского состава (TeachingTrack).
Динамику роста числа сотрудников с международного рынка труда вы можете видеть на диаграмме 1.
По состоянию на март 2015 года в ВШЭ работают 95 специалистов – обладателей международно-признанной степени PhD, принятых на работу в НИУ ВШЭ в результате процедуры международного рекрутинга (см. диаграмму 2):
Информация подготовлена Институтом фундаментальных междисциплинарных исследований
О планах по международному рекрутингу и особенностях этого года рассказывает Валентина Кускова, заместитель первого проректора НИУ ВШЭ, руководитель международной лабораторией прикладного сетевого анализа
Как Вы видите основные задачи международного рекрутинга Вышки на ближайшие годы?
Основная задача международного рекрутинга сейчас – это помощь факультетам в академической интеграции нанятых на международном рынке специалистов (МС). Вопросы культурно-бытовой интеграции очень успешно ведет отдел Юлии Гринкевич (Дирекция по интернационализации), а вот интернационализация науки через МС – это уже наша ближайшая задача. За несколько лет работы на международном рынке ВШЭ уже создала себе репутацию серьезного исследовательского вуза; коллеги, которые начинали процесс международного рекрутинга, а также руководство университета провели огромную работу, чтобы поставить его на поток по лучшим мировым стандартам. Так что теперь наша задача – не только набирать МС, но и развивать плодотворную академическую среду.
Какие механизмы большей интеграции международных специалистов в академическую жизнь Вышки Вы видите?
ИФМИ планирует взять на себя больше функций в этой области. Если главная задача первых лет работы состояла в том, чтобы заявить о себе на международном рынке и установить соответствующие международному уровню стандарты набора, то теперь, когда процесс поставлен на поток, мы ставим себе задачу целевого набора (targeted selection) – например, под конкретные программы, исследовательские проекты и т.д.
В этой связи мы планируем работать с факультетами по различным направлениям. Во-первых, создавать исследовательские группы, в том числе и студенческие, с участием новых и уже работающих у нас МС. Есть идея привлекать по контрактам неполного режима рабочего времени (part-time) международных специалистов высокого уровня, уже имеющих теньюру в лучших зарубежных университетах и мировое признание, и создавать под них исследовательские группы. Во-вторых, повышать уровень участия МС в административной и управленческой деятельности, направленной на развитие науки (например, руководство академическими программами и аспирантскими школами). В-третьих, привлекать МС к редакторской и прочей деятельности, повышающей публикационную активность ВШЭ.
Круг задач для решения определен только примерно и постоянно расширяется, и я хочу сказать спасибо факультетам, которые не только активно в этом процессе участвуют, но и предоставляют нам ценные идеи и поддержку при их внедрении.
Какие основные сложности Вы видите сейчас в своей работе?
Сложности у нас те же, что и у всех университетов, нанимающих специалистов с международного рынка: непредсказуемость рынка и уровня конкуренции, вопросы отбора именно ценных специалистов, а не случайных людей, правильная интеграция их в работу факультета, которая позволяет и самим новым коллегам максимально профессионально развиваться, и университету достигать свои задачи. Это те проблемы, которые не решишь за год или два, хотя мы активно учимся и привлекаем к работе иностранных партнеров из ведущих университетов мира.
Как на международном рекрутинге Вышки отразилась сложная экономическая ситуация и политические санкции в отношении России?
Эти моменты сейчас часто обсуждаются в академическом сообществе – и в России, и за рубежом, – но для стратегического направления развития они не самые важные. Во-первых, мы никак не можем повлиять на происходящее. Во-вторых, это ситуация проходящая; так ее видят в мировой науке.
Я должна отметить следующее: несмотря на сложность геополитической ситуации, интерес к ВШЭ в этом году не упал, а в некоторых дисциплинах, которые традиционно считаются самыми сложными для набора из-за конкуренции (например, менеджмент), число заявок даже увеличилось. Как человеку достаточно новому в этой деятельности, мне было приятно отметить, что ВШЭ уже заработала себе репутацию серьезного исследовательского центра, и эта репутация позволяет нам преодолеть временные препятствия, которые возникают из-за не зависящих от нас обстоятельств.
Об итогах прошедшего года и планах на будущее рассказывает Мартин Гилман, директор Института фундаментальных междисциплинарных исследований, профессор Департамента теоретической экономики НИУ ВШЭ.
Как вы оцениваете результаты международного рекрутинга в Высшей школе экономики за прошедший год?
Вся наша работа в прошлом году шла на фоне сложной и достаточно быстро изменяющейся геополитической ситуации. Поэтому очевидно, что мы не могли не испытывать проблем. Определенные силы в стране и в особенности за ее пределами стремятся изолировать Россию. Тем не менее, в целом с точки зрения международного рекрутинга я бы этот год, несмотря ни на что, назвал успешным, едва ли не лучшим. К нам поступило большое количество заявок – в частности, около 1000 заявок на штатные должности профессорско-преподавательского состава, предшествующие заключению бессрочного контракта (tenure track). В итоге мы наняли 30 человек. Я был приятно удивлен тем, что события, которые происходили летом, существенно не изменили ситуацию. Были, конечно, и отказы, но все же большинство дало согласие приехать.
Есть еще один момент, непосредственно не связанный с геополитической обстановкой и санкциями: случившееся в конце октября понижение цен на нефть и последовавшее за ним падение рубля. Конечно, это существенный фактор, который не мог не волновать иностранных коллег, особенно если учитывать, что их зарплата начисляется в рублях. Однако мне хотелось бы отметить, что они стоически переживали эти трудности – терпеливо ждали реакции со стороны университета, ждали конкретных мер. Никто не паниковал, никто не уехал. Сотрудникам важнее возможность проведения в Вышке академических исследований, а не внешние факторы. Это позитивный момент.
В то же время несколько человек отказались приехать именно из-за описанных мною событий. Два-три человека, которые проработали в Вышке три-четыре года, теперь заявили о том, что собираются нас покинуть. Мы продолжаем получать большое число заявок, однако, честно говоря, в среднем уровень заявителей немного снизился. Возможно, в этом году более серьезным исследователям показалось, что продолжение карьеры в Вышке – рискованное мероприятие.
Мы можем лишь предполагать, какой результат ожидал бы нас в отсутствии вышеупомянутых проблем. Возможно, итоги года были бы более успешным.
Как Вы видите идеальный механизм поиска подходящего сотрудника?
Это зависит от конкретной дисциплины. Есть сложившийся рынок по ряду направлений. Например, электронный рынок труда по экономике достаточно открыт и работает эффективно вне зависимости от того, подаете ли вы заявку на получение ставки преподавателя, исследователя, постдока, и вне зависимости от того региона, где вы хотите работать. Самое главное – в данном случае понятно, как продвигать свои программы на рынке.
В случае социологии и политологии все иначе, но, тем не менее, присутствует четкая иерархия на рынке труда – к примеру, иерархия рекрутинговых сайтов. Кроме того, хорошо организовано проведение международных конференций. И после того, как вы найдете нужного человека в сети, с ним можно встретиться на конференции и уже предметно обсудить перспективы работы в Вышке.
По отдельным направлениям, таким как философия, история, филология, медиа, сложно выделить определенные рекрутинговые сайты, конференции и т.д. В таких случаях мы используем разные подходы по привлечению сотрудников и размещению рекламы в зависимости от того, кто нужен нашим факультетам.
Каковы основные задачи на ближайший год?
Основная задача – сохранить лучших сотрудников, нанятых на международном рынке труда, в том числе российских граждан. Ректор попросил деканов мегафакультетов подумать об улучшении условий академической работы.
Университет потратил много сил и средств, чтобы пригласить новых сотрудников в Высшую школу экономики. Они должны способствовать установлению в университете международных академических исследовательских стандартов, чтобы улучшить его репутацию за рубежом. Конечно, университет не хочет потерять этих людей.
Однако необходимо признать, что обстановка в стране остается сложной. Вышка – государственная бюджетная организация, и ей сейчас приходится урезать бюджет. Поэтому нам придется еще более тщательно подходить к процессу отбора новых сотрудников. В частности, мы ужесточаем принципы отбора. Мы сконцентрировались на отборе лучших заявок. Скажем, в ближайшем году мы рассчитываем нанять не 30 tenure-track, а 20.
Кроме того, мы добавили еще один этап отбора новых сотрудников. До приглашения потенциального сотрудника в Москву для заключительного интервью мы проводим интервью по скайпу, чтобы заранее оценить серьезность его намерений. На заключительное интервью потенциальные сотрудники едут в Россию за счет Вышки, и мы против академического туризма за деньги нашего университета.
9 апреля, 2015 г.