• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Изменения в Вышке: обзор ключевых беспокойств преподавательского сообщества

В нашем университете сейчас происходят важные структурные преобразования, изменяющие привычные практики, создающие новые правила, закрепляющие новые механизмы принятия решений, открывающие новые возможности как для настоящих, так и для будущих сотрудников Вышки.


 Одна из характерных черт новой модели состоит в том, что ключевую роль начинает играть академическое самоуправление, подразумевающее большую вовлеченность академических сотрудников в управление и принятие решений, касающихся академических процессов университета. Большее участие в управлении подразумевает и большую вовлеченность и осведомленность сотрудников о перспективах, планах и принципах развития, и участие в формировании этих планов. О том, в какой степени преподаватели московской Вышки знакомы с последними изменениями и каково их отношение к этим изменениям, – в материале, подготовленном Центром внутреннего мониторинга на основании масштабного опроса преподавателей.

Юдкевич Мария Марковна
Руководство Университета: проректор

 

 
В ноябре-декабре 2014 года Центр внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ провел очередную волну ежегодного опроса преподавателей московского кампуса. По сравнению с прошлыми волнами исследования анкета опроса претерпела серьезные изменения. Одним из ключевых новшеств стало появление большого блока вопросов, посвященных отношению преподавателей к переменам 2014 года: структурным трансформациям (появление мегафакультетов, упразднение и/или преобразование кафедр, переход к управлению образовательным процессом по образовательным программам и перевод учебно-вспомогательного персонала кафедр в департаменты), а также изменениям условий конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава (конкурса ППС).

 

Сколько преподавателей знают об изменениях условий конкурса ППС и как они относятся к этим изменениям?

Результаты опроса показывают, что 90% преподавателей осведомлены об изменениях условий конкурса ППС. При этом 58% опрошенных указали, что знают об изменениях в деталях, и 33% – что слышали о них, но не знают подробностей. Сравнительно большие доли тех, кто знает об изменениях, отмечаются среди штатных преподавателей (94%) по сравнению с внештатными (77%), а также среди преподавателей со стажем работы более трех лет (94%) по сравнению с теми, кто работает в Вышке менее длительный срок (84%). Лучше всего об изменениях знают на факультетах права (100% опрошенных), филологии (97%) и бизнес-информатики (97%), а также в департаменте иностранных языков (97%). Меньше всего – на факультетах компьютерных наук (73%) и прикладной математики и кибернетики (75%).

Преподавателям, которые знали об изменениях правил прохождения конкурса ППС в 2014 году, предлагалось оценить свое отношение к новым условиям конкурса: (1) открытость (возможность участия в конкурсе внешних кандидатов); (2) проведение интервью, собеседований и открытых лекций, докладов на научных семинарах с кандидатами; (3) анонимная экспертная оценка сдаваемых на конкурс научных работ. Каждый из пунктов оценивался по пятибалльной шкале. Также респонденты могли выбрать для ответа вариант «затрудняюсь ответить».

Результаты опроса показывают, что большинство преподавателей относятся к различным аспектам нового конкурса ППС нейтрально или положительно. Сравнительно большее недовольство по сравнению с другими аспектами вызвала анонимная экспертная оценка сдаваемых на конкурс научных работ (21% преподавателей оценили этот аспект ниже 3 баллов). Негативное отношение к аспектам (1) и (2) высказали 11% и 12% преподавателей соответственно. Стоит отметить также, что значительные доли опрошенных затруднились с оценкой данных аспектов.

Сравнительно большие доли тех, кто выразил негативное отношение к открытости нового конкурса ППС, фиксируются среди старших преподавателей (20%), а также среди доцентов, получающих академические и/или преподавательские надбавки (16%). Наименьшая доля негативных откликов отмечается среди профессоров со стажем работы в НИУ ВШЭ менее 6 лет (1%). Доли высказавших негативное отношение к аспектам (2) и (3) значимо не различаются в зависимости от различных характеристик преподавателей.

Преподавателям, участвовавшим в конкурсе ППС в 2014 году, задавался вопрос о том, возникали ли у них какие-либо трудности при работе с электронной системой подачи документов. Большинство опрошенных (84%) отметили, что у них не возникало трудностей.

Сколько преподавателей знают о структурных изменениях в НИУ ВШЭ и как они оценивают эти изменения?

В анкете преподавателей спрашивали о том, знают ли они об изменениях, произошедших в НИУ ВШЭ в 2014 году. Результаты опроса показывают, что более 90% преподавателей знают об укрупнении факультетов, 85% – о преобразовании и/или ликвидации кафедр, 75% – о переходе к управлению образовательным процессом по образовательным программам и 71% – о переводе учебно-вспомогательного персонала кафедр в департаменты.

Штатные преподаватели значительно лучше осведомлены о различных аспектах изменений по сравнению с внештатными. Среди штатных преподавателей доля знающих об укрупнении факультетов составляет 94% (против 80% среди внештатных), о преобразовании и/или ликвидации кафедр – 91% (против 61% среди внештатных), о переходе к управлению образовательным процессом по образовательным программам – 80% (против 50% среди внештатных), о переводе учебно-вспомогательного персонала кафедр в департаменты – 78% (против 43% среди внештатных). Значимые различия в уровне осведомленности о различных аспектах структурных изменений в НИУ ВШЭ фиксируются также в зависимости от стажа преподавателей. Наименьшие доли тех, кто знает об изменениях, отмечаются среди преподавателей, работающих в НИУ ВШЭ менее трех лет.

Тем, кто знал об изменениях, предлагалось оценить каждый из пунктов по пятибалльной шкале. У респондентов также была возможность выбрать вариант ответа «затрудняюсь ответить».

По каждому из пунктов значительные доли респондентов (от 17% до 26%) затруднились с ответом. Можно сделать вывод, что у многих преподавателей еще не сформировалось мнение о том, как произошедшие реформы скажутся на развитии университета. При этом по таким пунктам, как укрупнение факультетов, преобразование и/или ликвидация кафедр и перевод учебно-вспомогательного персонала кафедр в департаменты, доли тех, кто негативно оценил влияние изменений на развитие университета (поставили ниже 3 баллов) превысили доли тех, кто оценил их позитивно (поставили выше 3 баллов). Наибольшая доля негативных оценок (51%) отмечается в отношении преобразования и/или ликвидации кафедр (при доле позитивных оценок всего 15%). Укрупнение факультетов и перевод учебно-вспомогательного персонала кафедр в департаменты негативно оценили 37% и 36% соответственно при долях позитивных оценок 17% и 20%. Сравнительно более позитивно преподаватели оценивают реформу, связанную с переходом к управлению образовательным процессом по образовательным программам. В отношении этого пункта 35% респондентов высказали позитивные оценки при доле отрицательных оценок 18%.

По отношению ко всем аспектам изменений значимо большие доли тех, кто высказал негативные оценки, наблюдаются среди штатных сотрудников по сравнению с внештатными, а также среди тех, кто работает в НИУ ВШЭ более пяти лет, по сравнению с теми, кто имеет меньший стаж работы. 41% штатных преподавателей негативно оценили укрупнение факультетов (против 20% среди внештатных), 55% – негативно оценили преобразование и/или ликвидацию кафедр (против 33% среди внештатных), 20% – негативно оценили переход на управление образовательным процессом по образовательным программам (против 6% среди внештатных), и 38% – негативно оценили перевод учебно-вспомогательного персонала кафедр в департаменты (против 19% среди внештатных). Среди преподавателей, работающих в НИУ ВШЭ более пяти лет, 47% негативно оценили укрупнения факультетов (против 30% среди преподавателей с меньшим стажем), 61% – преобразование и/или ликвидацию кафедр (против 44% среди преподавателей с меньшим стажем), 25% – переход к управлению образовательным процессом по образовательным программам (против 12% среди преподавателей с меньшим стажем), 43% – перевод УВП кафедр в департаменты (против 31% среди преподавателей с меньшим стажем).

К чему приведут изменения: мнение преподавателей

Преподавателям, которые негативно оценили те или иные изменения, дополнительно задавались вопросы о том, какие негативные последствия имеют или могут иметь эти изменения. Ответы на вопросы формулировались в свободной форме. Хотя по отношению к каждому аспекту изменений в анкете задавался отдельный вопрос, ответы на различные вопросы пересекались. По мнению преподавателей, реформы могут иметь следующие негативные последствия:

·        Усложнение и замедление административных процессов, повышение административной нагрузки преподавателей, бюрократизация.

·        Разрушение сложившихся научных и преподавательских коллективов, снижение качества научной и учебно-методической работы.

·        Потеря управляемости и координации учебного процесса.

·        Ухудшение индивидуального взаимодействия администраторов со студентами и с преподавателями.

·        Проблемы с неравномерным и несправедливым распределением ресурсов (в том числе финансовых) при переходе к новой структуре образовательного процесса.

·        Потеря самостоятельности и индивидуальности учебных направлений, размытие бренда специальностей, проблемы с привлечением абитуриентов.

·        Размывание университетских традиций и упадок корпоративной культуры.

Кроме того, преподаватели указывали на формальный характер произошедших изменений: если «на бумаге» заявленные реформы произошли, то в реальности, по мнению респондентов, часто продолжает действовать старая структура. Возникает неразбериха, связанная с неопределенностью обязанностей и распылением ответственности, поэтому приходится решать возникающие вопросы по-старому.

Также преподавателям было предложено высказать согласие с тремя позитивными и тремя негативными утверждениями об изменениях в вузе.

С тем, что осуществленные трансформации позволят улучшить позиции НИУ ВШЭ в международных рейтингах, согласны 24% против 40% несогласных, и 36% сотрудников затруднились с ответом. В то, что изменения улучшат условия реализации преподавательского потенциала, верит пятая часть преподавателей, в то время как не согласны с этим более половины опрошенных. С высказыванием «Эти изменения улучшат условия для реализации исследовательского потенциала» согласна примерно четверть сотрудников, а 43% имеют противоположное мнение.

С негативными утверждениями соглашались охотнее. 65% преподавателей считают, что реформы приведут к появлению дополнительных обязанностей и издержек в работе, и только 12% с этим не согласны. Около 45% полагают, что изменения негативно повлияют на корпоративную культуру Вышки (26% не согласны). Четверть опрошенных согласны, что изменения негативно повлияют на академическую репутацию университета, 37% думают иначе, и еще столько же затруднились с ответом.

Общая оценка произведенных трансформаций

В целом по результатам опроса можно заключить, что общее отношение большинства преподавателей к произошедшим изменениям является настороженным. Сравнительно позитивно воспринимается новый формат конкурса ППС, в то время как структурные трансформации получают в основном негативные оценки. Ответы на открытые вопросы о последствиях изменений показывают, что опасения преподавателей связаны в основном с распадом привычных схем взаимодействия, некоторой неясностью в отношении новых структур (департаменты, мегафакультеты) и административных процессов. Еще одна проблема, на которую также указывает большая доля опрошенных, затруднившихся дать ответы на вопросы об изменениях, – слабое понимание их сути и причин. Таким образом, задача экспликации целей осуществляемых реформ продолжает быть важной.

Материал подготовили сотрудники Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев, Иван Груздев, Лидия Камальдинова

12 февраля, 2015 г.