Каковы особенности программы ЛУ в 2016 году? Что изменилось по сравнению с прошлым годом?
Во-первых, увеличилась длительность программы «Летний университет»: в этом году мы начали работать 20 июня и завершили программу 20 августа, т.е. теперь это два полноценных месяца интенсивной работы и на две недели больше, чем раньше. Формат оказался успешным, и мы намерены его сохранить, как и закрепить за ЛУ эти даты.
Во-вторых, мы увеличили количество предлагаемых курсов. Расширились линейки курсов по математике, истории и культуре, межкультурной коммуникации. Увеличилось и количество курсов, которые мы предлагаем в программе, и количество курсов, которые были выбраны студентами.
Приятно отметить, что в этом году вновь были популярны курсы русского языка. Занятия проходили в группах по пяти уровням, и если раньше курс проводился как сопутствующий, то сейчас мы видим, что интерес к нему стал самостоятельным, потому что немногие российские университеты предлагают такое сочетание: и курсы русского языка, и курсы по специальности на английском.
Также добавлю, что в этот раз мы опять работали с нашими бадди-волонтерами, и хотелось бы сказать о прекрасной работе студентов Школы востоковедения. Как в прошлом, так и в этом году к нам приехало много студентов из Кореи, у наших ребят была прекрасная возможность практиковать язык с его носителями. Как они сами отмечают, за время общения с участниками ЛУ их уровень владения языком заметно вырос.
В-третьих, и это отрадно, ЛУ теперь базируется в трех кампусах. Некоторые студенты успели побывать в двух наших кампусах, а одна студентка из Германии побывала во всех трех. Она взяла большое количество курсов в Москве, съездила в Нижний Новгород и в Санкт-Петербург. Возможно, она приедет к нам на магистерскую программу.
В-четвертых, изменился состав участников ЛУ. Несмотря на то что общее число осталось прежним, изменение структуры участников довольно серьезно отразилось на нашей работе. В прошлом году ¾ студентов приезжали организованными группами от университетов (Сеульский национальный университет, Сеульский национальный университет науки и технологий, Университет Огайо в Майами, Гуандонский университет международных отношений), а четверть представляли категорию так называемых «самостоятельных студентов», (freemovers), так называют международных студентов, которые организуют свою учебу за рубежом самостоятельно. В этом году ситуация изменилась, и количество «самостоятельных студентов» составило половину от общего числа летних студентов. Университетские группы и «самостоятельные студенты» – это две разные целевые категории, к каждой из которой нужен особый подход, поэтому такие изменения в структуре – достаточно серьезны для нас. Одно дело обсудить программу с университетом для всей группы, другое дело – с каждым студентом отдельно, при этом составить каждому из них индивидуальную программу.
Дело в том, что «самостоятельные студенты» выбирают из списка курсов то, что им интересно, и в итоге у каждого получается своя особенная программа. Университеты действуют иначе: либо они выбирают одну программу для всей группы, либо каждый участник может выбрать курсы в соответствии с интересами, но в пределах определенного временного промежутка.
С чем связано такое изменение структуры участников ЛУ, на ваш взгляд?
Большую роль в привлечении этой категории студентов сыграл лучший из форматов рекламы – сарафанное радио. Еще одним из объяснений может быть наше сотрудничество с национальными образовательными агентствами, которые выдают гранты студентам для участия в международных образовательных программах.
В прошлом году мы работали с немецким агентством DAAD, и к нам от них приехали пять участников, в этом году их уже было восемь.
В этом году нас снова пригласили подать заявку на участие в программе GoEast. Она рассчитана на поддержку участия в образовательных программах за рубежом немецких студентов или студентов немецких университетов, а именно в странах Восточной Европы и российских вузах.
Кроме того, мы уже третий год сотрудничаем с норвежским образовательным агентством. И если в прошлом году при его поддержке приехал один студент, в этом году – восемь, из них семь на ЛУ и одна студентка – на Летнюю школу в Нижнем Новгороде.
С чем связан такой скачок?
Зимой коллеги из агентства приезжали к нам в Вышку, провели серии интервью со студентами из Норвегии, которые учатся в Вышке, и с сотрудниками, посетили общежития, сделали фотографии, а затем разместили у себя на сайте материал на родном языке с информацией о том, куда стоит поехать на обучение. А такой формат – лучшая рекомендация для своих студентов. И мы рассчитываем, что количество норвежских студентов будет увеличиваться таким образом и далее.
Кроме того, мы активно взаимодействуем с агентством Nuffic (Нидерланды), которое хотя сейчас и не оказывает финансовой поддержки, но проводит довольно мощную информационную кампанию, рассказывая голландским студентам, куда можно поехать учиться. И в этот раз к нам приехали семь студентов из различных университетов Нидерландов.
В этом году у нас интересная статистика по странам, из которых приехали студенты (их гражданство), и университетам. Так, среди участников было пятеро китайских студентов, но ни один из них не представлял университет своей страны, и семь студентов из британских университетов, при этом все они не были британцами.
Диаграмма №1. Сравнительное количество студентов Летнего университета 2015-2016 гг. (Количество студентов осталось неизменным (103), но изменилась внутренняя структура)
В 2016 году в Летнем университете принимали участие студенты из 16 стран (Германия, Гонконг, Индия, Кипр, Китай, Корея, Мексика, Монголия, Нигерия, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Судан, Филиппины, Франция), при это они представляли университеты, расположенные в 12 странах (Великобритания, Германия, Гонконг, Индия, Корея, Нигерия, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Судан, Франция).
Самые популярные страны (как по гражданству, так и по стране материнского университета) – Корея, Германия, Нидерланды, США, Китай, Норвегия, Великобритания. Любопытно, что количество стран и национальностей не соответствует национальной принадлежности университетов. Так, как уже упоминалось, из университетов Великобритании приехало семь студентов, но британцев среди них не было, из университетов Китая студентов в этом году не оказалось, тем не менее обучение в Летнем университете в 2016 году прошли пять китайских студентов.
Как формируются новые курсы?
И в прошлом, и в этом году мы проводили опрос среди студентов о том, какие курсы они хотят видеть в программе. Выяснилось, что их заинтересовали курсы по русской истории, им хотелось бы больше курсов по культуре, и курс по истории, кстати сказать, оказался довольно популярен.
Еще один инструмент формирования курсов – диалог с факультетами. Нам очень важно не просто добавить курс в программу, но и быть уверенными, что он окажется востребованным. При формировании программы Летнего университета на следующий год мы будем проводить серию встреч с факультетами. Уже сейчас мы обсуждаем с коллегами факультета математики новый формат для проведения занятий со студентами в рамках Летнего университета. Это будут не привычные лекции и семинары, а индивидуальная работа с научными руководителями по интересующей теме.
Немаловажным является для нас и тот факт, что опросы студентов показали устойчивый интерес среди студентов к ЛУ, они готовы рекомендовать нашу программу другим, и мы по-прежнему соответствуем ожиданиям. А особенно приятно то, что двое выпускников Летнего университета прошлого года поступили на англоязычную магистерскую программу и на подготовительное отделение, чтобы затем продолжить обучение в магистратуре на русском языке!
"Летом 2015 года я приехал в НИУ ВШЭ в качестве студента Летнего университета и прослушал несколько курсов по политическим наукам, истории и русскому языку. Курсы мне очень понравились высоким академическим уровнем и помогли расширить представление о политике в целом. Потому я и решил сначала поступить на подготовительные курсы в Вышку, а затем продолжить обучение здесь на магистерской программе в области международных отношений. Летний университет помог мне определиться с выбором и убедиться в том, что Россия для моего дальнейшего образования является лучшим выбором: учеба в Москве меня невероятно вдохновляет"
Аманд ванн Россум (Нидерланды)
Какие задачи стоят перед ЛУ сегодня?
Важная задача – не просто увеличивать число студентов, но и привлекать их внимание к нашим основным образовательным программам, магистерским англоязычным, потому что в большинстве своем наши студенты – это бакалавры. Для этого важно через Летний университет познакомить их с Вышкой,чтобы они посредством этого опыта захотели бы здесь учиться и дальше.
Какие инструменты вы планируете подключать для реализации этих планов?
Сейчас мы стараемся задействовать все инструменты, какие только возможно:академические связи между факультетами, университетами, преподавателями, участие в различных международных образовательных форумах и выставках, реклама на специализированных сайтах и в социальных сетях. И конечно же,подключение самих студентов и выпускников:сарафанное радио по-прежнему хорошо работает независимо от уровня развития технологий.
Продолжение работы с существующими партнерами и налаживание новых партнерских отношений – еще один важный инструмент, который позволяет сделать и наши образовательные программы более заметными на рынке, и очевидным тот факт, что в Вышку стоит приехать, чтобы учиться на магистра экономики, на программах по финансовому менеджменту, математике, истории искусств, урбанистике и множестве других образовательных направлений на английском языке.