«Окна роста» узнали у проректора Сергея Рощина, начальника Управления образовательных инноваций Оксаны Черненко, руководителя Школы востоковедения Алексея Маслова, академического руководителя образовательной программы «Международные отношения в Евразии» Максима Братерского и начальника отдела поддержки иностранных студентов Софии Садыковой о том, как организована деятельность Летнего университета и какие стратегические задачи решаются с его помощью в НИУ ВШЭ.
Проректор ВШЭ
«В современной образовательной деятельности летние университеты в формате кратких образовательных программ не являются редкостью, – рассказывает проректор Сергей Рощин. – Мы наблюдаем такую практику во многих университетах мира, хотя она может по-разному называться – летний университет, летний семестр, иногда это переходит в понятие «летняя школа», но, как правило, в случае с летним университетом речь идет не просто о каких-то элементах летней школы, но и о системном обучении, которое может быть предоставлено по некоторому набору курсов. С этой точки зрения летний университет не является каким-то сверхоткрытием или сверхинновацией, потому что мировая образовательная практика уже пошла по этому пути. Университет – это большая интеллектуальная корпорация, которая предоставляет свои услуги в разных форматах, и не только в формате стандартных образовательных программ, но и в формате различных элементов обучения на коротких образовательных курсах. Надо сказать, что в современном мире в условиях образовательной и академической мобильности очень часто подобные курсы засчитываются в освоении образовательных программ во многих университетах мира. И с этой точки зрения то, что было создано два года назад в Высшей школе экономики, является достраиванием наших предложений по различным образовательным программам с подобными функциями и возможностями. Принципиально то, что мы предоставляем возможность такого обучения на английском языке, потому что, конечно, речь идет о мобильности студентов из разных университетов мира, а не только из российских, и в этом смысле концепция летнего университета изначально предполагала англоязычность. Для чего это делала Высшая школа экономики? Во-первых, чтобы действительно разнообразить свои образовательные программы, которые могут быть предоставлены студентам не только в качестве full degree, но и как различные элементы включенного обучения. Во-вторых, как показывает опыт многих университетов, подобные образовательные программы помогают поближе познакомиться с университетом. Студенты приезжают, слушают курсы, знакомятся с университетом, оценивают его уровень, потом, возможно, проявляют к нему интерес с точки зрения участия в каких-то других программах включенного обучения или даже поступления на другие уровни образования, допустим, после бакалавриата – в магистратуру, после магистратуры – в аспирантуру и так далее».
Директор Центра специальных международных программ
«Образовательные программы есть в летнем расписании большинства учебных заведений, – рассказывает начальник Управления образовательных инноваций и специальных международных программ Оксана Черненко. – Первая же летняя школа открылась в 1871 году в Гарвардском университете. Эта программа действует и сейчас. Летняя школа Гарвардского университета открыта как для студентов, так и для школьников – у этих программ, соответственно, разный набор курсов и разная продолжительность.
Сейчас летние школы есть во многих европейских университетах и по всему миру. Так, особенностью летних программ британских университетов стала их открытость не только для студентов, но и для всех, кто готов продолжить свое образование (continuing education или long-life learning). Европейские университеты изначально предлагали программы в большей степени социально-культурной направленности, с меньшим акцентом на обучающий элемент. Но сейчас ситуация стремительно меняется, и перед студентами, как, впрочем, и перед всеми, кто готов с пользой провести летние каникулы или отпуск, открывается огромный выбор летних программ, включающих академические курсы – от изучения иностранного языка до эконометрики и статистики. В качестве примера можно привести летнюю школу в Барселоне Barcelona GSE Summer School, которую проводит Graduate School of Economics».
Летний университет в Вышке: в чем особенность?
«В сложившейся практике большинства летних школ НИУ ВШЭ и Летнего университета много общего, – отмечает Оксана Черненко. – Это образовательная составляющая; возможность получить кредиты, которые затем будут включены в зачет основной образовательной программы; язык преподавания (английский); проведение занятий на базе университета (не все летние школы уезжают из города, часть из них остается в Москве, и занятия ЛУ тоже проходят в нашем учебном здании на Мясницкой, 9/11, а слушатели живут в студенческих общежитиях). Но у ЛУ есть несколько отличительных особенностей:
1. Обычно летние школы (специализированные или междисциплинарные) посвящены одной теме и длятся примерно две-три недели. Для всех участников готовится одинаковое расписание, программа их пребывания на летней школе довольно четко регламентирована. У ЛУ широкий выбор курсов, которые идут в течение двух месяцев, у каждого слушателя свой индивидуальный набор курсов и свое расписание.
2. Летний университет имеет возможность максимально полно представить основные образовательные программы университета. Сейчас в списке курсов представлены дисциплины по направлениям «Мировая экономика», «Международные отношения», «Менеджмент», «Медикоммуникации», «История», «Культурология», «Компьютерные науки», «Математика», «Социология». И этот перечень будет расширяться. Таким образом, решая задачу привлечения иностранных студентов на программы магистратуры и бакалавриата (в первую очередь это касается англоязычных программ и включенного обучения), ЛУ дает слушателю возможность сориентироваться и подобрать себе программу обучения в нашем университете на будущее.
3. Индивидуальная траектория обучения. Каждый слушатель выбирает те курсы (и в таком количестве), которые ему интересны. По окончании программы каждый получает транскрипт с указанием количества кредитов (ECTS) и оценок. И при желании можно эти кредиты включить в свою программу в родном университете (конечно, при условии согласия университета).
4. Слушателей также привлекает возможность помимо курсов по интересующему их направлению включить в свою программу курс русского языка. ЛУ предлагает курсы для всех уровней – от начального до продвинутого, разной продолжительности – от 3 до 6 недель. В планах есть открытие группы для heritage students (студентов из семей эмигрантов, для которых русский язык – это часть их культурного наследия). В этом году курс русского языка посетил каждый второй студент.
5. Летний университет не только расширяет список курсов, но и действительно становится «летним». В следующем году ЛУ начнет работу с 20 июня и будет открыт по 20 августа. Такая продолжительность связана с тем, что нам хотелось бы привлечь студентов со всего света, а в разных странах и университетах каникулы отличаются от привычного для нас графика. Например, студенты из Австралии и Японии могут приехать к нам только в августе.
6. География Летнего университета расширяется. В этом году состоялась неделя ЛУ в Санкт-Петербурге. 15 слушателей отправились в Северную столицу, где в течение шести дней изучали российские политические институты в исторической перспективе и, конечно, знакомились с городом. Создание сетевых программ сейчас становится модной тенденцией, и у ЛУ большие планы.
7. Участники ЛУ не предоставлены сами себе. По их желанию студенты-волонтеры, участники Бадди-клуба, могут стать проводниками для иностранных слушателей по московской и университетской жизни», – отмечает Оксана Черненко. О том, как устроен Бадди-клуб в Вышке, рассказала начальник отдела поддержки иностранных студентов София Садыкова : «Бадди(от англ. buddy – приятель) – это волонтеры из числа студентов НИУ ВШЭ, готовые помогать иностранным студентам. Как правило, бадди работают со студентами из дальнего зарубежья, которые не владеют русским языком. За каждым иностранным студентом закрепляется индивидуальный бадди. Иностранный студент и бадди начинают общаться по электронной почте еще до приезда студента в НИУ ВШЭ. Чем могут помочь бадди и как с ними связаться, можно узнать на сайте отдела поддержки иностранных студентов http://istudents.hse.ru/buddy/. В 2015 году бадди-движением стал руководить Совет бадди. В движении участвуют около 400 студентов НИУ ВШЭ. Набор бадди ведется совместно Бадди-клубом и отделом поддержки иностранных студентов при информационной поддержке Центра поддержки студенческих инициатив и Дирекции по связям с общественностью и информационным ресурсам. Испытательной площадкой для реорганизованного Бадди-клуба летом 2014 года стал Летний университет. Тогда администрация Летнего университета и отдел поддержки иностранных студентов совместно организовывали работу бадди. В 2015-м Летний университет уже взаимодействовал с Бадди-клубом напрямую. Также напрямую с бадди работают и многие международные летние и зимние школы НИУ ВШЭ и подготовительное отделение для иностранных граждан факультета довузовской подготовки».
Об особенностях и задачах Летнего университета «Окнам роста» рассказали руководители направлений.
Заведующий Отделением востоковедения
Руководитель Школы востоковедения, профессор факультета мировой экономики и мировой политики Алексей Маслов:
«Летний университет – весьма сложная форма работы, и не многие крупные зарубежные университеты берутся за проведение таких образовательных программ, несмотря на кажущуюся простоту и привлекательность. Многие преподаватели уходят в отпуск и разъезжаются, поэтому я не раз сталкивался с тем, что даже в солидных британских университетах преподаватели на лето подбираются «по остаточному принципу». ВШЭ, и в частности Школа востоковедения, делегирует действительно ведущих профессоров, многие из которых неоднократно признавались лучшими преподавателями года.
Школа востоковедения за счет ЛУ привлекает к себе дополнительное внимание студентов, прежде всего из стран Азии, поскольку у нас лекции читают ведущие специалисты по самым актуальным вопросам азиатского развития – от многостороннего сотрудничества и экономического развития до спорных вопросов истории. К тому же и мы можем через дискуссию испытать реакцию наших слушателей на новые подходы и идеи.
В рамках Летнего университета решаются две взаимосвязанные задачи: привлечение внимания иностранных студентов через демонстрацию мощного научно-аналитического потенциала (а это наши потенциальные абитуриенты магистратуры), в том числе и через «сарафанное радио», и привитие серьезных научных востоковедческих взглядов на процессы в странах Востока.
Казалось бы, зачем студентам из Китая, Кореи или других стран Азии слушать лекции про свои же страны? Ответ прост: мы даем нестандартные, необычные подходы, которые они вряд ли услышат у себя на родине, мы сравниваем взгляды и подходы, мы расширяем пространство индивидуального понимания Азии. Мы втягиваем слушателей в дискуссию по самым, на первый взгляд, хорошо известным вопросам. Например, в этом году, выступая перед китайскими студентами из Гуанчжоу, я поднял вопрос о различиях подходов и типов мышления китайцев и европейцев. Вопрос очень тонкий, здесь надо быть крайне осторожным в формулировках. И я показал китайским студентам эволюцию смыслов некоторых важнейших иероглифов: как они воспринимались в древности и как сегодня. Студенты были поражены, что они, оказывается, сами не знают тонкостей своей письменности и культуры. И буквально уже на следующий день я с удовольствием прочитал рассказ о моей лекции на китайском студенческом форуме.
Если говорить о планах и перспективах,сейчас важно искать новые формы работу ЛУ, которые привлекут еще больше слушателей. Например, мы планируем продолжить проведение летних европейских школ по востоковедению на Мальте – перекрестке западных и восточных культур, чтобы и российские, и зарубежные студенты могли и отдохнуть, и поучиться. Другая форма работы – углубленная тематизация курсов ЛУ, чтобы каждый год мы могли предлагать что-то новое, например «Религиозные традиции в современной Азии» или «Проблемы устойчивого развития Восточной Азии», причем по итогам обучения в ЛУ слушатели должны получать полный пакет учебных материалов. В общем, объем работы возрастет, но и эффект будет лучше».
Заведующий кафедрой мировой политики
«Летний Университет – отличный способ познакомить иностранных студентов с Вышкой без каких-то чрезмерных обязательств в виде полноценных академических программ. В отличие от летних школ, ЛУ – всеобъемлющее образовательное мероприятие на площадке НИУ ВШЭ для иностранных студентов, обучающихся на программах бакалавриата, магистратуры и PhD в зарубежных университетах. За время его проведения охватывается достаточно широкий спектр проблем и дисциплин, при этом преподаватели, которые участвуют в ЛУ, всегда находятся в тонусе и практикуют свой английский язык, общаясь с иностранной аудиторией. По опыту этого года я наблюдаю хорошую тенденцию: довольно много преподавателей университета на примере ЛУ начали обкатывать свои новые курсы на английском языке. Это хорошая тенденция, когда короткий курс читается сначала в рамках ЛУ, а потом появляется в расширенном и переработанном формате уже в штатном расписании на следующий год.
Мне бы хотелось, чтобы ЛУ оставался тем, что он представляет собой сейчас, потому что уже сейчас Летний университет достаточно успешен, и чтобы в дальнейшем он стал широким каналом, через который к нам приходило бы большее количество студентов на регулярные программы. По моему опыту, все к тому и идет».
Летний университет – 2015: статистика и программа
В 2015 году в программах Летнего университета приняли участие 103 студента из 15 стран, которые представляли 29 зарубежных университетов.
Как строится программа ЛУ? Слушатели выбирают из списка, в котором более 20 дисциплин, те курсы, которые им интересны, и формируют индивидуальный учебный план. В этом году большинство слушателей – 59 – выбрали три курса, по одному курсу выбрали 11 студентов, а максимальное число курсов было у одного слушателя – шесть. В программе были представлены блоки курсов: «Политика и международные отношения (Politics and International Relations)», «Экономика (Economics)», «Компьютерные науки (Computer Science)», «Культура, история и общество (Culture, History and Society)», курсы о России (Russian Studies) и русский язык. Например, в первый блок вошли курсы EU-Russia Relations and the Future of Europe («Европейско-российские отношения и будущее Европы»), Rising Powers in World Politics: the Russian Perspective («Усиление влияния в мировой политике: российский подход»), US-Russia Relations Between the Cold Wars («Российско-американские отношения между холодными войнами»), Russia and non-traditional security challenges in the contemporary world («Россия и нетрадиционные проблемы безопасности в современном мире»). Внушительный перечень курсов и разнообразие тем позволяют нам выстраивать отдельные программы по запросам университетов-партнеров. Так, Сеульский национальный университет выбрал наш Летний университет как площадку для проведения своей программы «СНУ в Москве». Несколько слов об этой программе. Сеульский национальный университет ежегодно проводит выездные программы для своих студентов по всему миру – в Пекине, Париже, Берлине, Мадриде, Вашингтоне, Токио. И мы рады, что после двухлетних переговоров наши партнеры выбрали местом проведения своей программы в Москве именно НИУ ВШЭ. Для корейских студентов мы предложили курс «Понимание современной России (Understanding Modern Russia)», в рамках которого преподаватели Летнего университета прочитали лекции по истории, экономике, международным отношениям, современным массмедиа. Для группы студентов Гуандонского университета международных отношений (Guangdong University of Foreign Studies) была предложена программа из двух курсов – «Страны БРИКС и возникший мировой порядок (BRICS Countries and the Emerging Global Order)» и «Развитие экономики России (Russian Economy in Transition)».
Ежегодно совместно с Центром внутреннего мониторинга проводится опрос слушателей ЛУ. Исходя из данных за два года, можно сделать вывод, что участники удовлетворены тем, как прошел Летний университет. В анкетировании приняли участие 55% (70% в прошлом году) слушателей, из них 88% (73%) определенно рекомендовали бы обучение в ЛУ другим иностранным студентам. Абсолютное большинство респондентов (92%) оценивают набор курсов Летнего университета на «отлично» и «хорошо». Как и в прошлом году, учебная программа соответствовала ожиданиям 77% (80%) респондентов, среди них 25% (20%) отметили, что она превысила их ожидания.
«Тем не менее нам по-прежнему есть над чем работать, – подводит итог Оксана Черненко. – Обычно о нас узнают от профессоров своего университета или через различные фонды. Многие самостоятельно ищут информацию в интернете. Поэтому нам важно развивать оба информационных канала. Среди наших партнеров – DAAD. В результате конкурсного отбора мы стали участниками программы Go East – 2015, и пять немецких студентов получили стипендии для участия в нашем Летнем университете. Мы планируем расширять сотрудничество и развивать новые связи. В данный момент обсуждается модель взаимодействия с летней школой Radboud University (Нидерланды). Уже сейчас мы получаем индивидуальные (предварительные) заявки, значит, мы стали заметнее на образовательном пространстве».
Этот выпуск «Окон роста» целиком, а также все предыдущие выпуски, читайте по этой ссылке в формате PDF