Дирекция по связям с общественностью и информационным ресурсам: Заместитель директора
Как появился «Университет, открытый городу»?
НИУ ВШЭ – молодой университет, который растет и развивается достаточно быстро. В один момент была поставлена новая амбициозная задача – сделать наш университет открытым городу и направить имеющиеся у нас интеллектуальные и профессиональные ресурсы на формирование современной интеллектуальной городской среды.
Современный университет – это уже не только и не столько образовательный научный центр, сколько инструмент и ресурс для создания нового качества городской среды. В мировых образовательных практиках он часто формирует историческое и туристическое лицо города. Вспомним, например, Латинский квартал и Сорбонну, Кремниевую долину и Стэнфорд или Гарвард, где весь город буквально подчинен тому, что происходит в кампусе. В Университете Торонто в Канаде студенты создали Международную клинику по правам человека и активно помогают иммигрантам защищать их права. Свободный университет Берлина регулярно открывает свои аудитории, лаборатории, библиотеки для жителей города, в частности во время Ночи наук. Йель, например, открыто декларирует свой вклад в трансформацию и улучшение городского ландшафта, в создание города, удобного для проживания. В университете даже создали отдельное подразделение – Центр урбанистических исследований (Center for Urban Research), который вырабатывает экологические и социальные стратегии, касающиеся просвещения и практик городского благоустройства. Как мы видим, НИУ ВШЭ располагает достаточно мощным информационным заделом, который «Университет, открытый городу» успешно осваивает. Мы выбираем лучшие мировые практики и реализуем их на нашей площадке, неизбежно привнося что-то свое в улучшение городского пространства и в формат такого рода работы с городской средой. И в этом смысле то, что делается в рамках социальной миссии Вышки, можно назвать уникальным для России опытом, поскольку подача, системность и способы встраивания проекта в имидж научно-исследовательского университета не имеют аналогов среди российских вузов.
Что удалось реализовать к июню 2016 года?
С момента официального запуска проекта прошло уже четыре года. За это время мы провели более двух сотен открытых лекций и проектов, именно наших, вышкинских. Кроме того, мы участвовали во многих городских праздниках и акциях, а также в проектах Департамента культуры и других организаций, которые проводят открытые фестивали и прочие культурные мероприятия: Ночь искусств, День народного единства, фестиваль «Маевка» в парке «Музеон», субботники. Кроме того, НИУ ВШЭ уже четыре года подряд – одна из базовых и самых больших площадок проведения акции «Тотальный диктант» в Москве. Мы неоднократно становились соорганизаторами мероприятий вместе с Политехническим музеем.
Расскажите об уникальных кейсах, которые были реализованы в рамках проекта?
В прошлом году, например, впервые был проведен Большой благотворительный фестиваль НИУ ВШЭ «Герои среди нас» совместно с благотворительными студенческими организациями. Это был успешный опыт, который показал, что студенты, да и вообще москвичи, готовы участвовать в благотворительных проектах, поддерживать их, быть частью одного общего доброго дела. Поэтому в 2016 году мероприятие повторится и, мы надеемся, станет новой доброй традицией Вышки, как ею когда-то стал праздник «День Вышки».
Нельзя не отметить и наши открытые лектории «Лекционные четверги в музеях Москвы» и «Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ». Открытые лекции с каждым годом набирают все большую популярность. Хотя мы и были одними из первопроходцев по части открытых научно-популярных лекций, сейчас конкуренция растет в геометрической прогрессии. Поэтому мы ищем новые фишки, совершенствуем форматы. Так, лекции молодых ученых с сезона зима-весна 2016 года преобразовались в полноценные лекционные тематические циклы, после прохождения которых слушатели получают сертификаты.
День Вышки – это самый масштабный ежегодный проект, который мы устраиваем в том числе для всех желающих. Он включает в себя большую программу, направленную на разные возрастные группы, нацеленную на разные предпочтения: это и развлекательная программа, и спортивные мероприятия, и большой культурно-образовательный блок, и мероприятия бизнес-тематики. Кроме того, День Вышки – это самый большой день открытых дверей, включающий разноплановые мероприятия для родителей и абитуриентов, а также встречу выпускников друг с другом и со своими преподавателями.
Летом мы запускаем новый проект вместе с ВДНХ на их площадке. Проект называется «Парк знаний». Вышка – один из операторов проекта. Все лето мы будем организовывать силами наших сотрудников игровые обучающие мероприятия для детей и их родителей, открытые лекции, профориентационные мероприятия.
Как вы подбираете и выбираете партнеров проекта? Как происходит отбор спикеров? Как сотруднику Вышки можно принять участие в проекте?
Иногда мы находим их, иногда выходят с предложениями на нас. Но в каждом случае мы не пускаемся с ходу во все тяжкие, мы тщательно прорабатываем концепции, думаем о том, что можем предложить мы, а что предлагают нам. Спикеры, желающие выступить с лекцией, все чаще сами пишут или звонят нам. Даже очередь образуется! Мы общаемся с ними, продумываем темы, обсуждаем, как это должно выглядеть, ведь читать лекции они должны будут не просто студентам, а неискушенному слушателю, при этом формат должен быть научно-популярный. С этим могут легко справиться далеко не все, поэтому мы и придумали когда-то проект с участием молодых ученых, чтобы будущая профессура нарабатывала навыки общения с разной аудиторией, а люди могли в доступной им форме узнать то, что давно их интересовало.
Существуют ли партнерские истории с другими университетами?
Мы регулярно получаем от коллег из других университетов положительные отзывы о нашей деятельности и запросы о сотрудничестве. С некоторыми получается реализовать интересные вещи. Отмечу недавний проект сСанкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) в особняке Салтыкова-Черткова на Мясницкой, 7. В 2015 году ИТМО организовал выставку Magic of Lights, это было достаточно громким событием для Санкт-Петербурга, афиши висели по всему городу. А в этом году ИТМО привлек нас как партнеров и привез выставку в Москву, в особняк Салтыкова-Черткова.
Как вы измеряете и измеряете ли эффективность того или иного мероприятия в рамках проекта? Какие задачи ставите перед участниками проекта?
Основной показатель эффективности проекта – это посещаемость и вовлеченность аудитории в те мероприятия, которые мы проводим. Наши участники – это люди, посещающие мероприятия, и люди, их производящие. Первым мы никаких задач, соответственно, не ставим. Для вторых же задача одна – провести мероприятие на высоком профессиональном уровне, а уже отсюда вытекает и все остальное: аудитория становится лояльной, приходит к нам вновь и вновь. Например, на лекториях у нас есть постоянные посетители, которые не пропускают почти ни одной лекции! Это так воодушевляет, когда ты приходишь и видишь помимо новых лиц тех, кто уже сталкивался с тобой, когда они здороваются и благодарят за то, что ты делаешь.
А есть ли какие-то статистические данные, важные для понимания охвата проекта?
Ежегодно лектории НИУ ВШЭ посещает более 4500 тысяч человек. Общее количество посетителей мероприятий УОГ за 2015 год превысило 80 000 человек. И ежегодно наши показатели растут, растет и интерес к нашим проектам и мероприятиям как среди студентов и сотрудников Вышки, так и среди москвичей.
Но поскольку проект – все-таки глобальная часть социальной миссии университета, а не прямой инструмент, отслеживать востребованность и эффективность мы можем по-разному. Реализацию социальной миссии и имиджа университета как культурного фактора мы видим по числу посетителей и публикаций в СМИ, а также в общении с партнерами и с коллегами из других университетов. Разумеется, мы анкетируем посетителей наших лекций, на все практические события, кроме Дня Вышки, мы делаем онлайн-регистрацию. Процент внешней аудитории, которая коммуницирует с университетом благодаря событиям, которые мы инициируем, нам известен: от 60 до 70%, и, как правило, он зависит от мероприятия. Эта доля – внешняя аудитория, которая не имеет к Высшей школе экономики никакого прямого отношения. Но мы прекрасно понимаем, что среди этой аудитории есть заинтересованные в наших образовательных программах люди и как инструмент привлечения абитуриентов на образовательные программы УОГ воздействует косвенно.
Важнейшей нашей задачей является формирование имиджа университета, и привлечение абитуриентов строится на рекламе образовательных программ. Когда люди принимают решение пойти к нам учиться, для них важно в первую очередь содержание программы, и здесь уже наша задача состоит в том, чтобы правильным образом ее преподнести. Кроме того, огромную роль в принятии решения о поступлении играет доверие к бренду. Как раз над тем, чтобы формировать бренд посредством «Университета, открытого городу», мы и работаем.
Если говорить не о статистике, а о личных впечатлениях, то когда мы приезжаем на конференции, то уже понимаем, что наш проект хорошо знают. Об этом можно судить и по тому, как коллеги из других университетов обращаются к нам за консалтингом и за моделью УОГ. Задача узнаваемости бренда «Университет, открытый городу» решена, и это большой вклад в формирование узнаваемости бренда Вышки в целом. Последние два года мы с коллегами наблюдаем интересный тренд: к нам обращаются коллеги из региональных и московских университетов с просьбой поделиться опытом, и это тоже показатель эффективности наших усилий.
Какие задачи сейчас представляются вам наиболее важными?
УОГ – это важная часть имиджевой составляющей университета и большое количество мероприятий, которые выходят за рамки образовательной деятельности Вышки. Поэтому в общей стратегии НИУ ВШЭ проект занимает одно из первостепенных мест. Мы по-прежнему будем развивать проект в направлении нашего полезного влияния на город и горожан. Все то, что мы делаем, будет нацелено на развитие и улучшение городской среды во всех доступных нам плоскостях: культура, искусство, просвещение, улучшение городских территорий силами студентов, сотрудников и администрации (имеется в виду реконструкция наших корпусов), социальные инициативы. То есть будем делать все, что в наших силах, чтобы город стал чуть-чуть лучше.
Разумеется, мы будем продолжать начатое. Когда мы задумывали проект, то хотели, во-первых, чтобы это была квинтэссенция нашей социальной миссии в рамках стратегической инициативы. Но еще на этапе создания мы понимали важность того, чтобы проект еще решал и конкретные маркетинговые задачи, т.е. работал на привлечение абитуриентов разных возрастов и разных уровней подготовленности. Потому продолжится работа не только со школами и школьниками (хотя в рамках проекта существует даже отдельный блок «Университет, открытый детям»), но и со взрослой аудиторией.
Еще одна важная задача – налаживание партнерств в области GR между университетом и городскими структурами, ведомствами и департаментами на благо развития города. Три направления и три группы задач, которые являются первостепенно важными, – это реализация социальной миссии, решение маркетинговых задач и GR.
«Университет, открытый городу» – проект аккумулирующий, он включает в себя не только культурную составляющую, но и, конечно, непосредственно научную. Сделать науку открытой – это миссия развивающегося научно-образовательного портала https://iq.hse.ru/, в публикациях которого представлены результаты исследований, полученные учеными НИУ ВШЭ. Мы стараемся говорить простым и понятным языком даже о сложных вещах, адаптировать специальные темы для понимания обычными людьми, не владеющими профессиональными знаниями и навыками. Нам важно рассказать о результатах исследований таким образом, чтобы читатели могли ими воспользоваться, студенты других вузов ссылались на полученную у нас информацию, а ученые из других университетов могли использовать ее в своей работе. Это тоже одна из важных задач в рамках реализации проекта УОГ.
НИУ ВШЭ – огромная и многогранная структура, не всем горожанам понятно, какими возможностями мы обладаем и что можем делать. И «Университет, открытый городу» в этом плане – удобный инструмент для понимания возможностей, расширения горизонтов, обмена опытом и формирования научной, культурной, образовательной и предпринимательской среды.