• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Публичные лекции: университет и город

В 2016 году преподавателями Вышки было прочитано 76 публичных лекций в рамках проекта «Университет, открытый городу». Лекции проводились на различных площадках в центре Москвы: на ВДНХ, в Парке Горького, Культурном центре ЗИЛ, а также в музеях города. Всего за прошлый год их посетило более 12 тысяч человек.

В данном выпуске мы рассуждаем о значении публичных лекций. Своим опытом проведения такого рода мероприятий делятся преподаватели Вышки Александр Поддьяков, Вадим Парсамов и Сергей Зыков.

Подробнее о проекте «Университет, открытый город» вы можете прочитать в одном из прошлых выпусков приложения «Дорожная карта»: https://www.hse.ru/data/2014/05/26/1324556321/RoadMap_6.pdf.

Почему вы решили выступить с публичной лекцией? Что дал вам этот опыт?

Александр Поддьяков, профессор департамента психологии факультета социальных наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики

Я выступал с двумя публичными лекциями, достаточно разными по тематике, с перерывом в несколько лет. В обоих случаях, когда мне поступало предложение от организаторов лекций (за что я им очень благодарен), я решал воспользоваться возможностью популяризовать тему, которую считал важной и которой даже «горел», среди интересующихся наукой; сообщить о своих результатах специалистам из других областей, которых это может заинтересовать; получить обратную связь от слушателей – а вдруг при этом получится обмен идеями?

В лекциях я стараюсь интересно рассказать об интересном – новом, проблемном. Лекция 2013 года – «Эволюция создания трудностей» (о развитии в фило- и социогенезе целенаправленного создания трудностей другим), 2017 года – о принципе взаимодействия «камень – ножницы – бумага» в биологии и других областях – технике, играх, социальных отношениях. Уже сама подготовка публичной лекции побуждает по-иному осмыслить ставшее для тебя привычным содержание. В этом процессе возникают новые идеи, поскольку размышление о том, как лучше подать материал, оказывается связанным с углублением моего понимания этого материала (думая, как объяснить, сам понял новое и важное; почти по анекдоту «пока объяснял, сам понял»). Найденные при подготовке обеих лекций объясняющие ходы и визуализации оказались важными, и я их использовал потом в статьях и выступлениях.

Если говорить о самой лекции, то реакции слушателей, их вопросы, комментарии, обсуждение позволяют лучше понять и само это содержание, а также и другое – что и как в моем изложении понимают люди, специалисты и неспециалисты. Здесь часто возникает рассогласование сказанного и услышанного (лишь частичное пересечение зон понимания, по Лотману). Это далеко не всегда плохо: чужое понимание может оказаться в чем-то точнее, дает другой взгляд и искру творческого взаимодействия.

Ссылки на записанное видео даю на своей странице – это род неформальной публикации, распространения информации о том, чем занимаешься; кто-то предпочитает такой.

Забавность: при подготовке лекции я столкнулся с неожиданностью особого рода (вот она, серендипность – обнаружение того, что не искал). Ведя интернет-поиск по ключевым словам темы, чтобы добрать новый материал, я увидел: данное мною студентам задание, где фигурировали некоторые из этих слов, опубликовано на сайте заказных платных работ с сообщением о выполнении (такие сообщения – самореклама сайта). Иначе говоря, кто-то из студентов (и я примерно сообразил, кто) не стал его выполнять, а заказал за деньги. Бывает и такая чисто практическая неожиданная польза…

 

Вадим Парсамов, профессор школы исторических наук факультета гуманитарных наук, главный научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева (ИГИТИ)

Публичные лекции являются неотъемлемой частью университетской жизни. Университет, если только он действительно университет, выполняет три главные миссии: 1) научную, 2) учебную и 3) просветительскую. Публичные лекции, читаемые университетскими профессорами, выполняют просветительскую функцию университета. Читать публичные лекции я считаю такой же своей обязанностью, как и вести исследовательскую работу и проводить занятия со студентами. 

В прошлом учебном году я прочитал две лекции в рамках сотрудничества ВШЭ с Еврейским музеем и центром толерантности. Мне и раньше приходилось выступать с лекциями за пределами университета, но было это нечасто, к сожалению. 

Что мне это дает? Во-первых, это мне дает возможность поговорить о том, что меня интересует. Я сам выбираю тематику лекций. Во-вторых, я вижу перед собой людей, которым, полагаю, это тоже интересно, раз они пришли. Слушатели публичных лекций – это не студенты, связанные учебной дисциплиной. Их появление на лекции абсолютно добровольно. В-третьих, это очень полезно в профессиональном отношении. Слушатели – не специалисты, хорошо разбирающиеся в излагаемых научных проблемах. Специалистам интересны только новые аспекты известной проблемы. Поэтому и говорить с коллегами можно конспективно, отрывочно, акцентируя лишь собственное открытие. Слушатель публичной лекции – человек, как правило, образованный, но не профессионал в данной сфере. Ему нужно разъяснить проблему в целом и сделать это так, чтобы было интересно. Для этого необходимо подняться до той степени простоты и свободы, которые дают только прочные и всесторонние знания. Поэтому опыт публичных лекций полезен еще и в плане собственного профессионального роста.

Я, как всегда, волновался перед лекцией, поэтому скорее боялся, чем чего-то ожидал. Но в итоге остался очень доволен приемом, который мне оказали доброжелательные и заинтересованные слушатели.

 

Сергей Зыков, доцент департамента программной инженерии факультета компьютерных наук

Публичные лекции предполагают максимально широкий спектр аудитории, что с учетом обратной связи позволяет выйти на, возможно, более общие концепты, обобщить свои знания. В отличие от традиционных лекций с узкой целевой аудиторией, которую хорошо себе представляем, здесь приходится общаться с достаточно открытым контингентом. Поэтому главная задача состоит в том, чтобы сказать просто о сложном.

 

Чем отличается аудитория публичной лекции от студенческой аудитории? Возникали ли какие-либо проблемы при подготовке лекции и в ходе общения с аудиторией? Как вы их решили?

Александр Поддьяков

У публичной лекции и лекции студентам разный состав слушателей и разные цели. При этом лекции разным студентам тоже разные: вводные занятия с первокурсниками непрофильных факультетов ближе к публичной лекции, чем обязательный спецкурс для магистрантов. Желание слушателей публичной лекции – насладиться интересным; в студенческой аудитории это желание тоже есть, но оно весьма сложным образом связано с необходимостью (печальной или радостной) как-то отчитываться об усвоенном.

Проблема общения с аудиторией при публичной лекции – риск неправильного понимания того, что ты по умолчанию считаешь исходно понятным (в студенческой аудитории он тоже имеется, но это риски, относящиеся к разным уровням понимания). Решается (если выявляется) в ходе вопросов и обсуждения.

Еще одна проблема – периодически случающийся приход на публичную лекцию людей не вполне адекватных. У них свои цели посещения таких лекций – например, публично поделиться своим особым кругом чтения и рассказать о своей гениальной идее независимо от темы лекции, спросить, как вписывается рассказанное лектором в этот круг чтения и эти представления, и т.д.

 

Вадим Парсамов

Аудитории отличаются сильно, и лекции тоже. Как я уже сказал, слушатели на публичную лекцию приходят исключительно по доброй воле. Зачем им это надо, сказать трудно. Кому-то интересна тема, кто-то хочет пообщаться с лектором, которого, возможно, знает по его печатным работам, кто-то просто хочет культурно провести вечер и т.д. И все это надо учитывать и всему соответствовать. Я не должен этих людей ничему учить, я не могу от них ничего требовать. Мне просто предоставляется возможность поговорить с ними об интересующих меня материях. Со студентами ситуация другая. Они обязаны присутствовать на лекции, поэтому их появление в аудитории не следует расценивать как неизменно добровольное. Я связан учебным планом и учебной программой. Студентов мы готовим к профессиональной деятельности, и все наши занятия с ними – лекции, семинары и т.д. – должны быть ориентированы на их профессиональную подготовку. Слушатель публичной лекции сам выбирает, на что ему обратить внимание, что запомнить, а что пропустить мимо ушей. В студенческой аудитории преподаватель обращает внимание студентов на то, что надо запомнить, что просто послушать и т.д. Кроме того, учебная лекция включает в себя и момент подготовки к экзамену. Лекция для студентов – звено в лекционном курсе. Она что-то продолжает и требует дальнейшего продолжения. Поэтому при подготовке такой лекции необходимо исходить из концепции курса в целом. Конечно, нехорошо, когда профессор что-то забывает сказать, что-то не успевает или, не дай бог, что-то напутает и т.д., но ситуация в общем поправима. Уже на следующей лекции можно (и даже нужно) вернуться и ликвидировать недостаток. Публичная лекция – это полностью завершенный целостный текст. Любое упущение может смазать весь эффект. Такая лекция требует особо тщательной подготовки. Главная проблема – найти удачное композиционное решение, при котором у слушателей создалось бы впечатление завершенности и одновременно не было бы ощущения зря потраченного времени. Поэтому приходится тщательно отбирать материал, выстраивать факты и особенно думать над тем, как представить аудитории исторические личности. Публичная лекция по истории заведомо будет обречена на провал, если она не будет содержать яркие психологические характеристики. Обезличенные исторические процессы вряд ли кому интересны. Да их никогда и не было. Это все выдумки историков-теоретиков.  

 

Сергей Зыков

У меня есть правило: до того как начать публичную лекцию, спрашиваю у аудитории, о чем именно хотелось бы услышать в первую очередь. В конце также всегда интересуюсь, что следует улучшить. Как ни странно, значительной частью аудитории открытых лекций являются студенты, которые приходят за тем, чтобы послушать то же самое, что и в вузе, но, быть может, в несколько ином изложении – на более высоком концептуальном уровне и в то же время в более простых и понятных терминах. Это наиболее заинтересованные и мотивированные студенты, которые, естественно, владеют предметом на базовом уровне. Однако им интересно оценить перспективные направления своего развития. Они хотят построить многомерную, рельефную картину мира, получая информацию из разных источников, с разной подачей, под разным углом зрения.

Публичные лекции – это возможность пообщаться в неформальной обстановке, причем не только с лектором, но и друг с другом. Задать любые вопросы, связанные с темой. Часто такие вопросы звучат как монологи или как приглашение к диалогу.

Аудитория довольно широкая, поэтому надо непременно вводить понятийный каркас, общий для всех. При этом все необходимо объяснять просто и недвусмысленно. На этой основе можно строить и свой монолог, и последующий диалог в ходе дискуссии.

Для меня было откровением увидеть в аудитории достаточно большой процент людей, профессионально интересующихся тем предметом, о котором шла речь. Это показывает, что слушателями движет интерес не столько к лектору, сколько к нестандартному, более широкому взгляду на предмет.

Тема лекции во многом определяется площадкой. При этом следует понимать, чем «дышит» площадка. Большинство моих выступлений были связаны не с моей основной специальностью, а скорее с моим хобби – японской чайной традицией. С одной стороны, эта традиция близка к философии дзэн. С другой, она часто ближе к жизни, чем абстрактное философское учение. Речь идет о целом ряде аспектов, начиная от архитектурного проектирования и ландшафтного дизайна чайного сада, строительства чайного дома и заканчивая такими бытовыми вещами, как аранжировка цветов, кулинария, каллиграфия и т.д. Практически в эту тему оказываются вовлечены все сферы жизни. Поэтому здесь продуктивно общение с людьми различных взглядов, поколений, жизненного опыта. Их интерес к теме вызван прежде всего возможным сотворчеством, поиском общих направлений, в которых можно было бы взаимодействовать и совместно создавать некоторый продукт. В ходе обсуждения они предлагают, каким образом это можно было бы сделать, с учетом опыта, переживаний, задела, которые у них есть.


Что, с вашей точки зрения, дают такого рода мероприятия городу и университету?

 

Александр Поддьяков
В городе создается и поддерживается интеллектуальная атмосфера и среда, где могут встретиться разные люди, объединенные общим интересом к новому научному знанию и желанием, готовностью слышать других. Университет – агент создания и поддержания этой атмосферы и среды. Чем легче в ней дышится, тем лучше университетам.

Вадим Парсамов

Все мы знаем, что университет – неотъемлемая часть городского пространства. Но что это значит? Дом на конкретной улице? Город – это живой организм, и он только тогда нормально функционирует, когда нормально работают все его органы. Университет – это интеллектуальный орган городского тела. И осуществление той просветительской функции университета, с которой я начал, невозможно внутри самого университета. Для этого необходимо выйти за его пределы, и ближайшей площадкой для этого является город. С другой стороны, городская культура, как и любая культура, стремится к разнообразию, и публичные лекции способствуют этому процессу. Они естественным образом увеличивают многообразие культурных видов городской жизни.

 

Сергей Зыков

Я бы уподобил университет тому самому балкону, с которого Папа Римский обращается со своими посланиями urbi et orbi, потому что подобные мероприятия – это возможность получить отклик от достаточно широкой аудитории и понять, в правильном ли направлении движутся те исследования, которые проводит университет, находится ли та тематика, которую мы выносим на открытые лекции, в фокусе внимания широкой аудитории.

Городу эти лекции нужны, чтобы прояснить, какие именно проблемы сегодня особенно актуальны, насколько эти проблемы волнуют горожан и кто именно способен озвучить эти проблемы и наметить пути их решения так, чтобы это было интересно и доступно «миру» в целом, а не только узкой аудитории профессионалов. 

12 октября, 2017 г.