• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадровый резерв: пространство открытых возможностей

Вот уже в восьмой раз к концу декабря будет сформирован новый состав группы высокого профессионального потенциала Университета. Каковы цели и особенности программы кадрового резерва ВШЭ? Какие возможности она даёт молодым преподавателям и исследователям? На эти и другие вопросы отвечает советник проректора Татьяна Ишмуратова.

Что важно понять о программе кадрового резерва (КР) ещё на старте?

Программа кадрового резерва — это прежде всего возможность за достаточно короткое время понять, как устроен академический мир, мир производства и передачи знаний. Получить представление о ценностях международного академического сообщества, познакомиться с требованиями, без соответствия которым невозможно достичь высоких результатов. Узнать о направлениях развития нашего университета. Это не программа финансовой поддержки молодых сотрудников (хотя некоторые категории и получают доплату) и не программа повышения квалификации, освещающая какой-либо специальный вопрос (хотя и это не исключено). Главное, что она даёт, — поддержка в реализации собственных образовательных задач и профессиональных планов.

Но вкладываться имеет смысл в сильнейших и мотивированных! Поэтому программа КР сконструирована таким образом, что воспользоваться её ресурсами могут те, кто уже готов самостоятельно двигаться в поле образовательных и профессиональных возможностей. Есть тема, которую важно обсудить с коллегами? Создай команду, выиграй в конкурсе — и получишь финансовую и организационную поддержку, новый опыт, профессиональные связи и другие образовательные бонусы. Необходимо взаимодействие с зарубежными коллегами для продолжения исследования? Договорись с принимающей стороной, оформи все необходимые документы — Университет поможет с решением финансовых и организационных вопросов (для «будущих профессоров»). Хочешь стать хорошим преподавателем — ходи на занятия к коллегам, принимай участие в методических мастерских, пробуй… В феврале у новых резервистов будет возможность встретиться с выпускниками программы и обсудить свои профессиональные планы. В 2013 году этой возможностью воспользовалась треть новых резервистов.

При всей свободе самоопределения резервистов наступает момент, когда каждый из них должен предъявить свои академические результаты. Осенью резервисты сдают индивидуальные отчёты, по результатам которых оценивается деятельность выпускников программы и принимается решение о переводе резервистов на следующий год. Для каждой категории резервистов свои требования, их надо знать и учитывать при планировании года.

 

Что необходимо учитывать при планировании своей профессиональной карьеры?

Связывая свою жизнь с академической деятельностью, надо соотносить собственные цели с процессами, происходящими в академической среде вообще и в нашем университете в частности. Представление об этих процессах и дают выездные семинары. Помимо резервистов в семинарах принимают участие руководители, эксперты и наставники. Руководители помогают понять задачи, стоящие сегодня перед Университетом, и увидеть место Вышки на академической карте будущего. Эксперты являются для молодых коллег живыми образцами профессионализма. Общаясь с ними, новое поколение приобщается к ценностям академического сообщества, получает доступ к экспертному знанию. Огромное значение имеет участие в семинарах выпускников КР — наставников. Рассказывая о своём опыте, они задают ориентиры для развития более молодых коллег.

В этом году было проведено пять выездных семинаров. Два из них предназначались новым резервистам и были посвящены конструированию эффективных профессиональных траекторий в академической среде. Три семинара было построено вокруг задач, одинаково актуальных как для самих резервистов, так и для Университета в целом. На одном из них обсуждались вопросы проектирования в образовании, на другом — проблема международной научной интеграции: участники работали над определением условий адаптации в Вышке иностранных коллег и студентов. Наивысшую оценку участников получил методический семинар, направленный на развитие академических компетенций.

 

Какой полезный опыт можно приобрести в кадровом резерве?

Прежде всего это опыт организации научного мероприятия, реализации общеуниверситетского проекта, а также поиска партнёров для совместной деятельности. Для этого в программе предусмотрено два конкурса — конкурс на проведение междисциплинарных научных семинаров (МНС) и конкурс на реализацию инициативных образовательных проектов (ИОП). Чтобы принять в них участие, надо найти актуальную идею, собрать под неё команду из представителей разных подразделений и кампусов, оформить заявку. И если выиграл конкурс, суметь реализовать задуманное. Из 253 резервистов более семидесяти вошли в состав команд-победителей, силами которых в течение года было проведено семь семинаров в филиалах ВШЭ и реализовано три общеуниверситетских проекта.

Также КР даёт возможность познакомиться с успешными практиками преподавания и обсудить свой преподавательский опыт. Проект методической мастерской «Profi-T», инициированный выпускниками КР, реализуется уже второй год. В этом году участниками мастерских стали более 220 резервистов, сотрудников и гостей Университета.

 

Что ещё значимого было в КР в 2013 году и какие планы на 2014-й?

Был создан Экспертный совет по кадровому резерву ВШЭ, в состав которого вошли представители руководства Университета и выпускники кадрового резерва. Прошло два заседания Совета, на которых обсуждались вопросы, связанные с реализацией и развитием программы.

Состоялся проектный семинар по подготовке предложений в Программу развития НИУ ВШЭ с участием выпускников КР.

Совсем недавно к программе КР присоединились новые подразделения — научные центры. В 2014 году мы ожидаем увеличения состава резервистов в категории «новые исследователи». В связи с этим в программе КР планируется сделать акцент на поддержку исследовательской составляющей.

Прошла ротация ответственных за работу с группами КР в подразделениях. Для новой команды, большую часть которой составляют теперь выпускники КР, был организован специальный семинар по вопросам организации системной работы с резервистами. На следующий год мы планируем продолжить эту работу. Надеемся, что взаимодействие коллег, занимающихся вопросами кадрового резерва в разных подразделениях, поможет сформировать команду единомышленников, способных решать и личностные, и общеуниверситетские задачи.

 

Отзывы участников мероприятий КР 2013 года

 

Юлия Ерохина, «будущие профессора»

Моя первая встреча с наставниками произошла в начале 2013 года, когда новые резервисты обсуждали свои индивидуальные планы. Мой наставник помог мне разобраться во внутренних процессах взаимодействия подразделений ВШЭ, освоить принятые в Вышке нормы поведения, ознакомиться с корпоративными ценностями. В то же время я сделала вывод, что резервист должен сам инициировать встречи с наставником, готовиться к ним, озвучивать волнующие его вопросы, искать обратную связь, воспринимать и учитывать конструктивную критику.

 

Елена Шерстобоева, «новые преподаватели»

Сама по себе идея наставничества очень органично вписывается в академическую среду. В выборе будущего наставника резервисты опираются на собственные научные и карьерные интересы. А поскольку наставник сам является молодым (и вместе с тем более опытным) учёным или преподавателем, общение с ним превращается в приятную дружескую беседу, в ходе которой можно поделиться своими трудностями, задать неформальные вопросы и получить ценные советы.

По крайней мере именно так, легко и непринуждённо, за кофе с пирожными, прошла первая встреча с моим наставником Любовью Цыгановой, которая состоит в КР в категории «будущие профессора». Я невероятно благодарна ей за открытость, доверие и полезные рекомендации. Мне был особенно интересен её опыт зарубежной стажировки, обсуждение которого стало отправной точкой нашей многочасовой беседы.

Наставники готовятся к встрече со своими подопечными, изучают наши странички, научные интересы, список публикаций, поэтому важно со своей стороны основательно продумать вопросы и конкретные предложения.

 

Андрей Ткаченко, «будущие преподаватели»

Наставничество не просто желательно, но крайне необходимо для молодых сотрудников НИУ ВШЭ. По моему мнению, ценность наставника даже не в том, чтобы подправить индивидуальный план на грядущие пару лет (который, возможно, разойдётся с реальными планами уже через полгода), а в том, чтобы узнать от опытного человека все возможности, привилегии, препятствия и подводные камни работы в ВШЭ. К тому же от наставника наверняка можно получить ценную информацию о том, как подготовить первую публикацию, что в свете последних событий важно даже для начинающих сотрудников Университета.

 

Александр Купцов, «новые преподаватели»

Семинары организованы так, что ни минуты не тратится впустую и важно абсолютно всё. Но мне особенно дорог опыт презентации нашего ИОП. Подобные презентации позволяют ощутить связь своей работы с жизнью всего Университета. В процессе публичной демонстрации результатов появляется некий азарт, кураж, стремление увлечь аудиторию тем, что тебя интересует. А обсуждение проекта позволяет увидеть то, чего ты не замечал раньше.

Совет тем, кто только собирается на свой первый выездной семинар: готовьте вопросы, не упустите возможность прояснить то, что вам по-настоящему важно.

 

Наталья Смирнова, выпускница КР, «новые преподаватели»

Конкурс ИОП дал мне возможность получить опыт проектной работы от разработки идеи и сбора команды до проведения мероприятий (в том числе приглашения зарубежного специалиста и проведения двухдневного семинара с участием коллег из Москвы и Нижнего Новгорода). В процессе работы я познакомилась с замечательными специалистами, повысила свою квалификацию в разных сферах, наметила дальнейшие траектории своего профессионального роста.

Было непросто сформировать команду и сделать совместную работу эффективной. Был большой объём организационной работы, нелегко было соблюсти сроки сдачи отчётов, и это тоже бесценный опыт.

 

Дина Цыцулина, «новые преподаватели»

В процессе работы над проектом я приобрела знания и навыки, способствующие повышению публикационной активности: связанные с аннотированием, реферированием, оформлением и представлением результатов научных исследований, а также подачей статьи в зарубежные журналы. Я получила удовольствие от работы в сплочённой команде и считаю, что мы в целом справились с поставленной задачей, о чём свидетельствуют положительные отзывы преподавателей нижегородского кампуса.

 

Егор Малков, «новые исследователи»

Выездные семинары — это и знакомство с коллегами из других подразделений и кампусов Вышки, и возможность пообщаться с руководством Университета в формате «без галстуков», узнать о замыслах по развитию Университета, которых ещё нет на бумаге, и, наконец, свежий воздух соснового бора, смена обстановки. Приятно также, что организаторы выездных семинаров всегда готовы выслушать и учесть (!) пожелания участников.

 

Мария Лытаева, выпускница КР («будущие профессора»)

Выступления руководства дополняются вдохновляющими примерами коллег-резервистов, уже добившихся определённых успехов. На семинарах есть возможность пообщаться, высказать свои проблемы, сомнения и идеи, представить их на общее обсуждение и получить обратную связь от экспертов. Чувствуешь себя частью большого университетского сообщества, которое, несмотря на свою молодость, уже имеет собственные традиции, корпоративную культуру и историю.

 

Денис Стребков, ответственный за работу с группой КР на факультете социологии

Хотелось бы, чтобы по итогам выездных семинаров выпускались «меморандумы» с перечнем основных инициатив и высказанных идей, для того чтобы эти мысли не пропадали впустую.

Для ответственных за работу с КР в подразделениях главное сейчас, на мой взгляд, определиться с тем, каких результатов мы ждём от резервистов через год и через пять лет. Сейчас такого понимания нет. Необходимо провести панельное исследование, отражающее профессиональный путь выпускников КР прошлых лет, чтобы понять, насколько эффективна нынешняя система работы, и выявить её возможные слабые стороны.

 

Елена Подколзина, выпускница КР («будущие профессора»)

На одном из выездных семинаров мне выпала возможность провести нечто вроде ролевой игры по построению собственной карьеры. Нужно было построить академическую карьеру для пяти конкретных персонажей. Был задан определённый профиль, но имя этого человека не называлось, а также не давалось возможности самому вершить свою судьбу. В будущем было бы интересно попробовать построить карьеру реального персонажа — участника КР — при его непосредственном участии. Это был очень полезный опыт, позволивший познакомиться с реальными инструментами построения карьеры, существующими в Вышке, и попрактиковаться в карьерном проектировании, в результате чего стереотип «бедного учёного» отошёл на второй план.

 

Александр Востриков, «новые преподаватели»

В выездных семинарах понравилось всё: насыщенная программа, возможность общения с руководством Университета, с авторитетными докладчиками, с коллегами по цеху, неформальная обстановка. Приятно удивило по-семейному тёплое отношение к молодым сотрудникам Вышки со стороны руководства и коллег из Управления академического развития, простота и открытость старших коллег.

 

Полина Шевчук, «новые преподаватели»

Мероприятия КР проходят в атмосфере открытости, лёгкости, готовности помочь, дружелюбия. Это способствует и поддержанию неформального общения с коллегами, и развитию корпоративной культуры Вышки в целом.

Важно, что наши предложения не «умирают» на листочке, а находят воплощение в последующих мероприятиях. Это двустороннее сотрудничество, конечно же, не может не радовать.

Я бы сказала, что время пребывания в кадровом резерве — это период, когда не только надо, но и хочется вкладываться в своё развитие. За эту внутреннюю эволюцию от «надо» к «хочется» не могу не сказать огромное спасибо всем коллегам, которые наполнили этот год яркими событиями!

 

 

5 декабря, 2013 г.