1992 - Постановление Правительства РФ о создании ВШЭ
Лев Любимов, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ
Мысль о таком Постановлении родилась в начале 1992 года. Об этом проекте мне сообщил В.А. Мау. Моя реакция на это сообщение, разумеется, была положительной, ведь речь шла о создании вуза, работающего в контексте мирового мейнстрима в области экономического образования, а не марксистско-ленинской политэкономии. Само же Постановление вышло в ноябре того же года.
Одной из первоочередных проблем, стоявших перед нами, был поиск места размещения будущего университета. Нам удалось снять одну аудиторию в гуманитарном корпусе МГУ. Ещё нам выделил один этаж в здании на проспекте Сахарова директор Центра экономической конъюнктуры Я.М.Уринсон. Но в МГУ мы просуществовали всего один год. После этого его руководство, осознав, что может вырастить своего конкурента, нас оттуда попросило. И только в1995 году, благодаря Постановлению Правительства, которое лоббировал Е.Г. Ясин, мы получили два здания - в Гнездниковском переулке и на Кочновском проезде.
На мой взгляд, как современная образовательная оболочка, наш университет полностью состоялся уже в 2002 году, а как научная - ещё десять лет спустя.
1993 - Первый прием студентов
Лев Любимов
Этот приём состоялся не совсем так, как мы хотели. Поначалу мы не смогли заполнить все бюджетные места, поэтому приём приходилось несколько раз продлевать. Таким образом, на первом курсе новообразованных бакалавриата и магистратуры факультета экономики начало обучаться около 200 человек.
Сами по себе студенты оставляли желать лучшего. Мне пришлось последовательно объяснять многим коллегам, что студенты не имели возможности должным образом подготовиться к вступительному экзамену по экономике, так как единственное, что они могли знать, это - марксистско-ленинскую политэкономию. Поэтому я предлагал получше присмотреться к самим студентам, уделять внимание в первую очередь их способностям, а не их познаниям в экономике.
1994 - Создание собственной аспирантуры
Елена Кобзарь, начальник управления аспирантуры и докторантуры
Создание аспирантуры в Вышке объясняется желанием создать условия для максимальной отдачи интеллектуальных ресурсов. И до настоящего времени потенциал научного руководства остается одним из наших «сравнительных преимуществ». С другой стороны, своя аспирантура - это возможность «выращивать» исследователей из своих выпускников специалитета и магистратуры. Однако принципиальной позицией университета было и остается желание не «замыкать» аспирантуру исключительно на своих выпускниках. Со времен создания собственной «кузницы академических кадров» в Вышке много что изменилось. Университет прирастал новыми факультетами, аспирантура - новыми специальностями. Со временем мы доросли до создания «правил игры» на этом поле. Одна из последних новаций университета - создание программы «Академическая аспирантура» - попытка Вышки переломить ситуацию с аспирантурой, не дожидаясь результатов медленного и непоследовательного реформирования системы подготовки аспирантов на государственном уровне. Задачи сегодняшней аспирантуры Вышки - сделать своих выпускников заметными и востребованными на международном академическом рынке.
1995 - Получение статуса государственного университета
Лев Любимов, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ
Статус государственного университета был получен нашим университетом благодаря соответствующему Постановлению Правительства. Вышка сначала называлась так: «Высшая школа экономики (Государственный университет)». В то время так назывались многие вузы, так как они в то время именовались «институтами». Потом вышеупомянутое Постановление было изменено, и наш вуз получил более привычное название: «Государственный университет - Высшая школа экономики».
1996 - Создание филиала ВШЭ в Нижнем Новгороде (первый филиал ВШЭ)
Лев Любимов
В 1995 году Я.И. Кузьминова посетил Геннадий Александрович Як-шин из Нижнего Новгорода, он руководил там филиалом Центра повышения квалификации и переподготовки инженеров министерства судостроения. Он обратился к Ярославу Ивановичу с просьбой создать филиал Вышки на имеющейся у него базе в этом городе. Ответ последовал не сразу, переговоры затягивались, и только в конце года было принято решение о создании филиала. И меня попросили поехать в Нижний Новгород и заняться этим делом.
Г.А. Якшин для размещения филиала предложил нам двухэтажное здание технического университета. Но этот вариант нам не подходил, так как это здание было расположено далеко от центра города, поэтому нам нужно было найти другое место для будущего филиала. И я обратился за помощью к ректору технического университета. Оказалось, что у этого вуза недалеко от центра города уже построен кампус. И я сделал ректору следующее предложение: вы нам даёте там бесплатно 4-5 аудиторий, а мы вам будем читать бесплатно 2-3 курса. И он согласился. И филиал в Нижнем Новгороде был открыт. Произошло это 13 сентября 1996 года. А в 1997 году Правительство приняло Постановление о передаче нам ряда зданий, и в том числе - в Нижнем Новгороде.
1997 - Подписание соглашения с LSE и создание МИЭФ
Идея создания в России принципиально нового экономического института, в котором студенты учились бы по европейским стандартам, возникла в середине 1990-х годов. У истоков проекта стояли сотрудники экономфака МГУ. Их идею активно поддержали руководители Лондонской школы экономики, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центробанка РФ Сергей Дубинин. Первый набор, 38 человек, состоялся в 1997 году. Из них только 13 дошли до конца и получили долгожданные дипломы.
1998 - Появление студенческой газеты «Вышка»
Студенческая газета «Вышка» была создана в апреле 1998 года. Существует легенда, что сокращённое и неформальное самоназвание университета - «Вышка» - родилось именно в редакции этой газеты.
1999 - Появление отдельных магистерских программ
Лев Любимов
Изначально были созданы факультеты бакалавриата и магистратуры, которые размещались на Кочновском проезде. Мы их потерпели немного и разделили первоначально на факультет менеджмента и факультет экономики. При этом первые два года студенты обоих факультетов обучались по одним и тем же программам, так как тогда у нас в стране не видели серьёзного различия между экономистом и менеджером. Одна из основных проблем после этого разделения заключалась в том, что у нас не хватало преподавателей по всем специальностям. Постепенно мы стали привлекать больше специалистов из разных российских вузов, и эту трудность удалось преодолеть.
2000 - Введение модульной системы обучения вместо семестровой
Сергей Рощин, проректор
Существует старая советская поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия - всего два раза в год». И такой семестровый формат обучения с большой сессией, безусловно, не способствует интенсивности учебной активности на протяжении всего учебного года. Поэтому переход к модульной системе стал важным элементом организации учебного процесса, который позволяет более гибко выстраивать содержание учебных планов и формировать курсы различной протяжённости. Также он создаёт большое количество периодов отчётности со стороны студентов и, таким образом, интенсифицирует процесс их обучения.
2001 - Подключение библиотеки ВШЭ к JSTOR - первой электронной базе периодики
Владимир Писляков, заместитель директора библиотеки по управлению электронными ресурсами
С JSTOR началась наша электронная подписка. Это был первый закупленный библиотекой ресурс, ранее в течение полугода проводились лишь различные тестовые доступы.
Открытие доступа к JSTOR состоялось 22 апреля 2001 г., так что в текущем году мы отмечали десятилетие электронных ресурсов в Вышке.
Потом, с небольшим запозданием, с 1 мая, последовал ProQuest. Мы стали вторым в России подписчиком ^ТОР, а сейчас доступ к базе имеют более 50 российских организаций.
Как показало время, JSTOR стал не только первым, но и любимым ресурсом наших преподавателей и студентов. Каждый год он занимает первое место по числу обращений к нему. В 2002 г. из него было открыто "всего" 8,5 тыс. статей, а в 2010 г. - 113 тыс.! Каждая третья статья из зарубежных ресурсов, открываемая сегодня нашими читателями, загружается именно из JSTOR.
Кстати, все ли знают, что в JSTOR есть полный архив самого старого научного журнала, выходящего с 1665 г.?
2002 - Создание федерального ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО портала по экономике, социологии и менеджменту
Мария Добрякова, директор по порталам
Вышка выиграла открытый конкурс Министерства образования России на создание федерального образовательного портала по экономике, социологии и менеджменту. Созданный в результате сайт (http://ecsocman.hse.ru/) стал крупнейшим федеральным проектом в области социально-экономических электронных ресурсов. В 2002 году наряду с порталом Вышки был создан и ряд других (другими вузами, по другой тематике), однако наш образовательный портал - один из немногих, доживших до наших дней в добром здравии. В 2008 году разработка была удостоена премии Правительства РФ в области образования. Основная аудитория портала - студенты, преподаватели, старшеклассники-абитуриенты, исследователи.
Все материалы портала публикуются в открытом доступе, коллекции регулярно обновляются и дополняются.
200З - Издание серии книг «Учебники Высшей школы экономики»
В связи с тем, что учебники, издаваемые в Вышке, всегда неизменно пользовались огромным спросом и вызывали интерес, в конце 2002 г. на Совете Издательского дома Высшей школы экономики было принято решение о том, что нашему университету необходимо запустить свою единую узнаваемую серию учебников.
Первой книгой серии стало учебное пособие "Экономика социальной сферы", подготовленное профессором С.В. Шишкиным.
2004 - Создание Научного фонда ВШЭ
Ольга Чурикова, начальник Управления академических исследований
Научный фонд создавался по аналогии и с учетом опыта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Не являясь юридическим лицом, он действует как специфический внутренний механизм для координации всех форм поддержки академической активности в НИУ ВШЭ.
Поддержкой Научного фонда могут воспользоваться не только сотрудники НИУ ВШЭ и ее филиалов, но и студенты и аспиранты.
Подробную информацию о программах Научного фонда вы можете посмотреть здесь.
2005 - Программа Oxford - Россия (Оксфордские стипендии)
Елена Голубинская, директор Центра стипендиальных и благотворительных программ, координатор стипендиальной программы Фонда Оксфорд- Россия
Особенностью программы Oxford - Россия является то, что она даёт возможность студентам больше времени посвящать учёбе, а не «бегать» в поисках работы, потому что сумма стипендии является заметной. Программа поддерживает творческую и исследовательскую активность студентов.
Несмотря на экономический кризис, количество стипендий, выдаваемых ежегодно, не только не сократилось, но и увеличился их размер.
С 2011 года в конкурсе также могут принять участие магистры из филиалов. Дело в том, что раньше Вышка лучших выпускников бакалавриата из филиалов привлекала на учёбу в столицу. А сейчас, когда в филиалах появилась дополнительная мотивация и дополнительный стимул, это помогает удерживать лучшие кадры там. Поэтому мне бы хотелось, чтобы выпускники бакалавриатов из других вузов в регионах знали о такой возможности и поступали в магистратуру Вышки, как в Москве, так и в наших филиалах.
2006 - Создание Бизнес-инкубатора ВШЭ
Алексей Новосельцев, директор по инновациям и развитию предпринимательства
Появившись какстуденческая инициатива, Бизнес-инкубатор HSE{Inc} вырос в полноценное подразделение университета и играет заметную роль в российской инновационной сфере. За пять с небольшим лет инкубатор стал центром притяжения для тысяч талантливых и энергичных людей со всей страны, помог стартовать сотням предпринимательских проектов и стал площадкой для развития бизнеса десятков стартап-компаний. Наработанный в инкубаторе опыт с интересом внедряют другие вузы. А известные межвузовские конкурсы бизнес-проектов: HSE{10K} и премия «Стартап года», - служат реальным инструментом для профессиональных венчурных инвесторов и инновационных компаний. История HSE{Inc}- это безусловное достижение его команды и замечательный пример успешного сотрудничества предприимчивых студентов, их профессоров и администрации университета.
2007 - Введение обязательной проверки выпускных квалификационных работ студентов в системе «антиплагиат»
Сергей Рощин, проректор
Движение в этом направлении для нашего университета - совершенно естественно, так как мы ориентируемся на современные международные стандарты, на честность и прозрачность отношений в академической сфере. К сожалению, в нашей стране в связи с активной работой молодых поколений в виртуальном пространстве размытость академических стандартов весьма велика. Мы сталкиваемся с ситуацией, когда не сформирована или искажена культура использования интеллектуального труда других людей. И университет в этом отношении старается привить стандарты честной игры в академической деятельности. А в связи с тем, что существует инструмент, который позволяет это делать -система «Антиплагиат», - то, естественно, он был использован.
2008 - Переход ВШЭ в ведение Правительства РФ
Борис Рудник, проректор
Высшая школа экономики производит большой объём экспертно-аналитической работы. Эта работа связана с подготовкой различного рода проектов (нормативно-правовых, законодательных актов), стратегий и концепций.
Сфера нашей деятельности к определенному моменту вышла за рамки области работы Минэкономразвития, в ведении которого мы находились раньше. Поэтому этот переход - это приведение в соответствие статуса НИУ ВШЭ с той огромной экспертно-аналитической работой, которая здесь выполняется.
После нашего перехода работа расширилась, получила новый импульс, завязались новые связи, причём не только с министерствами и ведомствами, но и с Администрацией Президента РФ, департаментами аппарата Правительства.
2009 - Получение статуса национального ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО университета
Леонид Гохберг, первый проректор
Высшая школа экономики изначально создавалась как университет исследовательской направленности, где образовательная деятельность осуществлялась бы в тесной взаимосвязи с наукой. Сюда пришли весьма известные активные учёные, были инициированы масштабные исследования по широкому спектру направлений. Постепенно Вышка наращивала свой исследовательский потенциал: в университете сформировался крупный блок исследовательских подразделений, развивалась кооперация с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, вводились механизмы стимулирования исследовательской деятельности.
Поэтому, когда был объявлен конкурс для отбора вузов, реализующих программы развития, с присвоением статуса национального исследовательского университета, для нас это не стало неожиданностью. Подготовка заявки тоже не стала экзотикой, мы уже имели и опыт, и накопленный потенциал предшествующих лет. В связи с этим, университет достаточно спокойно и уверенно вошел в заявочную компанию. И победа Вышки в уже в первом раунде конкурса только формально подтвердила наш статус исследовательского университета, потому что мы и так всегда считали наш университет таковым.
2010 - Создание первых международных лабораторий
В конце 2010 в Вышке начали работу научные лаборатории, в которых сотрудничают зарубежные исследователи, ведущие учёные университета, молодые исследователи, аспиранты и студенты. Сегодня в университете работает 13 таких лабораторий. Четыре из них созданы в рамках 220 Постановления Правительства РФ " О мерах по привлечению ведущих учёных в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования" в результате победы Вышки в конкурсе соответствующих грантов.
Полный список лабораторий можно посмотреть здесь
2011 - Начало выдачи Европейских приложений к диплому
Анна Коровко, начальник Управления организации учебного процесса
Начало выдачи Европейских приложений к диплому выпускника Вышки произошло в июне 2011 года. Россия с 2003 года является участником Болонского процесса, который предусматривает, что все выпускники единого европейского пространства высшего образования получат Еuropean Diploma Supplement к диплому своей страны, понятное работодателям и приемным комиссиям вузов других государств. Вышка в течение года готовилась к первой выдаче: в Испании были закуплены специальные бланки с несколькими степенями защиты, были переведены названия всех учебных дисциплин на английский язык и т.д.
Еuropean Diploma Supplement признаётся за рубежом в качестве официального документа, который содержит информацию о присвоенной квалификации и успеваемости студента на двух языках (русском и английском).
Сергей Рощин, проректор
Это очень важный шаг в конституировании нашего университета как элемента европейского образовательного процесса. Это делает транс-парентными наши образовательные программы по отношению к другим европейским университетам. Это - маленькая революция в нашем университете. Теперь вся поддержка учебного процесса, связанная с учебными планами, базами, принятием решений по утверждению тем дипломов и курсовых работ, делается на двух языках (русском и английском), что также является важным элементом в развитии корпоративной культуры университета в направлении вхождения в мировое экономическое сообщество.
Подробнее о результатах онлайн-голосования вы можете узнать здесь.