• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как это было...

К дню рождения нашего университета «Окна роста» совместно с пор­талом Вышки провели опрос, посвященный самым значимым собы­тиям в жизни университета. По итогам этого опроса большинством респондентов были избраны 19 ключевых событий. Выбор событий, за которые «проголосовали» участники опроса, оказался несколько неожиданным для нас. Мы попросили экспертов рассказать о каждом из этих событий. В частности, о многих событиях, ставших уже исто­рическими, рассказывает один из основателей Вышки, Лев Львович Любимов.



1992 - Постановление Правительства РФ о создании ВШЭ

Лев Любимов, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ

Мысль о таком Постановлении родилась в начале 1992 года. Об этом проекте мне сообщил В.А. Мау. Моя реакция на это сообщение, разу­меется, была положительной, ведь речь шла о создании вуза, работа­ющего в контексте мирового мейнстрима в области экономического образования, а не марксистско-ленинской политэкономии. Само же Постановление вышло в ноябре того же года.

Одной из первоочередных проблем, стоявших перед нами, был поиск места размещения будущего университета. Нам удалось снять одну ау­диторию в гуманитарном корпусе МГУ. Ещё нам выделил один этаж в здании на проспекте Сахарова директор Центра экономической конъ­юнктуры Я.М.Уринсон. Но в МГУ мы просуществовали всего один год. После этого его руководство, осознав, что может вырастить своего кон­курента, нас оттуда попросило. И только в1995 году, благодаря Поста­новлению Правительства, которое лоббировал Е.Г. Ясин, мы получили два здания - в Гнездниковском переулке и на Кочновском проезде.

На мой взгляд, как современная образовательная оболочка, наш уни­верситет полностью состоялся уже в 2002 году, а как научная - ещё десять лет спустя.

1993 - Первый прием студентов

Лев Любимов

Этот приём состоялся не совсем так, как мы хотели. Поначалу мы не смогли заполнить все бюджетные места, поэтому приём приходилось несколько раз продлевать. Таким образом, на первом курсе новооб­разованных бакалавриата и магистратуры факультета экономики на­чало обучаться около 200 человек.

Сами по себе студенты оставляли желать лучшего. Мне пришлось по­следовательно объяснять многим коллегам, что студенты не имели возможности должным образом подготовиться к вступительному эк­замену по экономике, так как единственное, что они могли знать, это - марксистско-ленинскую политэкономию. Поэтому я предлагал по­лучше присмотреться к самим студентам, уделять внимание в первую очередь их способностям, а не их познаниям в экономике.

1994 - Создание собственной аспирантуры

Елена Кобзарь, начальник управления аспирантуры и докторантуры

Создание аспирантуры в Вышке объясняется желанием создать усло­вия для максимальной отдачи интеллектуальных ресурсов. И до насто­ящего времени потенциал научного руководства остается одним из наших «сравнительных преимуществ». С другой стороны, своя аспи­рантура - это возможность «выращивать» исследователей из своих выпускников специалитета и магистратуры. Однако принципиальной позицией университета было и остается желание не «замыкать» аспи­рантуру исключительно на своих выпускниках. Со времен создания собственной «кузницы академических кадров» в Вышке много что из­менилось. Университет прирастал новыми факультетами, аспирантура - новыми специальностями. Со временем мы доросли до создания «правил игры» на этом поле. Одна из последних новаций универси­тета - создание программы «Академическая аспирантура» - попытка Вышки переломить ситуацию с аспирантурой, не дожидаясь резуль­татов медленного и непоследовательного реформирования системы подготовки аспирантов на государственном уровне. Задачи сегод­няшней аспирантуры Вышки - сделать своих выпускников заметны­ми и востребованными на международном академическом рынке.

1995 - Получение статуса государственного университета

Лев Любимов, заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ

Статус государственного университета был получен нашим универси­тетом благодаря соответствующему Постановлению Правительства. Вышка сначала называлась так: «Высшая школа экономики (Государ­ственный университет)». В то время так назывались многие вузы, так как они в то время именовались «институтами». Потом вышеупомя­нутое Постановление было изменено, и наш вуз получил более при­вычное название: «Государственный университет - Высшая школа экономики».

1996 - Создание филиала ВШЭ в Нижнем Новгороде (первый филиал ВШЭ)

Лев Любимов

В 1995 году Я.И. Кузьминова посетил Геннадий Александрович Як-шин из Нижнего Новгорода, он руководил там филиалом Центра по­вышения квалификации и переподготовки инженеров министер­ства судостроения. Он обратился к Ярославу Ивановичу с просьбой создать филиал Вышки на имеющейся у него базе в этом городе. Ответ последовал не сразу, переговоры затягивались, и только в конце года было принято решение о создании филиала. И меня по­просили поехать в Нижний Новгород и заняться этим делом.

Г.А. Якшин для размещения филиала предложил нам двухэтажное зда­ние технического университета. Но этот вариант нам не подходил, так как это здание было расположено далеко от центра города, поэтому нам нужно было найти другое место для будущего филиала. И я обратил­ся за помощью к ректору технического университета. Оказалось, что у этого вуза недалеко от центра города уже построен кампус. И я сделал ректору следующее предложение: вы нам даёте там бесплатно 4-5 ау­диторий, а мы вам будем читать бесплатно 2-3 курса. И он согласился. И филиал в Нижнем Новгороде был открыт. Произошло это 13 сентя­бря 1996 года. А в 1997 году Правительство приняло Постановление о передаче нам ряда зданий, и в том числе - в Нижнем Новгороде.

1997 - Подписание соглашения с LSE и создание МИЭФ

Идея создания в России принципиально нового экономического ин­ститута, в котором студенты учились бы по европейским стандартам, возникла в середине 1990-х годов. У истоков проекта стояли сотруд­ники экономфака МГУ. Их идею активно поддержали руководители Лондонской школы экономики, ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Центробанка РФ Сергей Дубинин. Первый набор, 38 чело­век, состоялся в 1997 году. Из них только 13 дошли до конца и получи­ли долгожданные дипломы.

1998 - Появление студенческой газеты «Вышка»

Студенческая газета «Вышка» была создана в апреле 1998 года. Су­ществует легенда, что сокращённое и неформальное самоназвание университета - «Вышка» - родилось именно в редакции этой газеты.

1999 - Появление отдельных магистерских программ

Лев Любимов

Изначально были созданы факультеты бакалавриата и магистрату­ры, которые размещались на Кочновском проезде. Мы их потерпе­ли немного и разделили первоначально на факультет менеджмента и факультет экономики. При этом первые два года студенты обоих фа­культетов обучались по одним и тем же программам, так как тогда у нас в стране не видели серьёзного различия между экономистом и менеджером. Одна из основных проблем после этого разделения за­ключалась в том, что у нас не хватало преподавателей по всем специ­альностям. Постепенно мы стали привлекать больше специалистов из разных российских вузов, и эту трудность удалось преодолеть.

2000 - Введение модульной системы обучения вместо семестровой

Сергей Рощин, проректор

Существует старая советская поговорка: «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия - всего два раза в год». И такой семестро­вый формат обучения с большой сессией, безусловно, не способству­ет интенсивности учебной активности на протяжении всего учебного года. Поэтому переход к модульной системе стал важным элементом организации учебного процесса, который позволяет более гибко вы­страивать содержание учебных планов и формировать курсы различ­ной протяжённости. Также он создаёт большое количество периодов отчётности со стороны студентов и, таким образом, интенсифицирует процесс их обучения.

2001 - Подключение библиотеки ВШЭ к JSTOR - первой электронной базе периодики

Владимир Писляков, заместитель директора библиотеки по управле­нию электронными ресурсами

С JSTOR началась наша электронная подписка. Это был первый заку­пленный библиотекой ресурс, ранее в течение полугода проводились лишь различные тестовые доступы.

Открытие доступа к JSTOR состоялось 22 апреля 2001 г., так что в те­кущем году мы отмечали десятилетие электронных ресурсов в Вышке.

Потом, с небольшим запозданием, с 1 мая, последовал ProQuest. Мы стали вторым в России подписчиком ^ТОР, а сейчас доступ к базе имеют более 50 российских организаций.

Как показало время, JSTOR стал не только первым, но и любимым ре­сурсом наших преподавателей и студентов. Каждый год он занимает первое место по числу обращений к нему. В 2002 г. из него было от­крыто "всего" 8,5 тыс. статей, а в 2010 г. - 113 тыс.! Каждая третья статья из зарубежных ресурсов, открываемая сегодня нашими чита­телями, загружается именно из  JSTOR.

Кстати, все ли знают, что в JSTOR  есть полный архив самого старого научного журнала, выходящего с 1665 г.?

2002 - Создание федерального ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО портала по экономике, социологии и менеджменту

Мария Добрякова, директор по порталам

Вышка выиграла открытый конкурс Министерства образования России на создание федерального образовательного портала по эко­номике, социологии и менеджменту. Созданный в результате сайт (http://ecsocman.hse.ru/) стал крупнейшим федеральным проектом в области социально-экономических электронных ресурсов. В 2002 году наряду с порталом Вышки был создан и ряд других (другими вуза­ми, по другой тематике), однако наш образовательный портал - один из немногих, доживших до наших дней в добром здравии. В 2008 году разработка была удостоена премии Правительства РФ в области об­разования. Основная аудитория портала - студенты, преподаватели, старшеклассники-абитуриенты, исследователи.

Все материалы портала публикуются в открытом доступе, коллекции регулярно обновляются и дополняются.

200З - Издание серии книг «Учебники Высшей школы экономики»

В связи с тем, что учебники, издаваемые в Вышке, всегда неизменно пользовались огромным спросом и вызывали интерес, в конце 2002 г. на Совете Издательского дома Высшей школы экономики было при­нято решение о том, что нашему университету необходимо запустить свою единую узнаваемую серию учебников.

Первой книгой серии стало учебное пособие "Экономика социальной сферы", подготовленное профессором С.В. Шишкиным.

2004 - Создание Научного фонда ВШЭ

Ольга Чурикова, начальник Управления академических исследований

Научный фонд создавался по аналогии и с учетом опыта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Российского гумани­тарного научного фонда (РГНФ). Не являясь юридическим лицом, он действует как специфический внутренний механизм для координации всех форм поддержки академической активности в НИУ ВШЭ.

Поддержкой Научного фонда могут воспользоваться не только сотруд­ники НИУ ВШЭ и ее филиалов, но и студенты и аспиранты.

Подробную информацию о программах Научного фонда вы можете посмотреть здесь.

 

2005 - Программа Oxford - Россия (Оксфордские стипендии)

Елена Голубинская, директор Центра стипендиальных и благотвори­тельных программ, координатор стипендиальной программы Фонда Оксфорд- Россия

Особенностью программы Oxford - Россия является то, что она даёт воз­можность студентам больше времени посвящать учёбе, а не «бегать» в по­исках работы, потому что сумма стипендии является заметной. Программа поддерживает творческую и исследовательскую активность студентов.

Несмотря на экономический кризис, количество стипендий, выдавае­мых ежегодно, не только не сократилось, но и увеличился их размер.

С 2011 года в конкурсе также могут принять участие магистры из филиа­лов. Дело в том, что раньше Вышка лучших выпускников бакалавриата из филиалов привлекала на учёбу в столицу. А сейчас, когда в филиалах появи­лась дополнительная мотивация и дополнительный стимул, это помогает удерживать лучшие кадры там. Поэтому мне бы хотелось, чтобы выпускни­ки бакалавриатов из других вузов в регионах знали о такой возможности и поступали в магистратуру Вышки, как в Москве, так и в наших филиалах.

2006 - Создание Бизнес-инкубатора ВШЭ

Алексей Новосельцев, директор по инновациям и развитию предпри­нимательства

Появившись какстуденческая инициатива, Бизнес-инкубатор HSE{Inc} вырос в полноценное подразделение университета и играет заметную роль в российской инновационной сфере. За пять с небольшим лет ин­кубатор стал центром притяжения для тысяч талантливых и энергичных людей со всей страны, помог стартовать сотням предпринимательских проектов и стал площадкой для развития бизнеса десятков стартап-компаний. Наработанный в инкубаторе опыт с интересом внедряют другие вузы. А известные межвузовские конкурсы бизнес-проектов: HSE{10K} и премия «Стартап года», - служат реальным инструментом для профессиональных венчурных инвесторов и инновационных ком­паний. История HSE{Inc}- это безусловное достижение его команды и замечательный пример успешного сотрудничества предприимчивых студентов, их профессоров и администрации университета.

2007 - Введение обязательной проверки выпускных квалификационных работ студентов в системе «антиплагиат»

Сергей Рощин, проректор

Движение в этом направлении для нашего университета - совершенно естественно, так как мы ориентируемся на современные международ­ные стандарты, на честность и прозрачность отношений в академиче­ской сфере. К сожалению, в нашей стране в связи с активной работой молодых поколений в виртуальном пространстве размытость академи­ческих стандартов весьма велика. Мы сталкиваемся с ситуацией, ког­да не сформирована или искажена культура использования интеллекту­ального труда других людей. И университет в этом отношении старается привить стандарты честной игры в академической деятельности. А в связи с тем, что существует инструмент, который позволяет это делать -система «Антиплагиат», - то, естественно, он был использован.

2008 - Переход ВШЭ в ведение Правительства РФ

Борис Рудник, проректор

Высшая школа экономики производит большой объём экспертно-аналитической работы. Эта работа связана с подготовкой различного рода проектов (нормативно-правовых, законодательных актов), стра­тегий и концепций.

Сфера нашей деятельности к определенному моменту вышла за рам­ки области работы Минэкономразвития, в ведении которого мы нахо­дились раньше. Поэтому этот переход - это приведение в соответствие статуса НИУ ВШЭ с той огромной экспертно-аналитической работой, которая здесь выполняется.

После нашего перехода работа расширилась, получила новый им­пульс, завязались новые связи, причём не только с министерствами и ведомствами, но и с Администрацией Президента РФ, департамента­ми аппарата Правительства.

2009 - Получение статуса национального ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО университета

Леонид Гохберг, первый проректор

Высшая школа экономики изначально создавалась как универси­тет исследовательской направленности, где образовательная дея­тельность осуществлялась бы в тесной взаимосвязи с наукой. Сюда пришли весьма известные активные учёные, были инициированы масштабные исследования по широкому спектру направлений. По­степенно Вышка наращивала свой исследовательский потенциал: в университете сформировался крупный блок исследовательских под­разделений, развивалась кооперация с ведущими зарубежными уни­верситетами и научными центрами, вводились механизмы стимули­рования исследовательской деятельности.

Поэтому, когда был объявлен конкурс для отбора вузов, реализующих программы развития, с присвоением статуса национального иссле­довательского университета, для нас это не стало неожиданностью. Подготовка заявки тоже не стала экзотикой, мы уже имели и опыт, и накопленный потенциал предшествующих лет. В связи с этим, универ­ситет достаточно спокойно и уверенно вошел в заявочную компанию. И победа Вышки в уже в первом раунде конкурса только формально подтвердила наш статус исследовательского университета, потому что мы и так всегда считали наш университет таковым.

2010 - Создание первых международных лабораторий

В конце 2010 в Вышке начали работу научные лаборатории, в которых сотрудничают зарубежные исследователи, ведущие учёные универси­тета, молодые исследователи, аспиранты и студенты. Сегодня в уни­верситете работает 13 таких лабораторий. Четыре из них созданы в рамках 220 Постановления Правительства РФ " О мерах по привлече­нию ведущих учёных в российские образовательные учреждения выс­шего профессионального образования" в результате победы Вышки в конкурсе соответствующих грантов.

Полный список лабораторий можно посмотреть здесь

2011 - Начало выдачи Европейских приложений к диплому

Анна Коровко, начальник Управления организации учебного процесса

Начало выдачи Европейских приложений к диплому выпускника Вышки произошло в июне 2011 года. Россия с 2003 года является участником Болонского процесса, который предусматривает, что все выпускники единого европейского пространства высшего образования получат Еuropean Diploma Supplement к диплому своей страны, понятное ра­ботодателям и приемным комиссиям вузов других государств. Вышка в течение года готовилась к первой выдаче: в Испании были закуплены специальные бланки с несколькими степенями защиты, были переве­дены названия всех учебных дисциплин на английский язык и т.д.

Еuropean Diploma Supplement признаётся за рубежом в качестве офици­ального документа, который содержит информацию о присвоенной квали­фикации и успеваемости студента на двух языках (русском и английском).

Сергей Рощин, проректор

Это очень важный шаг в конституировании нашего университета как элемента европейского образовательного процесса. Это делает транс-парентными наши образовательные программы по отношению к дру­гим европейским университетам. Это - маленькая революция в нашем университете. Теперь вся поддержка учебного процесса, связанная с учебными планами, базами, принятием решений по утверждению тем дипломов и курсовых работ, делается на двух языках (русском и ан­глийском), что также является важным элементом в развитии корпо­ративной культуры университета в направлении вхождения в мировое экономическое сообщество.

Подробнее о результатах онлайн-голосования вы можете узнать здесь.

25 ноября, 2011 г.