• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учитель-ученики»: как это было

Отличительной особенностью конкурса исследовательских проектов «Учитель-ученики», являющегося одним из самых важных конкурсов Научного фонда, всегда было вовлечение аспирантов и студентов в исследовательский процесс, развитие у них навы­ков научной работы и, как следствие, подготовка кадрового преподавательского резерва и/или создание научной школы. Работа в таких проектах была рассчитана на 2 года.

Впервые конкурс по программе «Учитель-ученики» состоялся в 2005 г. Тогда он собрал наибольшее количество заявок за весь пе­риод его существования: на конкурс было подано 69 заявок (включая б из филиалов). В рамках инновационной образовательной программы (ИОП) ВШЭ в 2006 году был объявлен дополнительный конкурс «Проведение совместных исследований преподавателей, аспирантов и студентов в 2006-2007 годах». В сумме по двум конкурсам было поддержано 23 заявки.

В последующие годы наблюдался спад активности,хотя количество выдаваемых грантов неуклонно росло: в 2007 г. подано 38 заявок, выдано 17 грантов, в 2009 г. подано 34 заявки, выдано 25 грантов, в 2010 году - подано 46 заявок, выдано 24 гранта.

Снижение активности, прежде всего, было связано с неординарностью выполнения работы над проектом. В связи с привле­чением в исследовательский коллектив молодых сотрудников, как правило, студентов, перед учителем вставал вопрос орга­низации научно-исследовательской работы молодых исследователей, мониторинг выполнения работы каждым конкретным исполнителем, поскольку работа каждого исполнителя нацелена на общий результат. При реализации проекта руководители также должны были отслеживать представление отчетности в Научный фонд в строго определенные сроки отчетного периода, предоставление документов на выплаты от исполнителей и другие организационные и административные моменты, апроба­цию результатов исследования на научных мероприятиях.

Предполагалось, что в результате работы над проектом как учитель, так и ученики будут приобретать новые компетенции и на­выки, в частности, по организации и проведению научной работы.

Что может помешать научной работе?

Внештатные ситуации в ходе реализации конкурсных проектов могут возникать в силу самых неожиданных причин.

Так, например, все семеро студентов, отобранных для участия в одном из проектов 2010 года, фактически покинули проект спустя полгода после его начала. Хотя исследование было рассчитано на 2 года, произошла полная замена исследовательского коллектива. Преемственность в научной работе нарушилась, и многие вещи пришлось начинать заново. По словам одного из экспертов «педаго­гическая составляющая проекта оказалась нереализованной».

Вместе с тем, студенты, отобранные руководителем в проект, не были двоечниками или безответственными людьми, они действи­тельно хотели и могли заниматься научной работой. Однако после окончания специалитета четверо из них получили приглашения на годичную стажировку в Европе — и не смогли совмещать два этих занятия, сделав выбор в пользу дальнейшей учебы. Эта история - одна из нескольких, и коллектив, состоящий из студентов одного курса (особенно если речь идет о выпускных курсах), никогда не застрахован от подобных случаев.

Новая жизнь конкурса: Научно-учебные группы

Обновленный конкурс «Учитель-ученики», или конкурс научно-учебных групп, опирается на существующий опыт отбора, под­держки и оценки НУГов. Так, научно-учебная группа создается, как правило, сроком до 1 года, и оценка ее деятельности произво­дится в два этапа: на промежуточном этапе (по результатам первых б месяцев работы) оценивается наличие постоянно действую­щего научного семинара группы (с участием аспирантов и студентов), постоянно обновляемого сайта группы, подготовленных докладов для выступления на научных конференциях (в том числе, от студентов, аспирантов и молодых сотрудников), диплом­ных и курсовых работ, опирающихся на результаты работы группы; на финальном этапе оценивается, помимо перечисленного, наличие опубликованных и подготовленных к печати научных работ (в том числе, при участии студентов, аспирантов и молодых сотрудников).

На данный момент в НИУ ВШЭ работают 25 научно-учебных лабораторий, из них 4 лаборатории открыты в филиалах НИУ ВШЭ; 8 научно-учебных групп, из них 3 группы в Санкт-Петербургском филиале.



23 сентября, 2011 г.