• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кадровое развитие университета: тезисы для обсуждения

Кадровое развитие в ГУ-ВШЭ – это:

  • создание условий и стимулов для эффективной преподавательской и исследовательской работы;
  • обеспечение возможностей для академического роста и повышения квалификации;
  • интеграция преподавателей и научных сотрудников в международное академическое сообщество.
 

 

Инструменты и механизмы кадрового развития:

Кадровая политика, ее элементы, наиболее важные в контексте развития:

Разработка и последовательное внедрение в практику четких критериев конкурсного отбора ППС:

  • Профильное образование и преподавательский опыт;
  • Наличие исследовательской работы и научных публикаций или практического опыта работы;
  • Исключение – вчерашние выпускники (обязательства предоставления результатов через год).

 

Программы кадрового резерва – в ГУ-ВШЭ действует программа кадрового резерва, включающая в себя систему стартовых грантов для новых преподавателей и исследователей, надбавки будущим профессорам, а также систему конкурсных мероприятий, организационную и информационную поддержку для молодых преподавателей и исследователей ГУ-ВШЭ. На сегодняшний день кадровый резерв в Москве и филиалах насчитывает 180 человек. Программа позволяет привлекать на работу в Университет лучшие кадры, создавая им условия для профессионального роста и гибкой адаптации.

Группа ординарных профессоров. Происходит постоянное расширение группы ординарных профессоров за счет ведущих преподавателей и исследователей, внесших значительный вклад в развитие Университета, – российский аналог системы западного tenure.

Международный рекрутинг. В течение нескольких последних лет ГУ-ВШЭ ежегодно проводит активную рекрутинговую кампанию на академическом рынке труда, привлекая выпускников аспирантур ведущих зарубежных вузов. Для обладателей степеней PhD разработана система индивидуальных контрактов (в случае прохождения конкурсного отбора) и надбавок за степень, подразумевающих различный уровень обязательств по публикациям.

Контрактная политика:

Политика в области оплаты труда и стимулирования деятельности:

  • Ступенчатое повышение базового уровня оплаты и ее минимального уровня (20 тыс. руб.);
  • Выравнивание условий оплаты труда совместителей;
  • Выравнивание условий оплаты труда преподавателей невыпускающих кафедр;
  • Постоянное усиление селективных материальных стимулов:
  • Программы Научного фонда;
  • Программы Фонда образовательных инноваций;
  • Программы Центра повышения квалификации;
  • Расширение группы ординарных профессоров.

 

  • Интеграция в международное академическое сообщество (ориентация на зарубежные публикации, соответствующие надбавки, развитие академических навыков и пр.).
  • Соблюдение контрактных обязательств перед университетом:

 

  • Выполнение основной учебной нагрузки
  • Ведение исследовательской работы
  • Участие в деятельности кафедры, факультета
  • Отсутствие «провальных» рейтингов
  • Регулярное повышение квалификации
  • Предоставление и обновление персональной информации на портале
  • Соблюдение присутственных часов.

 

Снижение преподавательской нагрузки рассматривается как важное условие для нормальной научной работы. Вместо снижения нагрузки всем преподавателям в ГУ-ВШЭ предложен целый ряд альтернативных возможностей по снижению преподавательской нагрузки, связанных с селективными стимулами индивидуальным выбором преподавателя.

К ним относятся:

Творческие отпуска – возможность взять длительный отпуск (до 6 месяцев) с сохранением средней заработной платы для подготовки докторской диссертации, работы над исследовательским проектом, для преподавательской или исследовательской работы в зарубежном университете или исследовательском центре.

Программа учебных ассистентов – привлечение на конкурсной основе учебных ассистентов позволяет снизить рутинную нагрузку преподавателей, дополнить курсы новыми элементами, обеспечить большую обратную связь со студентами в процессе курса. Кроме этого, работа с ассистентом, также требующая времени и серьезных усилий, учитывается в учебной нагрузке преподавателя.

Снижение преподавательской нагрузки (на 25%) участникам программы кадрового резерва(новым преподавателям и будущим профессорам).

Принципы дальнейшего снижения учебной нагрузки:

  • Дифференцированный подход;
  • Стимулирование исследовательской активности не только деньгами, но и дополнительным временем;
  • Компенсация неравномерно распределенной администативной нагрузки преподавателей.

 

Программы повышения квалификации. В ГУ-ВШЭ функционирует программа поддержки стажировок в российских и зарубежных центрах. Помимо этого, в Вышке регулярно организуются курсы, в том числе:

Общие навыки

  • Курсы по иностранным языкам (английский, французский, немецкий)
  • Развитие академических навыков
  • Практическая психология
  • Базовые управленческие навыки
  • Навыки эффективной коммуникации
  • Ораторское мастерство


IT-навыки

  • Использование электронных библиотечных ресурсов
  • Информационно-коммуникационные технологии в преподавании английского языка
  • Корпоративное программное обеспечение ГУ-ВШЭ (LMS, АСАВ, ИС-ПРО, БОСС-Кадровик, СИНБАД)


Специальные навыки

  • Теория контрактов
  • Прикладная эконометрика
  • Экономика труда
  • Эмпирические приложения теории отраслевых рынков
  • Профессиональное управление проектами
  • Работа с базой данных RLMS-HSE
  • Логистика и управление цепями поставок

 

Всего через Центр повышения квалификации ГУ-ВШЭ за первое полугодие 2010 г. было реализовано 634 индивидуальных заявки на повышение квалификации и академическую мобильность (включая филиалы).

До конца 2010 года число реализованных индивидуальных заявок превысит 1000.

 

Программы академической мобильности. Кадровое развитие невозможно без профессиональной коммуникации с коллегами из других университетов и исследовательских центров. Поэтому в ГУ-ВШЭ помимо программы поддержки участия в российских и зарубежных конференциях, действует программа поддержки академической мобильности (прохождения стажировок с целью повышения квалификации, участия в краткосрочных образовательных программах).

Помимо «исходящей» мобильности, с 2010 года работает конкурсная программа «гостевых» профессоров, направленная на приглашение исследователей и преподавателей зарубежных университетов с краткосрочными визитами в ГУ-ВШЭ для работы над совместным исследованием, организации курсов лекций и пр.

 

Программы Фонда образовательных инноваций направлены как на поощрение авторов лучших практик и распространение их за границы кафедры и факультета, так и на поддержку инноваций в образовательном процессе.

В том числе:

  • Преподавание учебных дисциплин на английском языке;
  • Оригинальные концепции организации и проведения научно-исследовательских семинаров;
  • Разработка курсов по обучению академическим навыкам;
  • Оригинальные методики проведения семинарских занятий;
  • Оригинальные модели организации самостоятельной работы студентов;
  • Разработка программ учебных практикумов;
  • Дистанционная поддержка образовательных программ;
  • Видеозапись лекционных курсов.

 

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько востребованы эти инструменты?
  • С какими сложностями мы сталкиваемся при их использовании?
  • В какой степени этих мер достаточно для решения задач кадрового развития?
 

 

Информационные материалы:

Положение о КР

Информация о работе с КР

Положение о творческих отпусках

Положение об учебных ассистентах

Положение о PhD

Фонд образовательных инноваций

Центр повышения квалификации

Подготовлено рабочей группой в составе: С.Б. Авдашева, Л.Я. Косалс, А.А. Незнанов, В.В. Радаев, Н.Л. Титова, М.М. Юдкевич

1 октября, 2010 г.