Кадровое развитие в ГУ-ВШЭ – это:
Инструменты и механизмы кадрового развития:
Кадровая политика, ее элементы, наиболее важные в контексте развития:
Разработка и последовательное внедрение в практику четких критериев конкурсного отбора ППС:
Программы кадрового резерва – в ГУ-ВШЭ действует программа кадрового резерва, включающая в себя систему стартовых грантов для новых преподавателей и исследователей, надбавки будущим профессорам, а также систему конкурсных мероприятий, организационную и информационную поддержку для молодых преподавателей и исследователей ГУ-ВШЭ. На сегодняшний день кадровый резерв в Москве и филиалах насчитывает 180 человек. Программа позволяет привлекать на работу в Университет лучшие кадры, создавая им условия для профессионального роста и гибкой адаптации.
Группа ординарных профессоров. Происходит постоянное расширение группы ординарных профессоров за счет ведущих преподавателей и исследователей, внесших значительный вклад в развитие Университета, – российский аналог системы западного tenure.
Международный рекрутинг. В течение нескольких последних лет ГУ-ВШЭ ежегодно проводит активную рекрутинговую кампанию на академическом рынке труда, привлекая выпускников аспирантур ведущих зарубежных вузов. Для обладателей степеней PhD разработана система индивидуальных контрактов (в случае прохождения конкурсного отбора) и надбавок за степень, подразумевающих различный уровень обязательств по публикациям.
Контрактная политика:
Политика в области оплаты труда и стимулирования деятельности:
Снижение преподавательской нагрузки рассматривается как важное условие для нормальной научной работы. Вместо снижения нагрузки всем преподавателям в ГУ-ВШЭ предложен целый ряд альтернативных возможностей по снижению преподавательской нагрузки, связанных с селективными стимулами индивидуальным выбором преподавателя.
К ним относятся:
Творческие отпуска – возможность взять длительный отпуск (до 6 месяцев) с сохранением средней заработной платы для подготовки докторской диссертации, работы над исследовательским проектом, для преподавательской или исследовательской работы в зарубежном университете или исследовательском центре.
Программа учебных ассистентов – привлечение на конкурсной основе учебных ассистентов позволяет снизить рутинную нагрузку преподавателей, дополнить курсы новыми элементами, обеспечить большую обратную связь со студентами в процессе курса. Кроме этого, работа с ассистентом, также требующая времени и серьезных усилий, учитывается в учебной нагрузке преподавателя.
Снижение преподавательской нагрузки (на 25%) участникам программы кадрового резерва(новым преподавателям и будущим профессорам).
Принципы дальнейшего снижения учебной нагрузки:
Программы повышения квалификации. В ГУ-ВШЭ функционирует программа поддержки стажировок в российских и зарубежных центрах. Помимо этого, в Вышке регулярно организуются курсы, в том числе:
Общие навыки
IT-навыки
Специальные навыки
Всего через Центр повышения квалификации ГУ-ВШЭ за первое полугодие 2010 г. было реализовано 634 индивидуальных заявки на повышение квалификации и академическую мобильность (включая филиалы).
До конца 2010 года число реализованных индивидуальных заявок превысит 1000.
Программы академической мобильности. Кадровое развитие невозможно без профессиональной коммуникации с коллегами из других университетов и исследовательских центров. Поэтому в ГУ-ВШЭ помимо программы поддержки участия в российских и зарубежных конференциях, действует программа поддержки академической мобильности (прохождения стажировок с целью повышения квалификации, участия в краткосрочных образовательных программах).
Помимо «исходящей» мобильности, с 2010 года работает конкурсная программа «гостевых» профессоров, направленная на приглашение исследователей и преподавателей зарубежных университетов с краткосрочными визитами в ГУ-ВШЭ для работы над совместным исследованием, организации курсов лекций и пр.
Программы Фонда образовательных инноваций направлены как на поощрение авторов лучших практик и распространение их за границы кафедры и факультета, так и на поддержку инноваций в образовательном процессе.
В том числе:
Вопросы для обсуждения:
Информационные материалы:
Положение о творческих отпусках
Положение об учебных ассистентах
Фонд образовательных инноваций
Подготовлено рабочей группой в составе: С.Б. Авдашева, Л.Я. Косалс, А.А. Незнанов, В.В. Радаев, Н.Л. Титова, М.М. Юдкевич