Зачем Санкт-Петербургский филиал решил попробовать ввести свои особые стимулирующие выплаты, особенно учитывая малые средства, которые можно было на них выделить? Месячный фонд составлял около 300 000 рублей, но в двух конкурсах выплаты получили 68 преподавателей филиала, и размер их колебался от 700 до 19 000 и 27 000 рублей.
Мы были уверены, что все корпорации должны иметь свои механизмы различения и поддержания репутации. Мы также хотели облегчить для преподавателей движение по лестнице академического успеха, поставив промежуточные ступеньки. Скажем, если существенные по своим размерам академические надбавки ГУ-ВШЭ платятся за заметные достижения (немногие набирают 14 баллов), то в филиале небольшие надбавки решили выплачивать за 10-11 баллов по критериям Научного Фонда ГУ-ВШЭ, и чуть большие за 12-13 баллов.
Достижения таких академических целей возможно только при публичности обсуждения критериев и их максимальной простоте и прозрачности. Система разрабатывалась в долгих обсуждениях, в которых участвовали и кадровый резерв, и получатели академических надбавок. Для многих участников эти бесконечные встречи и споры казались не нужными.
Сложившаяся система была результатом компромиссов между группами интересов. Средства были разделены на две равные части: «центральные надбавки», получение которых инициировалось преподавателями индивидуально (подобно академическим надбавкам ГУ-ВШЭ), и «факультетские надбавки», в отношении которых Советы факультетов должны были принимать решения, подтверждая своим коллективным мнением, что проделанная работа соответствует критериям оценки. После всех споров удалось выработать единую систему параметров, по которым набирали баллы. К примеру, в их число по инициативе факультетов вошли участие в конференциях за рубежом и подача заявок на конкурсы коллективных проектов (независимо от их поддержки). В последнем случае также действовал принцип «дополнительных ступенек», при котором люди получают поощрение просто за участие в соревновании.
Коллективность в таких вопросах важна по многим причинам. Издержки – потери времени и энергии – очень велики, но приобретения, особенно долгосрочные, еще больше. Регулярное коллегиальное обсуждение и принятие решений о вознаграждении создает и воспроизводит нормы и ценности академического сообщества, выращивает академическую корпорацию, способную определять свои приоритеты. И в этом отношении размер распределяемых средств гораздо менее важен, чем принципы и процедуры их распределения.
Д.А. Александров, заместитель директора СПб филиала, заведующий Научно-учебной лабораторией социологии образования и науки
Нам, социальным исследователям, свойственно искать в очевидных вещах неявные значения, хитроумно именуемые латентной функцией. Следуя этой привычке, легко обнаружить, что приглашение к обсуждению критериев для начисления надбавок в филиале обернулось на деле упражнением по выработке общего языка и корпоративной культуры. Трудоемкий процесс создания новых правил, вообще-то, не обязательно приводит к их появлению; зато он учит вести переговоры. Если же, вопреки естественной инерции, такие правила удается не только придумать, но и внедрить, - это может обеспечить настоящий прорыв в росте корпоративной солидарности.
Ж.В. Кормина, заведующая кафедрой гуманитарных наук СПб филиала
Чем мне импонирует дифференцированная система надбавок? Во-первых, система достаточно гласная: каждый может как подать на надбавку, так и понять, как она устанавливается. Заседания по присуждению открытые, результаты публикуются на сайте. Во-вторых, при таком подходе у людей появляются стимулы работать лучше, чем при уравнительном распределении. Что не нравится? Во-первых, критерии довольно жесткие, и соответствовать им трудно. Например, у нас на кафедре центральную надбавку получает один человек, факультетские – два. И это при пятнадцати штатных единицах. Во-вторых, иногда возникает ситуация, когда человек попадает в «ножницы»: вроде и сделано много, но на факультетскую надбавку то, что сделано, не подходит, а центральные тоже не имеют в своем перечне указания на именно такую деятельность. Видимо, система установления надбавок должна корректироваться с учетом уже накопленного опыта. Но в целом «плюсы» перевешивают «минусы».
Е.М. Рогова, профессор, зав. кафедрой финансовых рынков и финансового менеджмента СПб филиала.