Доцент департамента менеджмента ВШЭ в Перми
Оглянись, незнакомый прохожий, мне твой взгляд неподкупный знаком
Мне 18, я учусь на втором курсе университета, на экономическом факультете. Нет повода что-то менять, и, кажется, совершенно случайно, я прихожу в центральный городской кинотеатр на необычную встречу. Полный зал, стучат деревянные кресла, мест нет. Потрясающий профессор, человек – глыба, Лев Львович рассказывает что-то про новый экономический университет, который открывается в Перми: ни одного формального слова, ни одного канцелярского штампа. Это история про новое поколение, которое поможет России стать полноценным участником мировой экономики. История про настоящее, которое создает будущее.
Как молоды мы были, как молоды мы были,
Как искренне любили, как верили в себя
Спустя десять лет я пришла в Вышку работать, и, кажется, это было лучшее время. Можно было мечтать и воплощать мечты – и это было несложно. Сначала мечты казались совсем недостижимыми: как это, публиковаться на английском? Это не просто невозможно, это совершенно нереально, у тебя же совсем другой образ мышления. Провинциальные университеты, в которых мы сами учились, довольно поверхностно относились к академической культуре, важнее было зазубрить бухучет. Как так – поехать на стажировку в зарубежный университет? Как вообще можно написать автору статьи письмо по электронной почте, и он тебе ответит? Потом, когда заработали системные механизмы «большой» Вышки, мы научились правильно выбирать журналы и планировать свой год с учетом международных конференций. Мы не успевали загадывать желания – а они сбывались. Мы жадно работали, Земля крутилась так быстро, и надо было все успеть за один год: принять иностранных профессоров, провести выпускной и летнюю школу, не расстроиться из-за еще одного реджекта и забрать собственных детей из детского сада.
Я говорю «мы», и мои коллеги узнают себя между строк – мы спорили и конкурировали, обижались и радовались, ходили друг к другу на лекции и просто в гости. Мы были одной общей пермской Вышкой, и всем нам хотелось создать что-то большее, чем небольшой пермский филиал.
Нас тогда без усмешек встречали
Все цветы на порогах Земли
Пермская Вышка всегда была «в Перми как не в Перми» — это наш локальный мем, своеобразный знак качества. Невозможно прийти в аудиторию, если ты не соответствуешь высокому стандарту – ни слабому студенту, ни бесталанному преподавателю, ни пустомеле-гостю. Этот планка никем не задана, но она ощущается безусловно, и это результат невероятного сплава из системы менеджмента качества, выстроенной по глобальным стандартам, и совершенно локальной, такой пермской, человекоцентричности. Это делало нас мощной точкой притяжения: все важные городские инициативы обсуждались на площадке Вышки, для коллег из Москвы приехать в Пермь было сродни отпуску, правда, в суровых климатических условиях, коллеги из-за рубежа по-прежнему летели в «in the middle of nowhere», абсолютно уверенные в том, что будут работать с отзывчивой и умной аудиторией студентов и преподавателей. А на ужин обязательно будут «посикунчики».
«Непермскость» помогала нам строить мосты и коллаборации, проектировать стратегии там, где другие делали лишь робкие тактические шаги. «Пермскость» позволяла оставаться доступными, по-человечески близкими. Эта смесь стала, как мне кажется, основной ДНК пермской Вышки: перфектно, но без пафоса. Это передалось нашим студентам, которые, став выпускниками, сохраняют баланс «пермского» и любого другого – московского, нью-йоркского, берлинского.
«Я из Вышки», – говоришь ты в любом сообществе. И все одобрительно кивают:
«Знаем, классный университет». «Я из пермской Вышки», – уточняешь ты. – «О, у нас оттуда…» И дальше ты можешь услышать удивительные истории о коллегах, друзьях, семьях и командах, и это всегда будут очень «человеческие» истории про то, что это люди «из Перми, но не из Перми».
Чтоб тебя на земле не теряли
Постарайся себя не терять
Я пишу в каком-то present perfect: мы делали по-настоящему совершенные вещи, но кажется, что это было в какую-то прошлую эпоху. И каждый из читающих согласится со мной – мы строили будущее, но не знали, каким оно может оказаться. Смотреть назад легко: вот ты замечаешь тот момент, когда поток счастливых университетских событий нес тебя со невероятной скоростью, а вот тот этап, когда твоя личная стратегия и стратегия университета разошлись. Но смотреть вперед пока непросто:
– Мало данных для хорошей модели, – скажут мои коллеги из ID Lab.
– Но надо бежать вперед, – скажет Галина Емельяновна.
– Если надо, я всегда могу помочь, – скажет Дмитрий Владимирович.
– Аккуратненько только, – скажет Ольга Юрьевна.
– И такое мы уже проходили, – скажет Елена Львовна.
– Ребята, давайте все вместе, – скажет Мария Анатольевна.
И человеческое навсегда останется, и наше пермское сохранится в сердце, где бы мы ни были, и мы будем двигаться дальше – вместе или поодиночке, благодаря и вопреки. Потому что ничто на Земле не проходит бесследно.