• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Атлас старых профессий

Авторская колонка Ирины Шафранской

Wonderlane / Unsplash

Шафранская Ирина Николаевна

Доцент департамента менеджмента

Дорогие любители подводить итоги года, согласитесь, в этом году есть о чем написать. Думаю, у каждого много впечатлений от изменившейся реальности: от сокращения расстояний до уровня ссылки в зуме, от полного стирания границы между работой и личной жизнью, от неожиданной потребности видеть лица людей. Каждый понял что-то новое о себе, смог и превозмог, хотя бы однажды забыл замьютить зум и научился отключать на ночь уведомления бесчисленных чатиков в «телеге». Ранние последователи технологического развития радостно настроили десятки удобных для работы сервисов, приучили курьеров доставки к шепоту в телефон: «Подождите, у меня лекция», собрали из лампы, фитнес-браслета, наушников и виртуального фона систему поддержки невидимого присутствия на совещаниях. Позднее большинство тоже не задерживается, хотя при первом же случае норовит перейти из виртуального miro в реальный мир. 

Вместе с инновациями в моем личном опыте и опыте моих коллег удивительным образом возникли активности «из прошлого», из не-очень-цифровых профессий и сфер деятельности. Например, пришлось примерить «шляпу бармена»: иногда только шутками-прибаутками, веселыми историями и постоянным вопросом «Что-нибудь еще?» можно было расшевелить суровую аудиторию черных квадратиков. Или пустить в ход навыки сыщика, когда в списке из полусотни неизвестных участников нужно быстро найти и обезвредить пранкера. Мамы вспомнили приемы быстрого переключения внимания малыша – именно благодаря им можно получить интерактив без капризов. «Вечные студенты» снова вернулись к шпаргалкам, только теперь они помогают лектору, который переключается между чатами, экранами, мониторами и конференциями в надежде не потерять мысль. Радиодиджей объяснял нам, как говорить с пустотой: оказывается, можно представить, что ты говоришь со стадионом, и на три часа стать рок-звездой научного семинара. Пришлось вспомнить оптимальный раскрой: «Перекроите все иначе. Сулит мне новые удачи искусство кройки и шитья», – чтобы разбить большие лекционные блоки на связанные короткие кусочки, заплатками к которым стали периодически зависающие видеосервисы. Среди нас появились заботливые доктора, хранители опыта победы, чьи советы стали протоколами лечения, а поддержка и пример – жаропонижающим и болеутоляющим. А еще я горжусь своей коллегой, которая в самом настоящем смысле переквалифицировалась в повара и ежедневно готовит для районной подстанции скорой помощи обеды: десять литров супа, сотня пирожков. Мы вернули навыки, которые не были предусмотрены курсами развития цифровых компетенций, и, мне кажется, именно они стали тем дополнением, которое помогло в стремительном переходе из офлайн-реальности в онлайн.

bruce mars / Unsplash

Цифровой университет случился с нами очень внезапно и стал чем-то большим, чем новый этап программы развития. «Естественный шок, это с нервов спадает мох; и вопрос: “Отчего мы не жили так сразу?”» – мы стали по-новому относиться ко времени, и сейчас уже лишний раз задумаешься: ехать на встречу или просто выйти в скайп? сходить на конференцию в американский университет в ночи, чтобы задать вопрос спикеру, или просто посмотреть видео? собрать в онлайн-аудитории 30 или 300 студентов? Мы попробовали построить обучение без chalk-and-talk, и идея про преподавателя-голограмму перестала быть фантастикой. А дальше становится не по себе: ведь если твой курс – это просто набор цифровых и медийных артефактов, то для чего тогда нужен ты сам? Не пора ли искать новую старую профессию?

К счастью, не пора: мы живем и работаем в той среде, где для создания смыслов и их упаковки в учебный опыт еще долго будет нужен человек – посредник между технологиями, платформами и сервисами. Нужен для того, чтобы создавать то чувство потока, которое, я уверена, испытывает каждый преподаватель, работая с живой, требовательной и отзывчивой аудиторией. И если в уходящем году этот поток иногда напоминал засасывающий водоворот дел, дедлайнов и созвонов, пусть в следующем году он станет именно таким, каким он должен быть, – несущим новую энергию, свежесть и вдохновение. Счастья всем в новом году!

 

Автор текста: Шафранская Ирина Николаевна, 24 декабря, 2020 г.