• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кафедра разучения

Авторская колонка Ирины Шафранской о новой реальности обучения

Pixabay

Шафранская Ирина Николаевна

Доцент департамента менеджмента

Идея этой колонки возникла у меня в момент максимального отчаяния. Все начиналось безоблачно: я решила начать учить Python. Таргетированное рекламное сообщение, бесплатный доступ к хорошему онлайн-курсу, удобный формат обучения, тренажер и тетрадка в ячейку – все совпадения неслучайны, и вот я уже прошла точку невозврата, когда бросать курс поздно, но радоваться окончанию рано. Задания все усложнялись: мучительные for-циклы, незнакомый синтаксис и непонимание, как создать ту или иную функцию, все чаще заставляли меня писать в чат поддержки: «Я понимаю, как это сделать в Excel, мне кажется, это намного проще, чем писать код!»

Именно в этот момент я поняла, что старое знание и хорошие навыки работы в Excel мне не просто мешают, они полностью заполнили то пространство, куда можно было бы положить свежие знания Python. Оказалось, что для того, чтобы научиться чему-то, необходимо разучиться делать что-то, и это намного сложнее.

Shahadat Rahman / Unsplash

Между тем в текущей линейке образовательных продуктов университета, кажется, нет ничего даже близко ориентированного на то, чтобы разучиться. А представьте, что в Вышке открылась новая кафедра – кафедра разучения, которая помогает и студентам, и профессорам отказываться от старых, привычных ментальных моделей и установок. Основная дисциплина кафедры разучения – это «Сопротивление изменениям», «человеческий сопромат», освоить который может далеко не каждый, ведь придется менять себя и других прямо в ходе курса. Другой важный курс преподается на английском, потому что сложно перевести на русский даже само его название – “Coopetition”. И он не только про уже ставшие привычными в бизнес-среде коллаборации и сети, он про то, каков разумный баланс между конкуренцией и сотрудничеством в каждом повседневном действии, будь то собственный карьерный рост, партнерские отношения, соавторство или работа в совместном проекте. И конечно, нельзя обойтись без Machine Unlearning – курса блока Data Culture.

Я представляю, как выглядит кафедральный кабинет: вот столы для работы стоя, вот постер с битвой Системы 1 и Системы 2, над которым наблюдателем возвышается Канеман, вот уголок для медитации – без него нынче не обходится ни одно креативное пространство, стены – доски, на которых можно писать маркерами, и полка с обувью: чтобы общаться с коллегой, необходимо надеть его туфли. Каждое заседание кафедры начинается с обсуждения того, чему мы разучили студентов в прошлом модуле. Например, мы разучили их писать пустые тексты, полные «воды», мы разучили их противопоставлять себя университету, мы разучили их выбирать курсы по принципу «попроще и полегче», разучили брать материал по первой ссылке в «Яндексе». Кафедра разучения – единственная, для которой не работают никакие положения о контроле знаний, потому что контролировать нужно незнание. Метрикой успешности освоения курса является то, насколько изменилось поведение слушателя: стал ли он задавать больше вопросов на лекциях к концу курса, как быстро он отказался от привычных моделей аргументации и обоснования своей точки зрения по сравнению с началом курса, что происходит с его эмпатией.

Sangga Rima Roman Selia / Unsplash

Конечно, работать на такой кафедре очень непросто. Во-первых, профессора абсолютно лишены шаблонов. Нельзя взять шаблон программы дисциплины, шаблонное название темы ВКР, шаблон проектного задания, шаблон презентации с готовыми шрифтами и иконками. Во-вторых, все время приходится выходить из зоны комфорта: невозможно читать лекцию по привычному материалу, потому что студенты все время задают вопросы; готовые планы и сценарии занятий не работают, потому что контекст все время меняется. Нагрузка огромная: курсы по разучению становятся пререквизитом практически на всех образовательных программах. Публиковаться тоже непросто: с тех пор как Howells&Scholderer (2016) заявили, что академикам стоит забыть о разучении как концепции, слабо реализованной эмпирически[1], ревьюеры не склонны одобрять статьи без эмпирики. А найти ее непросто: ни люди, ни организации не любят сознаваться в своем незнании.

Но кафедра разучения – это не комьюнити образовательных анархистов, не сторонники образования laissez-faire, не группа отчаявшихся соавторов. Отказавшись от старых, стереотипных подходов, именно они развивают университет, выходя за пределы заданных ограничений только потому, что разучились их видеть. И если посмотреть внимательно, то островки кафедры разучения проявляются там, где Вышка выходит за свои границы – в виртуальные пространства, в бизнес-среду, в сообщества практиков, в другие университеты, города и страны. Практика разучения – то сложное полезное действие, совершая которое мы находим место и формат для нового не только в себе, но и в своей деятельности – в своих статьях, образовательных курсах и программах, административных рутинах. Не задаваясь вопросом: «А что, так можно?», – люди, практикующие разучение, находят новые решения задач, выходят на меж/кросс/над- (выберите любое) дисциплинарный уровень и развивают то по-настоящему новое, что делает мир лучше. Поэтому предлагаю в этом году пройти курс повышения квалификации по разучению, а там, глядишь, появится и кафедра, и образовательная программа, и школа, как это принято в Вышке – стремительно и дерзко.


[1] Forget Unlearning? How an Empirically Unwarranted Concept from Psychology was Imported to Flourish in Management and Organisation Studies // John Howells & Joachim Scholderer, 2016, Management Learning, vol 47, 4, pp. 443-463.

Автор текста: Шафранская Ирина Николаевна, 13 мая, 2021 г.