• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Три важных навыка уходящего года

pixabay.com

 


Ирина Шафранская,

доцент Департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Пермь

Когда меня приглашали в колумнисты, я довольно банально представляла себя героиней Сары Джессики Паркер из известного сериала: я тоже умею эмоционально хлопать дверью и люблю компьютеры с «яблоком», а Пермь в центральной части города – тот же Нью-Йорк. Сколько удачных совпадений! Я даже придумала общую тему для колонок – писать о том, что происходит при взаимодействии университета и внешнего мира.

Уходящий год показал, что для внешнего мира университет зачастую не больше чем имущественный комплекс, образовательная функция которого еще должна быть проверена, на всякий случай – с особенной тщательностью. Но именно столкновение с внешним миром в его разных проявлениях позволило мне освоить три ценных навыка, которыми я хочу поделиться с вами в этой колонке.

 

 

Арсений Кустов / ВШЭ

Навык первый: продвинутый e-mail-менеджмент. Заказчики студенческих проектов, охотники за талантами, HR-бренд-менеджеры, выпускники, собирающие команды под проект, и одновременно секретари заседаний, представители подразделений, запрашивающих «уточненные-данные-для-проверки», менеджеры программ, кафедр, департаментов и, в конце концов, студенты – все решили, что теперь можно писать во все каналы связи. Омниканальность, будь она неладна, способна разрушить настрой на вдумчивую работу над статьей одним внезапным ping – вот она, главная угроза публикационной активности. Я нашла для себя три простых решения: во-первых, у меня есть шаблоны готовых ответов, не больше 3-5 предложений. Скопировал – ответил – забыл. Во-вторых, я научилась пересылать письма: «вот контакт, который может вам ответить лучше, чем я» – одна из моих любимых коротких формулировок. И наконец, у меня начало работать старое советское правило, усвоенное еще в доуниверситетской жизни. Тогда оно звучало как «бумажка должна вылежаться». Так вот с некоторыми письмами то же самое: если подождать, чуть позже может прийти письмо вдогонку о том, что данные не нужны, совещание отменяется, а все программы дисциплин уже кто-то переделал за тебя. Магия!

Навык второй: позитивная обратная связь. Наш академический образ мышления – это rejection mindset, мы видим и постулируем ограничения, легко объясняем, «почему нет», и критикуем, критикуем, критикуем... При этом теряется важный элемент обратной связи – позитивный: «почему да», «можно хотя бы попробовать» и другие формулы, не ограничивающие действие. Мы привыкаем к «управлению по недостаткам» в СОП, где негативных отзывов в разы больше, чем позитивных (бывает, что я читаю комментарии о своей магистерской программе – и мне хочется достать амбарный замок, повесить его на воображаемую дверь, сложить ноутбук в узелок и уйти в туман). Поэтому весь год я тренировала навык позитивной обратной связи: хвалила студентов, писала искренние посты восхищения коллегами, партнерами и друзьями в социальных сетях. А во внешнем мире – в школе, больнице, общественном транспорте – научилась начинать даже самую недовольную фразу с речевого оборота «какие у вас прекрасные/чистые/удобные/условия/бахилы/сиденья» {random selection}. И, скажу я вам, это удивительно работает. Настолько удивительно, что я впервые была positively red-butonned[1] – получила от студентов положительный отзыв на «красную кнопку». Магия!

pixabay.com

Навык третий: благодарность обстоятельствам. «Спасибо» нас учат говорить с детства, но в основном людям и по поводу, в то время как обстоятельства чаще становятся причиной неудач. Но именно место и время, условия и среда вокруг и в конечном итоге Вышка – это те обстоятельства, которые ограждают нас от внешнего мира в моменты, когда здравый смысл находится под угрозой. Внешний мир практически не создает условий для развития – таких, к каким мы привыкли в университете. Внешний рынок труда в разы жестче, чем процедуры оценки публикационной активности, студенческие отзывы в онлайн-университете появляются сразу же после лекции и вполне могут стать основанием моментального прекращения курса, а сами курсы бьются маркетинговыми бюджетами, а отнюдь не качеством контента. Внешняя оценка нашего академического подхода и действий зачастую бывает неадекватна: даже если ваш начальник в корпорации и сможет оценить красоту регрессионной модели, то до приложения, а тем более оценки эффекта дело вряд ли дойдет – либо сменится ветер корпоративной стратегии, либо все силы будут брошены на внедрение чего-то остромодного, роботизированного, искусственно-интеллектуального и обязательно заменяющего десять профессий сразу. Возможно, мой опыт взаимодействия с внешним миром провинциален и ограничен, но это еще больше усиливает мою благодарность университету – главному обстоятельству моего комфортного, интересного, глокализированного и насыщенного событиями образа жизни.

Чему еще научил уходящий год? Лично для меня он стал годом «черного лебедя», который совершенно внезапно может вторгнуться и в мир большой Вышки, и в мое маленькое личное пространство – а под рукой в этот момент ни ружья, ни булки. Но именно в этот момент происходит что-то удивительное, что-то магическое, когда ты чувствуешь, как поддержка коллег, тепло и забота близких, внимание и признание менторов, уважение и благодарность студентов создают невидимую, но очень мощную стену огромной человеческой любви, которая способна защитить и спасти от внешнего, опасного и непредсказуемого. Это невероятно, и пусть невероятного, приятного, волшебного в жизни будет как можно больше. Берегите себя, с Новым годом!

 


[1] Спасибо за это чудесное выражение Наталье Смирновой!

Автор текста: Шафранская Ирина Николаевна, 23 декабря, 2019 г.