• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Про масштабируемость образовательных ценностей и любовь

Авторская колонка Динары Гагариной

СНОpus / Medium

Гагарина Динара Амировна

Руководитель магистратуры "Цифровые методы в гуманитарных науках" (НИУ ВШЭ в Перми)

Почти космос

Мы прочитали сотни статей об образовании, да и написали изрядное их количество. Ежедневно на всех уровнях и разных языках проводятся научные и ненаучные конференции, семинары и лекции для активных, пассивных и потенциальных участников образовательного процесса. Выучили правильные слова, разобрали по косточкам успешные кейсы и почти освоили психометрику образования. Эффективность методик оценивается теперь не только традиционным педагогическим экспериментом со статистической обработкой и подоспевшей data science, искусственный интеллект уже отслеживает изменения пульса и внимания по снятому цифровому следу.

Алуа Уалиева / ВШЭ

Но все плохо

В то время, как космические корабли бороздят просторы Вселенной, роботы ведут интеллектуальные беседы, а нейросети освоили живопись, человечество так и не научилось делать счастливыми ученика и учителя. Не конкретного Петю и Марию Ивановну, не в отдельно взятой школе или университете с тщательно отобранными взрослыми и детьми. А так, чтобы масштабно и масштабируемо, – взял инструкцию и внедрил. Несмотря на ресурсы государств, бизнеса, НКО, родителей и общественное внимание, образование – по-прежнему часто травмирующий опыт.

В педагогической реальности (в отличие от педагогических конференций) не масштабируется не только счастье, но и здравый смысл. Новости образования и всплывающие в социальных сетях истории абсурдны настолько, что их не получается уложить в голове. А когда пытаешься анализировать, то встречаешься сразу с серией проблем и тупиков, выходящих за стены конкретного заведения. Проблема отцов и детей – самая не проблемная из них.

И вообще тупик

Например, тупик тотального недоверия: между министерствами и нами, родителями и школой, администрацией и учителями, студентами и преподавателями. Отсюда тонна регламентов, бесконечные проверки, прерывающиеся только подготовкой к ним, видеокамеры, прокторинг, антиплагиат, наблюдатели на ЕГЭ и анонимность СОП. При этом проблема критического отношения к информации и доверие к написанному в социальных сетях.

Или тупик выученной беспомощности. Опять же у всех участников – от первоклассника до чиновника. Кажется, общество приняло как данность, что школа –  это 11 лет мучений, пройденное в университете придется забыть, у учителей стопка тетрадей и полторы ставки, гранты заранее распределены, денег нет и не будет, и вообще будет только хуже.

И дополнительно к тупикам растущая пропасть цифрового разрыва, образовательного неравенства, противоречия между регламентами и человеколюбием.

Михаил Дмитриев / ВШЭ

Хотя знаем, как надо

Берем десять случайных успешных современных школ или образовательных программ, не важно – в России, Европе или США. На их сайтах схожие ключевые слова и миссии.

Learnlife – EdTech-стартап и прогрессивная школа в Испании, обещают революцию в образовании, обратив в свою «веру» 100 миллионов учащихся, 5 миллионов преподавателей и 100 тысяч школ в 196 странах к 2030 году. Охват – общеобразовательные программы, дополнительное образование, обучение взрослых, летние школы. На сайте подробно красивые схемы и методология: project-, play-, experience-, place-, challenge-, sustainability-, nature-based learning - всего 25 пунктов из словаря современного образованца. Активно ищут инвесторов.

Другой похожий EdTech-стартап – AltSchool из Калифорнии привлек более 130 миллионов долларов и поддержку Марка Цукерберга, открыл 7 школ, а потом прекратил управление школами и занялся разработкой программного обеспечения.

Или вот Minerva University с нестандартной организацией процесса, но теми же ценностями – критическое и творческое мышление, коммуникации, работа в команде, лидерство. Набор правильных слов стабилен.

Нет, мы спорим конечно, на каком языке учить программировать, нужна ли школьная форма и что делать с блокирующими контрольными точками. Но достигли консенсуса в том, из чего стоит исходить и что взять за основу. Субъектный подход, персонализированное обучение, проектное мышление, геймификация, креативность, коммуникации, навыки будущего, устойчивое развитие, lifelong learning, быстро устаревающие знания, стремительно меняющийся мир, etc.

jms.university

Но без любви ничего не получается

Несмотря на наличие рецепта, эффективность которого не вызывает сомнений, мы все же никак не сделаем идеальное масштабируемое образовательное пространство с этими компонентами. Не одну школу с высоким забором и самыми одаренными детьми, не один университет с проходным баллом 298 из 300, а вот так, чтобы зашел в любое учебное заведение, а там счастливые дети и взрослые с высокоразвитыми hard и soft skills в моменте, ресурсе и потоке. Никто не выгорает, все самосовершенствуются и самореализуются. И пространство экологичное.

Но так пока не получается. Думая над секретом программируемого образовательного счастья, какой бы дорогой не шел, приходишь к любви и «счастье – это когда тебя понимают». Можно ли сделать хоть что-то, кроме того, что здесь и сейчас прийти в реальный или виртуальный класс или на консультацию и разговаривать с человеком? И любить его. А любовь не масштабируется. Даже за 130 миллионов долларов.

 

16 февраля