декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ – Пермь,
руководитель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках»
Дисклеймер: я пишу этот текст 20 апреля, будут ли описанные ниже представления о жизни актуальны на момент выхода колонки, никто не знает. Наверняка к тому моменту все планы снова рухнут, а мы, если выживем, намотаем еще 100 баллов к личной и коллективной антихрупкости.
Я начала заниматься дистанционным образованием в начале 2000-х, будучи студенткой мехмата. Писала диплом про формализацию знаний для автоматической генерации тестов для удаленного адаптивного тестирования. Потом меня немного, градусов так на 160, развернуло, и в 2009 году я защитила диссертацию по информатизации исторического образования. Да, там был целый блок про электронные лекции и семинары.
Когда 16 марта все испытывали эмоции от дистанта, у меня их не было вообще. Ну разве что ощущение, что мороженое было всегда как бы вредным («да ваша цифра – все это симулякр, ничего святого»), а сейчас даже не 500 эскимо от волшебника, а целый грузовик. И надо есть, чтобы выжить. Никаких эмоций, фильмов, сериалов, книг, все силы на борьбу с мороженым.
На какой временной период вы обычно планируете? Большие конференции и повторяющиеся мероприятия в твоей области попадают в календарь примерно за 9-12 месяцев до начала. Так начинает формироваться кристаллическая решетка. Потом она обрастет всевозможными форумами, семинарами, школами, каникулами детей, вручением дипломов, приемной кампанией и прочими значимыми датами. В ноябре ты посмотришь на это безумие свысока и проставишь даты отпуска в графике следующего года. Нет, потом, конечно, случится проверка РОН или еще какой сюрприз, решетка потребует утряски и усушки, но выстоит.
И вот в марте ближайшие узлы твоей решетки начинают сыпаться, потом еще и еще. Потоп и пожар одновременно. И переезд (из оф- в онлайн), который, как известно, равен двум пожарам. Решетки больше нет. Ты, как газ, заполняешь все щели встречами, созвонами и совещаниями на неделю вперед. А планировать дальше почти бессмысленно.
Планировать на годы вперед, когда ты не знаешь, что будет с миром через месяц, – то еще развлечение. Вот мы все делаем сейчас учебные планы. Я, например, решила сместить все blended-курсы поближе к первому модулю. Ну мало ли, вдруг.
Эти учебные планы – единственные планы, которые среди всех прочих устояли в эпоху самоизоляции.
Наше огромное консервативное академическое сообщество (ну хорошо, снизим пафос и будем говорить не про все сообщество, а про Вышку) проявило гибкость, которую никто из нас не представлял в самых смелых фантазиях. 17 марта оно все разом, не поступившись принципами, развернулось и пошло в онлайн, пересмотрев формат, программы, контрольные задания и экзамены. Сообщество сплотилось и стало самообучаться. Студенты тоже радуют, на пары ходят, стараются не меньше, времени на учебу тратят больше.
Антихрупкость как «способность к извлечению выгоды из неудач, потерь, ошибок; умение закаляться, развиваться и становиться сильнее при столкновении с хаосом» (Википедия) хорошо подходит для описания текущей ситуации и тех, кто в ней профессионально выживет. Наша вышкинская антихрупкость обусловлена дедлайнами, постоянными изменениями правил игры, прививками онлайн-курсов да и теми же проверками.
Я не идеализирую, не подумайте, но симулякра, которым нас так долго пугали, не случилось. Симулировать в онлайне вообще оказалось гораздо сложнее, чем в «наруже». Студенты учатся, преподаватели учат, администрация создает для этого новую антихрупкую кристаллическую решетку. Если бы можно было выбирать, где провести весну-2020, то, конечно, в домашней вышкинской обстановке.