• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исчезающие границы университетской Вселенной

Авторская колонка Динары Гагариной

Pixabay


Динара Гагарина,

декан социально-гуманитарного факультета НИУ ВШЭ Пермь,

руководитель магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках»

 

Мы входим в новый учебный год. Настолько необычный, что прошедшие три месяца лекций в условном зуме и массовый прокторинг покажутся адаптационной дисциплиной, тренировкой для начинающих.

Бесконечные вебинары о том, как выбрать платформу, записать видео, удержать внимание сотни человек, когда видишь только черные окошки их образов, – все это оказалось базовой методической грамотностью. Ее мы освоили. Переходим на следующий уровень – часть студентов в зуме, а часть в аудитории. Потому что аудитория – теперь зона повышенного риска, да и границы между странами закрыты. Где сколько – заранее не известно.

Дальше больше – теперь задачка со звездочкой – часть преподавателей тоже дома. Причём, если преподаватель читает лекцию из дома, это не значит, что и студенты дома – они могут не успеть добраться после предыдущей пары в аудитории.

Priscilla Du Preez / Unsplash

Пытаешься моделировать, но реальность не аппроксимируется никаким сферическим конем в вакууме. То, что планируем сейчас и начнем реализовывать в сентябре, когда выйдет колонка, – это такое олимпиадное задание, где неопределенность зашкаливает в попытках совместить здравый смысл, требования Роспотребнадзора, здоровье студентов и преподавателей, ограничения аудиторий и техники, сохранив при этом качество. И искусственный интеллект не поможет, потому что нейросеть не на чем обучать. Это нетривиальная задача еще и жесткая проверка на прочность, и встряска системы образования и всех ее подсистем.

Эта задача и про то, что границы окончательно стираются. Кроме тех границ, из-за которых иностранные студенты не могут приехать. Летайте самолетами зума. Если в вашей стране он не запрещен. Да, это еще дополнительный маленький штрих к задачке со звездочкой – учесть, что интернет не везде одинаково открыт, а привычные сервисы блокируются или нелегальны.

В мире, где ковид запер нас в домах и странах, дополненная и виртуальная образовательная реальность проникает сквозь время и пространство. Пишу этот текст, сидя на балконе в Ижевске, где мы проводим трехдневный отпуск. За эти дни у меня были совещания на берегах рек, в музее, на трассе и в прочих интересных местах. Конечно надеюсь, что студенты будут присутствовать на парах, сосредоточившись за письменным столом или хотя бы на диване, но в общем и целом, не важно, где географически твой кампус и твой университет – потому что он там, где твой ноутбук. Обсуждения границ университета идут много лет, но раньше серьезным контраргументом к границам университета внутри кампуса были только открытые онлайн-курсы – да, массовые, но никак не основной продукт университетской системы. Теперь вы осваиваете самый обычный бакалавриат из дома, а ваш одногруппник – в кампусе на той же программе и том же учебном плане. Хотя в новых условиях у каждого может быть еще и свой план.

Study In Russia

Ковид стремительно стирает остатки и work-life balance границ. Никакого баланса, никакого личного пространства – домашние офисы, ненормированный рабочий день, дети и котики на лекциях. Новое privacy, к которому надо привыкнуть и осознать. Пока такое ощущение, что преподавателям и условным взрослым оно дается легче, чем студентам и молодежи (в отличии от освоения технологий, где расстановка противоположная).

Нас ждет удивительный опыт, много новых компетенций и новая реальность преподавания. Никто не знает, как долго это продлится. Разные ученые напишут много статей, разные службы выпустят много рекомендаций и указаний, а мы будем рассказывать внукам, как в начале 2020-х на наших глазах менялась университетская Вселенная. И мы были частью этих изменений.

С началом учебного года и началом нового этапа!

Автор текста: Гагарина Динара Амировна, 8 сентября