Декан Социально-гуманитарного факультета (Пермь)
Привет! Меня зовут Динара, мне 40 лет, и уже полтора года я декан. Декан небольшого факультета в пермской Вышке. У нас всего 350 студентов. Или целых 350 студентов. В следующем году студентов станет сразу на порядок больше, потому что к двум существующим бакалаврским программам добавится еще две. Магистерских программ за время моей работы тоже стало вдвое больше: их теперь не одна, а целых две. Говорю же – факультет небольшой. Но стремительно растущий, надеюсь, не экспоненциально.
Недавно на интервью для одного школьного проекта у меня спросили, что значит быть деканом и что вообще декан делает. Там я что-то ответила, но сейчас попробую систематизировать между строк должностных инструкций и документов.
Итак, быть деканом – это…
1. …уметь ждать. У деканов есть KPI – куда без них в наше время. Но настоящая успешность декана в них не измеряется. Нет, я не к тому, что эффективность этой деятельности сложно формализовать, – тут сама я любитель формализаций. Успешность учителя или руководителя в образовании – это успешность учеников. А это отложенная успешность. Поэтому быть деканом – это научиться ждать и принять то, что отголоски твоих решений и разговоров будут сильно отсроченными. Когда школьники, которым вы в седьмом классе рассказывали о профориентации и выборе бакалавриата, поступят, сдадут несколько десятков экзаменов, проекты и курсовые, получат диплом, сделают карьеру и добьются успехов. И, быть может, кто-то из них вспомнит, что в седьмом классе в школу приходила тетенька из университета и рассказывала, почему стоит выбирать то, что интересно, а не то, что модно и на слуху. А если и не вспомнит (что более вероятно), вы все равно порадуетесь и поставите себе плюсик.
2. …бесконечный калейдоскоп. Были игрушки-калейдоскопы в нашем детстве: крутишь – и видишь мелькающие образы, состоящие из фрагментов других картинок. Надо успевать картинки разглядывать, иначе теряется смысл незамысловатой игрушки. Так и у декана: сплошной калейдоскоп, который раскручивают с невероятной скоростью, а «разглядывать картинки» в нашем деле – значит вникать в проблемы, детали жизни и цели студентов и сотрудников, радоваться с ними и за них, сочувствовать и помогать, отказывать и фильтровать запросы.
3. …ходить в костюме с галстуком и устрашающим видом (на самом деле нет). Галстука у меня нет. Видимо, поэтому устрашающий вид никак не получается. Но, как оказалось, это такой типичный образ декана, слышала о нем даже от людей, уже далеких от студенчества.
4. …узнавать новое каждый день. Например, согласовывая учебные планы. Декан ежедневно подписывает множество документов, самые интересные из них – индивидуальные и рабочие (то есть общие) учебные планы. Чего только не изучают наши студенты!
5. …постоянно менять роли – доброй феи, слепой Фемиды и злого полицейского, параллельно подрабатывая администратором, завхозом, психологом (надо бы уже окончить соответствующие курсы) и писарем. В общем, скомпенсированная шизофрения (с) – наше все! Быть деканом – это еще и сразу стать многодетной матерью, как говорится, в горе и радости, причем не только относящихся к учебному, воспитательному и научному процессу.
6. …все время хотеть самой поступить в Вышку, желательно в бакалавриат. Потому что в наше время такого не было: ни университетов, ни возможностей, ни отношения к студентам со стороны администрации. Просто записаться на курсы повышения квалификации или пойти вольнослушателем на факультатив – совсем не то, пробовала. Кстати, один мой знакомый академрук так и сделал: ушел из академического руководства и штудирует ЕГЭ, чтобы поступить в бакалавриат на соседний факультет. Я ему тихонечко завидую.
7. …радоваться статьям и грантам преподавателей факультета больше, чем своим, даже если вы подавали заявки на один конкурс и были конкурентами, но победил коллега. И не только потому, что работать теперь придется ему, а вам работы и так хватает. Но и потому, что команда, коллектив и это вот все.
8. …писать рекомендательные письма в лучшие вузы мира. Заранее завидуя, какого студента они получат в магистратуру или аспирантуру. Но все равно писать и радоваться успехам студентов.
9. …сделать так, как хотите, и никого не обвинять. Ведь у вас есть ресурс (административный), а права на отговорки нет. При этом, конечно, быть виноватой во всем – от плохой погоды и расписания до учебных планов и решений вышестоящих инстанций.
10. …наконец осмыслить, что молчание – золото, сдерживаться в соцсетях, почте и колонках для «Окон роста». Когда я начала работать в Вышке три года назад, моя душа (с журналистским опытом) рвалась записывать наблюдения, как устроена здешняя жизнь. Потом мне хотелось записывать истории абитуриентов, студентов и выпускников. Даже думала, что можно писать в стол, а по прошествии срока давности, когда лица перестанут узнаваться, выкладывать. К счастью, на это не было времени. А то никакая цензура бы не спасла. У меня пока тяжелее всего с этим пунктом. Поэтому следующие 10 пунктов на всякий случай приберегу на потом.