Мария Молодчик,
старший научный сотрудник
Международной лаборатории экономики нематериальных активов
НИУ ВШЭ в Перми
С возрастом всё больше начинаешь понимать цену доверия. Институт доверия возникает на основе неформальных норм и правил человеческого поведения, построенного на принципах порядочности, честности и добросовестности. Качество жизни, уровень психологического комфорта и профессиональные успехи во многом зависят от того, насколько высок уровень доверия в семье, ближнем окружении, команде, подразделении, организации. Тонкая материя доверия создается и на индивидуальном уровне, и на групповом, и на государственном уровне. Я позволю себе порассуждать не как психолог, не как политолог, а как простой российский научный сотрудник. Один из первых негативных опытов случился у меня в конце 1990-х, когда еще совсем юным исследователем я, выступив на конференции и оставив организаторам полный текст доклада, через год обнаружила большие куски своего (выстраданного) текста в книге одного известного академика. Поверьте, доверие к академической этике у меня тогда сильно пошатнулось. К счастью для меня, этот случай был первым и единственным, хотя из рассказов моих знакомых знаю о многих случаях такого труднодоказуемого плагиата.
Доверие в академической среде – очень многогранная тема и, как следствие, притягивает многих исследователей. Так, опубликованная год назад статья с интригующим названием «Уклончивое сокрытие знаний в академии: когда конкурирующих индивидуумов просят скооперироваться» получила наибольшее количество цитирований в журнале Journal of Knowledge Management среди статей за 2019 год. В статье изучаются государственные и частные бизнес-школы Европы и описывается до боли знакомая нам с вами ситуация – сочетание конкуренции и сотрудничества при академической работе. И термин, оказывается, специальный для нас с вами есть – уклончивое сокрытие знаний (evasive knowledge hiding). Сложность знания в университете настолько высока, что частичное умалчивание или его неполное раскрытие может быть и не замечено, что и приводит к оппортунистическому поведению. При этом, как правило, в университетской среде предполагается открытое взаимодействие, создание и распространение знаний, поэтому, если профессор стремится скрыть свои знания, делать это он (она) будет уклончиво. Что показало исследование? Из очевидного: опрошенные сотрудники бизнес-школ стараются скрыть в основном неявные (или неформализованные) знания. Почему это очевидно: явные (или формализованные) знания скрыть сложнее – они уже изложены на бумаге или на другом носителе информации. Из менее очевидного: скрывать свои знания более склонны сотрудники с высоким уровнем конкурентности, т.е. настроенные на высокие индивидуальные достижения и вознаграждения. На решение о сокрытии знаний в значительной степени влияет социальный климат на рабочем месте и уровень независимости выполняемого задания. Авторы исследования предлагают видоизменять дизайн работы и вознаграждений с учетом поощрения сотрудничества на разных уровнях организации, что положительно скажется на уровне доверия во всем коллективе.
Последние десять лет мне посчастливилось работать в команде[1], где очень высокий уровень доверия и в профессиональном плане, и в человеческих отношениях. Это дает чувство защищенности, комфорта, уверенности, что тебя могут поддержать в моменты выгорания, что от тебя не утаят знания и не присвоят твои знания, что всем твоим идеям дадут шанс быть услышанными и продискутированными. Доверие друг к другу нас объединяет, несмотря на большой разброс в возрасте, разные национальности, религии, темпераменты и другие персональные характеристики. В какой-то момент времени критерием отбора нового члена команды для нас стали не только интеллектуальные способности и возможная публикационная производительность будущего сотрудника, но и в значительной степени то, насколько человек сможет разделить наши ценности, насколько мы сможем ему (ей) доверять и готов ли он (она) доверять нам.
Тонкая материя доверия сложно измерима, но, как говорят эксперты, во многом определяет благосостояние целых государств, существенно снижая трансакционные издержки, ускоряя экономические сделки и снижая политические риски. И так было всегда… еще до того, как появилось понятие «институт доверия» и была смоделирована кооперативная игра в долгосрочном периоде… Люди интуитивно понимали, что доверие несет выгоду.
[1] Международная лаборатория экономики нематериальных активов.
Эту легенду-быль я услышала недавно, когда в первые недели сентября, едва начав учебный процесс в частичном офлайне, мы получали тонны информации о скором закрытии всех снова на карантин, при этом цифры заболеваемости были подозрительно низкими. Возникало ощущение полного недоверия к информационному потоку. Хотелось уйти от него как можно дальше. И вот по дороге в Кын, окунаясь в бархатную осень и углубляясь в лес, всё дальше и дальше от цивилизации (в аспекте интернет-сети и качества дорог), я слушала легенду о безлюдном взаимовыгодном обмене, который происходил на землях Прикамья еще во времена викингов. Торговые пути соединяли Прикамье с Великим Новгородом, Персией, Скандинавией, Византией. Серебряные блюда, восточные украшения, холодное оружие, отрезы необычных тканей – всё это предлагалось чужеземными купцами в обмен на мягкое золото – шкурки пушных зверей. Для сохранения своей культуры и обычаев, для сохранения тайны нахождения своих домов и для снижения риска заражения чужими болезнями коренные народы Прикамья придумали оригинальный способ меновой торговли. Для обмена были предусмотрены специальные места: приметная поляна или опушка леса возле дороги. Чужеземные купцы выкладывали на поляне свои товары и уходили. На следующий день они приходили и обнаруживали рядом со своим товаром предлагаемый эквивалент – пушнину. Если их устраивал этот эквивалент, то они забирали шкурки и оставляли свой товар, который после забирали местные жители. Если купцы считали, что пушнины недостаточно, то они просто оставляли всё нетронутым, т.е. торг считался несостоявшимся. Так продолжалось до тех пор, пока бесконтактный обмен не приходил к обоюдному согласию сторон. Легенда гласит, что такие места сохранялись многими десятилетиями, местные жители и чужестранцы очень дорожили репутацией этого менового места. Никто не помышлял взять чужой товар обманом. Принципы порядочности, честности и добросовестности передавались из поколения в поколение, позволяя долгие годы вести успешную торговлю.
И где бы мы ни работали – в университете, в бизнесе, в медицине, категория доверия неизменно делает нашу жизнь лучше. Доверие, проверенное годами, бесценно.