• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реактивная установка наград

Авторская колонка Булата Назмутдинова

Giorgio Trovato / Unsplash

Булат Назмутдинов,

доцент Факультета права НИУ ВШЭ, академический руководитель

образовательной программы «Юриспруденция»

 

Эта колонка написана в другую пространственную эпоху, когда мы физически были в университете. Возвращение к обычной жизни еще не казалось наградой, экран ноутбука – главным окном в остальной мир.

Мартовские награды в мае теряют свой основной смысл. То, что воспринималось как должное, сегодня кажется роскошью. Преподавание стало гибридным – не очным и не онлайн. Граница между трудом и отдыхом стала едва заметной из-за постоянства замкнутого пространства. В таком пространстве и время течет по-другому.

«Жизнь в Вышке в последнее время резко ускорилась. Событий и разных новостных поводов стало гораздо больше. Хочется выдохнуть, заняться нормальной наукой и образованием, но внешние обстоятельства заставляют спешить и стремиться к будущему. К какому именно – не совсем ясно, тем более что иногда будущее нами же и создается.

На таком странном пути, напоминающем бег пятилетнего мальчика через темный городской парк (страшно интересно, но можно не добежать), спасают занятие любимым делом и признание со стороны других. Академики, преподаватели – люди амбициозные, часто тщеславные, поэтому те награды, которые они получают, пусть и символические, очень приятны. Не всегда очевидно, что лучше: живое человеческое признание или энная сухая сумма, поступающая на счет. Ведь банк не напишет: «Молодец, и это еще не всё!» Символичность награды – это и ее связь с чем-то важным и потусторонним, и ее многозначность, а не только лишь малозначительность.

Награда рождает зависть, упреки, сомнения. Но системы, где есть награды, все же чуть более милосердны, чем те, где единственным достижением является отсутствие выговора. Не отругали, и ладно, главное, чтобы не выгнали.

В системе, где нет наград (символических иммунитетов), страх за нестандартное и неконъюнктурное решение, неудобную принципиальность сковывает академиков. Тем более что они, в отличие от акул конкурентной борьбы, в обычной жизни, а не в публичном пространстве часто не склонны стоять до конца и бороться насмерть.

Борьба – занятие довольно тупое, изматывающее, энергозатратное, хотя и жизненно важное. От нее и сбегают в университеты, область свободы и автономии. Но и здесь борьба воскресает, причем в причудливых формах. Чаще всего – в бумажных и электронных. Бумага бывает теплой, а письма – холодными. Награда в таких обстоятельствах – предложение о сотрудничестве, попытка добиться расположения и (или) зависимости.

Когда вклад кто-то ценит, это нас радует, эмоционально привязывает. И неприметное награждение кажется очень полезным. Случается и по-другому. Выходная награда как символ конца пути. Награда – клеймо коллаборациониста: руку жал, мы все запомнили.

Награды бывают разными: призы за конкретный вклад (типа медали на олимпиаде или надбавки), статусные или хронологические награды: за выслугу лет, неизменно высокое выполнение обязанностей, безупречную работу. Не всегда ясно, как относиться к таким формулировкам. Скорее с удивлением и иронией: упреков у думающего человека к себе много.

Награда воспринимается и как угроза обычному ходу вещей. Если тебя наградили, это означает, что: 1) тобою довольны; 2) тобою довольны, но пора на покой; 3) тебя мотивируют для каких-то решительных действий; 4) тобою недовольны, но склоняют на свою сторону; 5) ничего не изменится, просто истекло время.

Только в последнем случае мир не меняется, что открыто и признается. 10 лет службы, 20 лет службы. Бессмертие механизма: в субботу – экзамен, в понедельник – проверка».

Автор текста: Назмутдинов Булат Венерович, 14 мая, 2020 г.