• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Право плюс?

В последнее время слишком много тем для колонок. Боишься выбрать – во всех смыслах слова. Решил написать не о самой острой проблеме, но и не самой безопасной. О пятилетнем юридическом бакалавриате. Вслед за переводом историков и востоковедов на широкие рельсы тем же путем вроде бы решили вести и юристов. Риски, мне кажется, очевидны: не все захотят учиться на практико-ориентированной специальности пять лет, когда можно успеть за четыре. Иные издержки связаны с финансовыми затратами вуза и многим другим.

В новой модели право может быть усилено экономикой, «цифрой» или чем-то еще. В основе такого решения тезис о том, что юриспруденция окуклилась, перестала радовать нас открытиями. Юристы – люди консервативные, с жесткими внутренними и институциональными ограничениями: специалист по авторскому праву не будет лезть в историю конституционного права, конституционалист – в банкротство.

Новая программа «Право и экономика» вроде бы может открыть юриспруденцию urbi et orbi, сменив четырехлетний юридический бакалавриат. Но нужно ли современному юридическому рынку такое количество юристов с углубленным знанием экономики? (факультет права выпускает 250-300 бакалавров ежегодно). Вряд ли они будут работать экономистами, юридические знания также получатся усеченными. Кроме того, у словосочетания Law and Economics уже есть устойчивое значение, и оно не совпадает с механическим сочетанием юридических и экономических предметов.

Важно создать общую модель пятилетнего бакалавриата (с большим набором студентов), которая бы логично сочеталась со значением университета в системе получения юридической профессии. Университет сегодня представляет собой не только пространство обретения первичного профессионального знания, но и ключевой институт социальной мобильности. Особенно это заметно на факультетах, где большинство студентов не из Москвы. Социально-экономическая ситуация подталкивает их к тому, чтобы начать работать уже на 2-3-м курсах, сочетать учебу с работой.

Современные области юридической практики не дублируют отрасли права, в рамках которых традиционно проходила специализация на факультетах: по кафедрам гражданского, уголовного, конституционного права и пр. Они представляют собой комплексные индустрии, где частное и публичное право тесно переплетены: банки и финансы, судебное разрешение споров, IT&IP, слияние и поглощение, налоги. Поэтому связь образования и практики возможна не за счет устойчивого набора дисциплин, а за счет их комбинации путем выбора предметов. Особенно на старших курсах. Жесткие специализации, тем более «Право и экономика», выглядят ограничениями, для снятия которых и нужен пятилетний бакалавриат.

Именно поэтому может быть привлекательна модель «прикладного» пятилетнего бакалавриата, в рамках которого студенты первые три года изучали бы ядро правовых дисциплин, с нормальными, а не сокращенными курсами уголовного права, юридического письма, истории права, международного права. Важно вернуть обязательным предметом логику, столь важную для юристов. Все обязательные для юриста предметы изучались бы именно в это время.

На 4-м году был бы свободный curriculum (один год liberal arts) с возможностью выбрать любые предметы – юридические и неправовые. Возможен даже уход из юридического образования, именно этот год может помочь «неюристу» понять сферу своих интересов. В такой системе логичнее, наверное, было бы переместить майноры на 3-4-й курсы.

Последний год можно наполнить специализированными (прежде всего юридическими) курсами с пререквизитами, без которых изучать предмет было бы бессмысленно: например, английское контрактное право без знания основ общего права Англии и Уэльса. Осознанный выбор нужных студенту курсов завершает его обучение в бакалавриате.

Альтернативой такому бакалавриату может стать более привычное деление на треки, или специализации. На 1-2-м годах обучения образовательные траектории схожи. На 3-4-м курсах выбирается трек, а не отдельные дисциплины. Примерами таких треков могут быть «Публичное право и IT», «Частное право и экономика», «Уголовное право в современном обществе», «Сравнительное и международное право», «Теория и философия права», «Процессуальное право». На 5-м курсе появляется возможность выбора большого количества юридических и неюридических дисциплин.

Перед нами, по сути, программа «Право+», где традиционно герметичные юридические поля, разделенные отраслевыми перегородками, стали бы проницаемы для неюридических предметов. К примеру, в трек «Частное право и экономика» можно было бы включить такие предметы: «Предпринимательское право», «Корпоративное право», «Экономика фирмы», «Экономическое уголовное право», «Банкротство», «Конкурентное право», «Экономический анализ права». Выход за пределы правовых норм и решений, осмысление социально-экономического значения законов – важная составляющая нового образа юриста.

Теоретико-философская специализация могла бы стать привлекательной для тех, кто хотел бы изучать второй иностранный язык или посещать интенсив по юридическому английскому языку. Именно у тех, кто занимается теорией или историей права, сравнительным правоведением, немало шансов опубликовать свои статьи в международных рецензируемых журналах. «Национально ориентированные» юристы ориентированы прежде всего на ведущие российские научные издания.

Вопрос содержательного наполнения образовательной программы не снимается домыслами или априорными суждениями. Но публичное обсуждение лучше, чем его отсутствие. Приглашаю коллег к дискуссии.

 

Автор текста: Назмутдинов Булат Венерович, 26 ноября, 2019 г.