• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Запись онлайн-курса: испытано на себе


Динара Гагарина

Не помню, когда и при каких обстоятельствах это началось, но я уже много лет фанат онлайн-курсов. Правда, до недавнего времени я их только слушала (много и разных) и читала про них лекции на занятиях по информатизации образования. В прошедшем учебном году наконец выпал шанс попробовать индустрию на себе, причем «оптом». За год я поработала в трех студиях на записи четырех различных курсов разного формата и разного объема. Три курса вот-вот должны выйти, результат увидим позже, но впечатления уже можно сформулировать. Наиболее полно они проявляются, конечно, на записи полноценного массового открытого онлайн-курса (Massive open online course, или MOOC). У меня это был 10-недельный курс по цифровой истории, запись на который уже идет на платформе «Открытое образование».

Впечатление первое – содержание. Материала нужно значительно больше, чем для лекций в аудитории. Это вполне очевидно, ведь тут студенты не задают вопросы, вы не отвлекаетесь и не уходите в сторону. Но совсем не очевидно, насколько его надо больше. По моему опыту и разговору с коллегами – раза в полтора-два в зависимости от вашего индивидуального стиля. Помимо того что вы не будете отвлекаться на вопросы и реакции студентов, вы во многих случаях будете еще и говорить больше слов в минуту, чем в аудитории. Так, на пробную съемку я шла с готовой полуторачасовой лекцией, а прочитала ее за 40 минут. В аудитории нам почти всегда не хватает времени, на съемке онлайн-курса часто не хватает заготовленного материала. И вы не сможете его быстро тут же вспомнить и дочитать.

Впечатление второе – борьба с собой. Все должно быть готово заранее: содержание, структура, примеры, тематические блоки-фрагменты по 5-15 минут и переходы между ними. Я много лет читаю лекции с презентациями, делаю их легко и быстро, но это каждый раз новая лекция с нелинейными переходами между слайдами, пропуском их или отказом от презентации прямо по ходу. В онлайн-курсе так нельзя, и осознание того факта, что так нельзя, меня вводило в ступор. Это как будто ты не в ворде пишешь, где можно писать и стирать, а сразу на камне высекаешь свое послание. На борьбу с этим камнем уходят время и эмоции.

Впечатление третье – страшно не там, где обещали. Все говорят, что на камеру говорить сложнее, чем в аудитории, и некоторые даже на съемку берут пару человек, которым они как бы рассказывают материал. Меня сам факт «общения» только с камерой в студии самозаписи или с камерой и оператором в классической студии не напрягал. И да, у всех все по-разному.

Впечатление четвертое – шутки и уважение чувств всех. Надо быть живым, но ты не можешь просто пошутить, привязаться к погоде, вчерашней выходке какого-нибудь деятеля или важному завтрашнему событию. Нужно минимум привязки ко времени, месту, особенностям культуры, политике, возрасту слушателя – всему тому, за счет чего в обычной аудитории ты бы мог оживить процесс. Но при этом надо быть живым, да.

Впечатление пятое – форма (раз про содержание было в первом пункте, придется закончить формой). В двух из трех студий, где я снималась, был огромный и жесткий список требований к одежде и внешнему виду, его прислали в первом же пакете документов. После всех этих съемок у меня деформация: теперь, глядя на одежду, оцениваю, можно ли в ней сниматься. И конечно, никакого зеленого! И на протяжении курса лектор не должен менять прическу и костюм! Зато сниматься можно босиком: ноги не видно.

Онлайн-курсы обычно сравнивают с аудиторными лекциями. Но с точки зрения подготовки это больше похоже на подготовку учебника. Это такой процесс отчуждения знания и его упаковки. Захватывающий процесс, сложный и полный драйва. Попробуйте!

Автор текста: Гагарина Динара Амировна, 25 сентября, 2019 г.