• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Академические обмены: новые постдоки Вышки

Второй год в Вышке действует специальная программа поддержки молодых исследователей, окончивших аспирантуры российских вузов, – постдоков, которые прежде не учились и не работали в НИУ ВШЭ. Программа призвана способствовать формированию академического рынка в России и укреплению практики интеллектуального обмена между университетами. Это не простой перенос в Вышку зарубежной практики привлечения молодых исследователей, получивших степень PhD, а модификация этого института с учетом российской действительности. В сегодняшнем выпуске «Окон роста» мы публикуем интервью с нашими новыми коллегами – российскими постдоками Вышки.

 

Лев Сокольщик, научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований

Пожалуй, одним из самых существенных отличий Вышки от многих других российских, да и зарубежных научных центров можно назвать создание максимально благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала молодых ученых. И программа привлечения постдоков, на мой взгляд, может являться ярким тому примером. Она наряду с другими проектами дополняет общий системный подход к формированию сильных исследовательских и преподавательских коллективов, благодаря которым университет входит в число глобальных лидеров.

Выгодно отличают Вышку и такие важные моменты, как гибкая академическая мобильность, в том числе поездки на зарубежные научные дискуссии, доступ к широкому кругу информационных ресурсов, возможность участия в экспертных и мониторинговых группах. Поэтому, когда от коллег узнал о том, что проводится подобный конкурс по направлению моей научной деятельности – американистика и международные отношения, – вопрос об участии в нем, можно сказать, не стоял.

Подготовка необходимых документов не заняла много времени, а сама процедура подачи электронной заявки оказалась вполне доступной и открытой. При этом хочется отметить заботливое сопровождение участника со стороны кураторов программы на всех ее этапах, что помогало быстро уладить все формальные нюансы.

Совместно с признанными специалистами в области международных вопросов в рамках проекта Центра комплексных европейских и международных исследований мне предстоит заняться проблемами российско-американских отношений, анализом внешне- и внутриполитических тенденций развития США. Есть в планах подготовка ряда публикаций для авторитетных научных журналов и участие в конференциях различного уровня. Особое внимание хочется уделить академическим форумам на базе Вышки, в частности ежегодной Апрельской конференции, поскольку она неизменно собирает крупнейших ученых со всего мира.

Думаю, к аспектам, которые будут способствовать успешному решению стоящих передо мной задач, можно отнести не только зарубежные стажировки и получение ученой степени в одном из ведущих вузов страны – Уральском федеральном университете, но и навыки руководства актуальными социальными проектами, а также опыт работы с представителями историко-политологической школы, основателями которой являются Лев Кертман и Павел Рахшмир.

Что касается дальнейшего развития программы, имеет смысл углубить сотрудничество между специалистами различных проектов, чьи проблемные области пересекаются, что будет способствовать формированию новых точек роста. В целом считаю, что программа Вышки по привлечению постдоков открыла для меня прекрасную перспективу для продолжения научно-исследовательской деятельности в команде профессионалов своего дела.

 

Валерий Шульгинов, научный сотрудник НУЛ лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик

Так вышло, что я получал степень в трех разных университетах. Я поступил в аспирантуру в Дальневосточном государственном университете, который затем стал частью Дальневосточного федерального университета и переехал на остров Русский. Когда пришло время защищаться, выяснилось, что наш диссертационный совет не функционирует. Тогда я начал рассылать письма специалистам в своей области с просьбой порекомендовать место для защиты. И здесь случилась совершенно фантастическая история. Мне ответил Максим Анисимович Кронгауз и попросил прислать работу, а примерно через месяц написал, что приглашает защититься в РГГУ. Коллеги и родственники говорили, что защищаться в «чужом» университете сложно и дорого. Но на деле все получилось наоборот. Условия были демократичными, мы быстро нашли общий язык с секретарем совета (это была его первая защита), да и с логистикой в Москве проще: когда защищаешься во Владивостоке, необходимо приглашать оппонентов и членов совета, оплачивать им билеты, проживание. Оба моих оппонента проживали в Москве, поэтому проще оказалось приехать мне, к тому же родной университет выделил мне деньги на гостиницу. Получилось, что защита диссертации на тему интернет-коммуникации состоялась благодаря самой интернет-коммуникации. В тот момент я усвоил очень важный урок: большой научный мир доброжелателен и открыт для диалога, надо только не бояться начинать этот разговор.

После защиты диссертации я понял, что мне нужна передышка, чтобы обдумать свои следующие шаги. К сожалению, в тот момент программы постдоков не существовало, поэтому я уехал преподавать русский язык в Китай. Плюсы такого решения: сравнительно небольшая нагрузка, жилье в шаговой доступности от кампуса, опыт работы в другой стране. Там я смог заниматься изучением методов компьютерной обработки текста, начал вести свой блог. Главным минусом стало отсутствие языковой и научной среды.

Вернувшись в ДВФУ, я попал совсем в другую ситуацию: лекции, магистранты, написание рабочих программ, съемки онлайн-курса, написание научных статей... В какой-то момент понял, что теперь у меня пять работ вместо одной. Я остро почувствовал необходимость оптимизировать время, чтобы заниматься исследовательскими проектами. И в тот момент мне попался пост о программе постдоков. Я подумал, что это идеальная возможность – работать с лучшими специалистами в области лингвистики, сосредоточившись при этом на академической деятельности. Выглядело как работа мечты, и я недолго думая подал заявку.

Проект, в котором я участвую в Вышке, называется «Конфликтная коммуникация: речевая агрессия и защита от нее». Мы пока не обсуждали с руководителем лаборатории, какую именно область я буду исследовать, однако предполагаю, что сосредоточусь на анализе специфики интернет-коммуникации. Кроме того, планируется запись и сопровождение онлайн-курсов.

Когда работаешь на Дальнем Востоке, каждый выезд на конференцию в центральную часть России – это глоток информации, возможность сравнить, сопоставить, понять, куда нужно двигаться дальше. Возможность на целый год стать частью научно-исследовательского коллектива самого прогрессивного вуза страны очень вдохновляет. Если честно, мне трудно предположить на старте, как сильно это повлияет на меня.

Недостаток для меня только один: мне кажется, одна из задач программы постдоков – обеспечить мостик для молодых ученых, которые после защиты вдруг оказываются предоставлены сами себе и теряют вектор развития. Для того чтобы они не уходили в другие сферы деятельности, в программе существует ряд ограничений на участие во внешних грантах и сторонних проектах. В моем случае это ограничение скорее мешает научному росту, хотя я и понимаю, что таковы условия программы.

В настоящий момент я нахожусь в точке, когда, с одной стороны, чувствую, что нашел свой метод и ритм работы, получил определенный исследовательский результат, а с другой – понимаю, что могу сделать качественный скачок вперед, оказавшись в правильной научной среде. Я надеюсь получить опыт работы над проектом по конфликтной коммуникации с лучшими специалистами в области. Кроме того, я продолжу заниматься исследованием семантических связей в структуре электронного гипертекста, в настоящий момент я активно дорабатываю корпус гипертекстов. Мне интересна область онлайн-образования, потенциал использования голосовых помощников в образовании.

 

Василий Токарев, научный сотрудник департамента общих и межотраслевых юридических дисциплин

Кандидатскую диссертацию я защитил в Московской государственной юридической академии (ныне – МГЮУ им. О.Е. Кутафина) в 2008 году. Мой научный руководитель – профессор Игорь Исаев, замечательный преподаватель, ученый, автор интересных и глубоких работ, посвященных истории политико-правовых учений и философии права. Тема диссертации – «Идея законодателя во французском Просвещении (Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо)». Мне было интересно узнать, как представления просветителей о законодательной политике повлияли на работу Комиссии по выработке проекта французского Гражданского кодекса. Впоследствии мой интерес к истории французского права и государства, а также хорошее знание французского и английского языков привели к тому, что я стал заниматься сравнительно-правовыми исследованиями. Конечно, расширилась география моих научных интересов, которая теперь включает в себя не только Францию, но и Бельгию, Великобританию, Италию, Канаду, Марокко, а также США. Если при подготовке диссертации я переводил отдельные фрагменты из трактатов французских просветителей и делал первые шаги в профессии переводчика научной литературы, то на данный момент мною переведено с двух языков 18 статей и одна монография зарубежных правоведов. Материал для диссертации я собирал во Франции, где стажировался на юридическом факультете Университета Франсуа Рабле (г. Тур) по программе Посольства Франции в Москве. Когда учился в аспирантуре, активно выступал на всероссийских и международных конференциях, в том числе в МГЮА. На Международной конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права» мой доклад был признан одним из лучших. Тогда его опубликовали в научном журнале, издаваемом МГЮА. При этом никаких ограничений свободы научного поиска я не помню. Напротив, сотрудники кафедр истории государства и права и теории государства и права относились ко мне уважительно, поддерживали и давали полезные советы, за что им отдельное спасибо.

Когда я узнал о программе постдоков Вышки, то сомнений относительно участия в ней у меня не было. С 2005 года я неоднократно стажировался во французских и бельгийских университетах, был приглашенным профессором в Париже, Льеже, Нанси, Пуатье, Тулузе и Экс-ан-Провансе, поскольку мне важно обмениваться опытом с коллегами, профессионально занимающимися исследованиями в сфере сравнительного правоведения. Всегда полезно и интересно узнавать что-то новое, убеждаться в своей правоте или, наоборот, вовремя избавляться от заблуждений и иллюзий. Уверен, что предстоящий год в стенах Вышки я проведу с пользой.

Мой проект называется «Сравнительное правоведение как инструмент изучения, создания и применения права в условиях его интернационализации в ведущих правопорядках Европы и России». Руководитель проекта – Дмитрий Полдников, с которым у нас общая сфера научных интересов. Наше исследование нацелено на обобщение методологических новаций и конкретных приемов проведения сравнительно-правовых исследований французскими юристами, а также на выявление эвристических возможностей компаративистики конца ХХ – начала XXI века. Ориентиром для нас являются процессы трансформации права, взаимовлияния современных правопорядков и юридических культур (т.н. правовая аккультурация) и формирования доктрины национальной идентичности страны. По сути, речь идет о сравнении правовых систем, юридических культур России и стран Европы, прежде всего Франции. Важную роль в этом играют организация и проведение совместных исследований правоведов Вышки с коллегами из ведущих научных и высших учебных заведений Европы, в том числе Института высших исследований правосудия (Париж), который объединяет теоретиков и практикующих юристов, работающих под эгидой французского Министерства юстиции.

Очевидным преимуществом программы по привлечению постдоков является уникальная возможность общения с ведущими учеными России, представляющими разные поколения, научные традиции, школы. Это бесценный опыт, принимая во внимание то, что в Вышке приветствуются свежие идеи, академическая свобода и плюрализм мнений. Вышка постоянно идет в ногу со временем, а в чем-то и опережает его. Значит, надо соответствовать высокому уровню научно-исследовательской работы, постоянно профессионально расти, развивая свои способности. Здесь есть на кого ориентироваться, с кого брать пример – скажем, изучать языки, читать интересные книги, решать актуальные проблемы современной науки. Например, мой руководитель в этой программе владеет пятью иностранными языками, тогда как я – пока только тремя. Вообще, грамотное сочетание традиций и инноваций в образовании и науке, открытость миру – это безусловные плюсы университета XXI века. Каких-то недостатков в этой программе я пока не вижу. Надеюсь, что так будет и дальше.

 

Ирина Сизова, научный сотрудник Лаборатории экономики культуры

Кандидатскую диссертацию по истории музейной сети Томской области я писала и защищала в Томском государственном университете под руководством профессора Эдуарда Черняка. Несмотря на серьезную административную и учебную нагрузку, я всегда старалась заниматься исследованиями. Однако заняться научными исследованиями серьезно и получать от этого удовольствие не получалось, а очень хотелось. Узнав о существовании программы постдоков в НИУ ВШЭ, я решила принять в ней участие. Привлекло и условие очного участия в проекте, что, я уверена, позволит мне познакомиться с интересными людьми, серьезными специалистами в различных научных сферах.

Во-первых, в качестве научного сотрудника буду заниматься проектом Лаборатории экономики культуры НИУ ВШЭ «Разработка концепции современных практик управления музеями», в частности разработкой проекта по стратегии развития Русского музея. Во-вторых, буду привлекаться к выполнению заданий по изучению модернизации деятельности музеев в части работы с посетителями в новых условиях информационного общества, в новой коммуникационной среде и в новых условиях взаимодействия музеев с учреждениями культуры других подотраслей, учреждениями образования, туризма и других сфер экономики. Планирую вовлечься в исследование участия музеев в создании контента для различных форматов формального, неформального и информального онлайн-образования, организации новых видов работы музеев с посетителями с использованием онлайн-курсов, способов вовлечения различных групп посетителей в разработку и продвижение музейных онлайн-курсов. К изучению данных аспектов я обращалась самостоятельно, так что с моим научным руководителем Валерием Гординым у нас обнаружились общие точки соприкосновения.

Пока сложно что-то сказать о недостатках программы. Из достоинств стоит отметить:

1)    простоту подачи заявки на конкурс;

2)   широкие возможности научного нетворкинга: посещение публичных лекций, воркшопов, семинаров, которые проходят в НИУ ВШЭ;

3)   доступ к учебно-научным ресурсам Вышки;

4)   работа с ведущими исследователями в своей области.

Мои академические планы самые амбициозные! Развитие новых компетенций для выполнения задач в рамках заявленных проектов; разработка и написание самостоятельных заявок на гранты. И как итог – написание и защита докторской диссертации!

 

Владимир Косоногов, научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований

Я получил научную степень в Университете Мурсии (Испания). Возможности этого университета состояли в расширении кругозора, в общении с представителями разных стран (во время обучения три месяца я провел в Университете Лилля во Франции), в более вовлеченном использовании высокоцитируемых журналов (чтение и издание). Оборудование (психофизиологическое) соответствовало по уровню тому, с которым я работал до этого в Ростове-на-Дону, будучи магистрантом и лаборантом. Ограничения состояли в сильной бюрократизации в целом и именно моего случая как иностранца в частности (долгая процедура признания иностранной степени ВАКом).

После получения степени я успел поработать старшим преподавателем в Южном федеральном университете (Ростов-на-Дону). Программа НИУ ВШЭ понравилась именно ставкой научного сотрудника (почти без преподавания; это наиболее значимо для меня). В Вышке имеется доступ к томографу (наиболее современному психофизиологическому прибору), чего в моей работе не было до сих пор. В Вышке в частности и в Москве в целом имеется большое поле для дополнительного обучения и знакомств.

Я займусь изучением нейрональных процессов при выполнении когнитивных и нейроэкономических задач с использованием нейроимиджинга, нейромоделирования и неинвазивной стимуляции мозга. В сферу моих интересов также входит нейрокартирование сенсомоторных областей мозга по магнитоэнцефалографическим измерениям в норме и патологии.

 

Инна Чадова, научный сотрудник НУЛ междисциплинарных эмпирических исследований

Я получила научную степень в Адыгейском государственном университете, хотя писала свою кандидатскую диссертацию на базе Ставропольского государственного университета. Это связано с тем, что в нашей стране стали в 2014 году повсеместно закрываться диссертационные советы. Это, пожалуй, было наиболее существенным ограничением для защиты, но, к счастью, разрешимым. У нас в СГУ была прекрасная оснащенная лаборатория биомедицины под руководством моего научного руководителя – клинического нейрофизиолога, профессора Маргариты Водолажской. Данную лабораторию, к сожалению, на волне реорганизации СГУ в федеральный вуз упразднили за год до моей защиты. К счастью, за годы, предшествующие этому, я успела наработать весь необходимый для исследования фактический материал. Многим другим аспирантам, в том числе с других кафедр, повезло меньше. Столкнулась я также с нехваткой литературы в библиотеке вуза. В этой связи пришлось посещать другие библиотеки, особенно библиотеку Ставропольской государственной медицинской академии, куда было попасть очень трудно, так как библиотечные сотрудники не горели желанием обслуживать аспирантов из других вузов. В остальном существенных ограничений не было. Аспиранты-очники приоритетных направлений имели повышенную стипендию, нам предоставлялось место в общежитии, организовывались конференции для апробации результатов наших исследований. Единственное, на конференции в удаленные точки страны аспиранты ездили полностью за свой счет.

После защиты диссертации я не имела возможности устроиться в вуз, хотя делала неоднократные попытки. Но такова печальная действительность нашего региона: в профильных вузах в качестве преподавателей зачастую работают не имеющие ученой степени сотрудники, а множество кандидатов наук не могут устроиться на какую-либо достойную работу. Например, моя приятельница, молодой кандидат филологических наук, после длительного поиска работы была вынуждена эмигрировать в США. Поэтому я считаю возможность участия в программе постдоков прекрасным шансом для реализации своего научного потенциала.

На данном этапе мне предлагают участие в проекте «Исследование связи МРТ-метрик с функциональными показателями состояния нервной системы». Преимуществом я считаю хорошие условия, предлагаемые Вышкой для постдоков. Для кого-то недостатком, возможно, будет отсутствие гарантии на дальнейшее трудоустройство после окончания действия договора и относительно небольшой срок его действия.

 

Ольга Лютова, научный сотрудник Института государственного и муниципального управления

Ученую степень я получила в 2014 году в Российской академии правосудия (в настоящее время – Российский государственный университет правосудия), подготовив диссертацию на тему «Налоговая обязанность как институт налогового права». Училась в аспирантуре на кафедре финансового права с 2010 по 2014 год. В этот период работала в филиале вуза, находящемся в Нижнем Новгороде.

При принятии решения об участии в программе постдоков главным мотивом выступило желание развиваться в научной сфере, сделав ее основным своим видом деятельности. На сегодняшний день мой стаж работы преподавателем вуза составляет более тринадцати лет, однако большую часть опыта составляет аудиторная работа, притом что для меня крайне интересна исследовательская деятельность аналитического характера. В Вышке планирую заниматься проектом «Анализ процессов цифровой трансформации системы государственного управления в России: ключевые факторы и перспективы». В настоящее время я также работаю в качестве научного руководителя в проекте Российского фонда фундаментальных исследований на тему «Исследование и обоснование выбора модели налогообложения в эпоху цифровой трансформации», первый год исследований по которому завершится в октябре текущего года. Естественно, очередной этап исследования планирую проводить, публикуя свои результаты в качестве постдока Вышки. Безусловный интерес вызывают те проекты, по которым работают научные сотрудники Вышки, имеющие правовую, особенно налогово-правовую направленность.

Преимуществом работы постдока считаю возможность профессионального общения с высококвалифицированными специалистами ведущего университета, новые профессиональные знакомства. Для меня работа в проекте социологической направленности является еще и расширением профессионального кругозора, неким сознательным уходом от исключительно юридического взгляда на актуальное развитие общественных отношений.

Пока мои академические планы в России сконцентрированы исключительно на Вышке. Однако в последнее время складывается интересное сотрудничество с коллегами-юристами из Белостокского университета в Польше. Оно связано с тем, что в нашей стране активно реализуется программа «Цифровая экономика», которая затронула в том числе сферу налогово-правового регулирования – например, в связи с созданием и активным применением автоматизированной системы «Личный кабинет налогоплательщика», АСК «НДС» и других ресурсов, способствующих эффективному осуществлению налогового контроля. Нашим польским коллегам подобные новеллы пока чужды, в связи с чем и возник интерес к совместной научной и практической работе. Полагаю интересным его исходом заключение договора о сотрудничестве между Вышкой и Белостокским университетом, чему готова активно способствовать.