Как проходит обучение в Вышке иностранных студентов?
Иностранные студенты (я говорю о студентах из дальнего зарубежья) – это важное и относительное новое явление для нашего университета. Их пока не так много, всего в 2011 году на разных образовательных программах в Вышке обучалось 357 человек. Тем не менее, рост численности иностранных студентов, обучающихся в НИУ ВШЭ, составляет 70-90% в год. На сегодняшний день в Вышке обучаются студенты из 42-х стран мира. Первое место по количеству студентов в НИУ ВШЭ занимают университеты Великобритании и США, второе – Германии, третье – Франции.
Иностранные студенты привлекаются на программы бакалавриата и магистратуры, учебные курсы, читаемые на английском языке, в рамках включённого обучения, а также на международные образовательные программы (летние и зимние школы, совместные краткосрочные программы с зарубежными университетами).
Одним из главных конкурентных преимуществ Вышки в сфере международного образования являются учебные курсы, которые читаются на английском языке. Эти курсы наиболее востребованы иностранными студентами, приезжающими в Вышку, и читаются на следующих направлениях: математика, международные отношения, публичная политика, социология, финансы и экономика. Однако, также есть необходимость в дальнейшем увеличении курсов, читаемых на английском языке, особенно на программах бакалавриата.
С появлением первых магистерских программ на английском языке мы ожидаем роста количества и качества иностранных студентов, которые будут приезжать на полный цикл обучения в НИУ ВШЭ. В этом году набор на такие программы ведётся на факультете математики, общеуниверситетской кафедре публичной политики, факультете мировой экономики и мировой политики, отделении востоковедения.
Наряду с положительной динамикой имеется целый ряд внешних ограничителей на пути привлечения в НИУ ВШЭ иностранных студентов. Это и довольно низкий интерес к обучению в России, и стереотипы, связанные с опасениями высокого уровня преступности в Москве, и не всегда соответствующая уровню передовых зарубежных вузов инфраструктура. Много пока и «внутренних» проблем, связанных с приемом, организацией обучения и пр. Работа ведётся по всем направлениям, но хочется особенно отметить программу тьюторства для иностранных студентов. Тьюторы – это студенты Вышки, которые готовы во внеучебное время помогать иностранным студентам (buddies system в зарубежных университетах). Сейчас программа насчитывает около 80 тьюторов, студентов различных факультетов НИУ ВШЭ.
Как Вышка сотрудничает с международными партнёрами?
В той или иной форме, международное сотрудничество осуществляется всеми факультетами и исследовательскими институтами Вышки. У нас более 150 официальных международных партнеров (на основании подписанных соглашений); большое количество контактов осуществляется вне рамок формального сотрудничества. Международные партнеры Вышки – это университеты, исследовательские центры, международные организации и пр. Условно партнёрства можно разделить на две категории. Первая (крайне малочисленная) включает в себя стратегических партнёров НИУ ВШЭ, т.е. те организации, с которыми университет осуществляет долгосрочное сотрудничество и взаимодействует в широком диапазоне дисциплинарных областей.
К этой группе относятся такие университеты, как, например, университет Джорджа Мейсона (США), университет Ланкастера (Великобритания), университет Сорбонна (Франция). В 2012 году активно развивается комплексное сотрудничество с рядом университетов, что позволяет надеяться на расширение круга стратегических партнёров НИУ ВШЭ. Это университет Тилбурга (Нидерланды), Высшая школа социальных наук (Франция), университет Болоньи (Италия), университет Торонто (Канада) и др.
К другой категории относятся университеты, с которыми у Вышки есть институциональные связи, но либо реализуются только отдельные проекты, либо сотрудничество ведётся в рамках одного направления. К этой категории можно отнести университет Эйндховена (Нидерланды), с которым активно сотрудничает отделение программной инженерии, в том числе в рамках совместной магистерской программы «Системная программная инженерия»; институт Пратта, с которым развивается сотрудничество у Высшей школы урбанистики и др.
Какую выгоду помимо финансовой хотят получить международные партнёры от сотрудничества с Вышкой?
Интерес международных партнеров к Вышке обуславливается разными факторами:
Иногда интерес к сотрудничеству подстёгивается финансовыми сложностями. Например, в США, где финансирование университетов на уровне штатов за последние несколько лет претерпело кардинальное снижение, финансовое благополучие зависит от платы за обучение, которую вносят студенты. Поэтому привлечение иностранных студентов становится реальным источником дохода для этих университетов.
В Европе иная ситуация. В европейских университетах нет платы за обучение. В связи с этим возникают определённые сложности, связанные с тем, что их студенты, приезжающие к нам, должны платить за своё обучение.
Институциональные партнёрства складываются годами: должно появиться доверие, чувство сопричастности. Я не видела ни одного успешно развивающегося партнерства, у которого бы не было «мотора» (причем это не обязательно должен быть руководитель высокого уровня).
В партнёрстве университетов всегда кто-то является ведущим, а кто-то – ведомым. Как таковых true partnerships практически нет.
Как организуются международные партнёрства?
Международные партнёрства могут образовываться по-разному: инициатива может идти «снизу», основываясь на личных контактах и академических интересах; или «сверху» когда выявляется сильный университет, подходящий Вышке по профилю. Когда партнёрства организуются с нуля, то, как правило, этим занимается непосредственно руководство Вышки. Например, делегация Вышки во главе с ректором только что вернулась из Республики Корея, где были проведены встречи и состоялись первые переговоры с несколькими ведущими университетами. Дальнейшим развитием сотрудничества, его конкретизацией будут заниматься факультеты при поддержке сотрудников международного блока НИУ ВШЭ.
Развитие международной деятельности НИУ ВШЭ в 2012 году предполагает географическое расширение, в первую очередь за счёт стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также за счёт налаживания партнёрских связей с европейскими университетами.
Если говорить о международных партнёрствах применительно к академической мобильности, то здесь преобладает так называемая исходящая мобильность – мы направляем наших научно-педагогических работников в командировки, стажировки, на конференции, хотя наши иностранные партнёры также направляют к нам своих представителей. Конечно, для того, чтобы система работала слаженно, нужно, чтобы у коллег на факультетах, в международных лабораториях и исследовательских институтах было желание развивать партнёрства с зарубежными университетами.
Мобильность позволяет преодолевать изоляцию, развивать научные кадры и интегрироваться в глобальное научное и образовательное сообщество. В Вышке это понимают и всячески поддерживают международную мобильность преподавателей и исследователей.
Что касается проведения конкурсов в рамках программы развития партнёрских связей с зарубежными университетами, то их действенность ограничена. Мы приветствуем заинтересованность, инициативность, готовность сотрудников договариваться о совместных программах, упорство в реализации намеченных планов сотрудничества.
Задача сотрудников международного блока состоит также и в том, чтобы помогать формировать группы сотрудников НИУ ВШЭ для развития международной деятельности, включать в них активных и мотивированных людей, способных добиться необходимого результата. Другой задачей является координация международной деятельности, заключающейся в выборе конкретных вузов-партнёров, исходя из интересов университета. Мы изначально оцениваем и сравниваем потенциальных партнёров. Мы узнаём об их месте в международных рейтингах, позициях в их странах, отношениях с другими университетами. Это важный момент – Вышка должна иметь партнёров среди университетов-лидеров. Наверное, было бы чересчур амбициозно ориентироваться на сотрудничество с университетами Top-20, но всё же мы должны сотрудничать с передовыми университетами, поскольку эффект от такого взаимодействия мультипликационный – это и качественная экспертиза, и дополнительные возможности для студентов и аспирантов, и развитие кадрового потенциала.