Мечты в нашей профессиональной деятельности – насколько они важны для нашего индивидуального развития и достижений нашего вуза в целом?
Мне всегда везло: я работала и работаю с коллегами, которые не боятся мечтать, причем мечтать ярко и смело; мечтать так вдохновенно, что все вокруг невольно загораются и включаются в этот процесс. Мои замечательные коллеги и я любим мечтать о чем-то совместном и значимом не только для нас лично, о том, что может значительно изменить окружающую реальность. Именно разрыв между мечтой и реальностью толкает нас к саморазвитию, к новым достижениям.
В силу своих профессиональных интересов я занимаюсь вопросами организационного саморазвития[1], где как раз рассматривается феномен «разрыва», или «творческой напряженности». На английском это, правда, звучит более привлекательно: “creative tension”. И определение, позвольте, тоже приведу на английском: “ creative tension is the natural tension generated by the 'tug-of-war' between our current reality and our vision for the future” . Для создания творческой напряженности в организации необходимы особые лидеры. Лидеры, вдохновляющие на амбициозные цели, подающие пример саморазвития, уважающие достижения других, умеющие рефлексировать и признавать право на ошибку. Но самая сложная задача таких лидеров – это способность создавать среду, где возникает сонаправленность индивидуальных и организационных целей.
В 2001 году я попала в среду, где амбиции не определяются географической локацией. Очень хорошо помню, как в начале 2000-х на мои робкие заявления «но мы же в Перми, нам сложнее» Лев Львович Любимов неизменно говорил, что это не имеет значения. Профессионал, он везде будет профессионалом. Вопрос в уровне профессионализма: локальный, региональный, международный. И здесь для меня есть два убедительных примера нелокальных амбиций совершенно из другой сферы. Один пример – танцевально-спортивный клуб «Дуэт» (Пермь), команда которого несколько лет подряд занимает призовые места на чемпионатах мира по Formation (синхронные бальные танцы, которые исполняются ансамблем из 8 пар), и второй пример – компания RealtimeBoard, созданная выпускниками пермской Вышки и на текущий момент имеющая более двух миллионов пользователей по всему миру. Амбициозные мечты приводят к амбициозным достижениям.
Однако не могу не поделиться моим личным опытом в плане преодоления разрывов между мечтой и реальностью. Мой личный опыт и как отдельного сотрудника, и как человека, имеющего опыт административной деятельности, показывает, что творческая напряженность при преодолении разрывов должна быть разной по интенсивности во времени. Сложно и опасно все время «гореть»: и мозг, и наше физическое тело имеют свойство уставать, им нужно время для восстановления и время для рефлексии, чтобы следующий виток достижений учитывал предыдущий как положительный, так и отрицательный опыт. Мечты – это стратегическая категория, а процесс преодоления разрыва – это тактические шаги. Важно уметь переключать свое внимание между длинными и короткими дистанциями. Как правило, руководители обладают такой способностью или приобретают ее в процессе управленческой деятельности. Но для эффективной работы организации важно, чтобы каждый сотрудник мог оценивать свои возможности на долгосрочном и краткосрочном отрезке времени.
Также мой опыт показывает, что разрыв не должен быть слишком большим, т.е. амбиции должны быть здоровыми. В моем случае, наверное, не стоит мечтать о Нобелевской премии или чтении лекций в Гарварде. Но у меня есть очень конкретные мечты об уровне журналов, где хочется опубликоваться, и есть мечты о чтении лекций в определенных европейских университетах, о коллективных грантах международного уровня. И совершенно отдельная мечта – вдохновлять мечтать других, так, чтобы люди получали удовольствие от процесса фантазирования, чтобы загорались глаза, когда человек понимает, что он достоин этой мечты и что он сможет ее реализовать, и чтобы исполнение этой мечты было частью большой общей цели.
Однако на сегодняшний день для многих качественное выполнение единого контракта становится мечтой. 700-900 часов аудиторной нагрузки (правда, сейчас мы узнали, что это контактная работа), использование онлайн-технологий, сервисы, регулярные выступления на конференциях и семинарах, расширение сети контактов, а также Web of Science (Q1, Q2)... И здесь уже возникает не творческая напряженность, а напряженность эмоциональная, причем отрицательная, когда надо от чего-то отказываться, т.к. качественное выполнение текущих задач становится иногда невозможным…
Но мы прорвемся… особенно пермяки.
[1] Концепция самообучающейся организации, Learning Organization, P. Senge, 1995