• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Суха теория, мой друг…»

Алексей Вдовин, доцент Школы филологии НИУ ВШЭ – Москва


                                                                                                                                                                                                                                 Ученик
Я прямо к вам намерен обратиться!
От всей души стараться я готов;
И деньги есть, и телом я здоров.
Меня пускать мать долго не хотела,
Да слишком мной охота овладела
Узнать побольше дельного у вас.
Мефистофель
О, если так – на месте вы как раз.

 

Так в знаменитой трагедии Гёте переодевшийся Фаустом Мефистофель приветствует неофита, жаждущего учиться у великого ученого. Теперь и в Вышке есть деньги на студентов, которые хотят поучиться ремеслу у ученых, помогая им в рутинных научных разысканиях, и познать не только теорию, но и практику. В этом смысле «Научный ассистент» – одна из самых ожидаемых инициатив последних лет. Вместе с учебными ассистентами программа образует неплохой пакет инструментов типичного западного (в первую очередь немецкого или голландского) профессора и позволяет сотрудникам университета еще больше сосредоточиться на исследованиях, опираясь на плечо молодого коллеги.

Сколько раз ты поражался, как немецкие профессора высвобождают время для обдумывания и написания статей или книг, доверяя ассистентам подобрать нужную литературу в библиотеке или подготовить какие-либо эмпирические материалы. Настал и наш черед: теперь студентам можно поручить отреферировать релевантную научную литературу, собрать и обработать любые данные (в том числе в библиотеках и архивах); подготовить и провести эксперимент; провести полевое исследование (в том числе интервью); оформить или отформатировать тексты статей и прочих публикаций (включая оформление библиографии и сносок, верстку и другие виды работ); перевести текст, необходимый для исследования, с иностранных языков на русский; подготовить презентацию или дополнительные материалы (supplementary data) к статье онлайн; вычитать текст статьи на иностранном языке (специально для иностранных студентов, обучающихся на программах ВШЭ). Вот такой список возможных работ мы разработали для ассистентов и их руководителей на факультете гуманитарных наук и, разумеется, держим его открытым, поскольку в других науках и в других подразделениях виды деятельности могут разниться.

Нет никаких сомнений, что программа открывает всем желающим студентам дверь в мир большой науки, ибо трудно представить себе лучшее введение в ремесло ученого, чем близкое и регулярное общение со своим наставником – причем на правах младшего коллеги, а не ученика. Видеть, как на твоих глазах протекает сбор материала, его обработка, проверка гипотез, наконец, быть причастным к большим и интересным исследованиям – «вот наука самая занимательная», по выражению «нашего всего».   

В рамках положения о научных ассистентах факультеты получили право сами уточнять и детализировать условия для сотрудников и ассистентов, и это правильно. Вместе с тем, запуская программу, каждый факультет столкнулся с объективными трудностями, которые невозможно было предусмотреть и которые могут быть преодолены только постепенно: колеса механизма программы должны раскрутиться и набрать обороты. Опыт факультета гуманитарных наук отражает наши реалии, но, возможно, может быть полезен коллегам с других факультетов.

Главная трудность заключалась в том, что потенциальных руководителей ассистентов больше, чем финансовых ресурсов, отпущенных на 2019 год. Поскольку выработать дополнительные прозрачные и объективные критерии отбора нам не удалось, было решено просто сократить максимальный срок работы ассистента с 6 до 4 месяцев, сохраняя возможность продления. Было бы интересно узнать, вдруг другим факультетам все же удалось нащупать работающие критерии отбора более многочисленных, чем на ФГН, претендентов. В любом случае к концу 2019 года мы увидим, насколько велик спрос среди сотрудников Вышки на привлечение научных ассистентов, какие виды работ они обычно выполняют, какой продукт получается на выходе.

Второе затруднение было связано именно с этим «продуктом». Идеи бродили самые разнообразные: например, поощрять коллег к подготовке в первую очередь статей в ведущие рецензируемые журналы. Однако такие ограничения в итоге показались нам нецелесообразными, поскольку многим научные ассистенты жизненно необходимы для каких-либо работ над монографиями или учебными пособиями, за которые также раздаются надбавки 2-го и 3-го уровней.

Наконец, наиболее тонкий момент программы «Научный ассистент» связан с исключением из нее научных сотрудников. Таково текущее правило, поскольку программа задумывалась как инструмент в первую очередь для тех сотрудников, которые много преподают, но много и качественно пишут, а потому нуждаются в помощниках. Однако мы услышали многочисленные голоса против такого ограничения. Многие научные сотрудники, получающие надбавки, также хотели бы работать с научными ассистентами. Возможно, в следующем году такая возможность и откроется, но для этого нужно дождаться итогов 2019 года.

Автор текста: Вдовин Алексей Владимирович, 28 марта, 2019 г.