Массу актуального можно почерпнуть, листая старые книги и документы. Вот, скажем, Устав Академии наук и художеств 1747 года. Безнадежно устаревший документ или текст, напоминающий нам об основах?
Читаем:
«Собрания академические должны быть по три раза в неделю. Во всякое заседание по череде, начав от старшего академика, должны читать свои изобретения перед прочими, от 9 до 12. Когда одна диссертация не окончена будет в одно заседание, то оную оставить до следующего, а не к будущей череде покидать» – по этой части мы точно продвинулись далеко вперед.
«Всяк из академиков читать должен новых авторов в своей науке, и как скоро о книге какой уведает, то оные требовать должен из библиотеки, а потом, сделав на оную свои примечания, объявить в Собрании, и буде что достопамятно, то президент прикажет перевесть на российской язык и напечатать» – переводим, печатаем, вот скоро подведем итоги очередного конкурса Издательского дома.
«Между прочим своим трудом академики сочинять должны в своей науке книги, которые бы в славу и пользу России могли на российской язык переведены быть и напечатаны. Однако ж никакая книга в печать отдана быть не может, пока вся не прочитана по листам в Собрании перед всеми академиками или от тех, кому сие поручено будет от президента. И для того при начале книги всегда печатать апробацию за подписанием президента и контрасигнациею конференц-секретаря» – и новую издательскую программу скоро запустим!
Или вот, точно верное и сегодня:
«…сие известно, что в государстве люди способные весьма надобны. И так из университета не одни только будут такие происходить, которые бы наполняли корпус академической, но то бы весьма не мешало, ежели бы во всех состояниях, как военном, так и гражданском, внутрь и вне государства были российские люди ученые».
И наконец, вечно актуальное: «…академики, противного между собою мнения в деле ученом, должны пристойные чести споры иметь и почитать всяким образом то место, где они присутствуют».
Мария Юдкевич,
проректор НИУ ВШЭ