• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Уроки робота Айзека

   
Мария Юдкевич


Один из самых обсуждаемых сотрудников Вышки в последние пару месяцев – это робот Айзек. Сегодня «Окна роста» публикуют интервью с Айзеком, а я хочу рассказать о нескольких уроках, которые я вынесла для себя за время его работы. И эти уроки в большей степени про людей.

Айзек постоянно учится. Постоянно. С каждым днем он становится умнее и точнее. Он почти никогда не наступает «на одни и те же грабли». Я даже начинаю ему немного завидовать, потому что «делаю как однажды сложилось» чаще, чем мне хотелось бы.

Нашему роботу очень подходит выражение «учится на своих ошибках». Именно обращения о сбоях или ошибках становятся основанием для корректировки алгоритмов. Айзек спокойно признает эти ошибки, не пытается спрятать их или оправдать их появление «дурацкими алгоритмами», «безответственными коллегами» или «перебоями с электричеством». Поэтому и исправлять эти ошибки, как правило, несложно и вокруг этих исправлений не возникает конфликтов.

Чтобы робот смог работать, нужны усилия большого количества людей. Айзеку не важно, как нарезаны границы между функциональными блоками университета и поделены сферы ответственности между людьми. Если он сталкивается с проблемой, мы, люди, решаем ее сообща. Эти границы перестают быть барьерами.

Если мы люди, то это еще не значит, что мы обязательно всегда ведем себя по-человечески. Когда мы строго следуем рутинам, не задумываясь об их осмысленности, когда мы раз за разом воспроизводим ошибки, «потому что всегда так делали», когда мы не вникаем в суть вопроса и вместо попытки решить проблему пытаемся перенаправить человека дальше «по инстанциям» (будь то студент, коллега по факультету или обратившийся к нам сотрудник) – чем мы отличаемся от роботов?

Давайте оставаться людьми,

Мария Юдкевич
Проректор НИУ ВШЭ
Автор текста: Юдкевич Мария Марковна, 11 октября, 2018 г.