У разных университетов разная политика в сфере открытости своих образовательных ресурсов. Некоторые университеты полностью выкладывают учебные программы (любой человек может посмотреть, какие темы изучаются в том или ином курсе, какая литература рекомендована по каждой теме и какие знания и навыки приобретет слушатель курса) и видеозаписи лекций (и даже курсы целиком). Некоторые же университеты, напротив, хранят информацию о том, что является источником материалов по курсу, и сами эти материалы в строжайшей тайне. Как правило – и на первый взгляд это может выглядеть парадоксально, – лучшие университеты поступают первым образом, а не самые лучшие – вторым. Происходит это потому, что лучшие университеты умеют отвечать на вопрос: «Если все, что мы рассказываем на лекциях, можно будет прочесть в книгах, что будет привлекать к нам студентов?». А другие университеты – далеко не всегда. Более того, некоторые подозревают, что ответ на этот вопрос в их случае – «Ничего». Поэтому они и пытаются сохранить ускользающую «монополию», которая уже давно перестала быть таковой, на свою позицию транслятора знаний.
Следуя принципу «хочешь быть лучшим, начни вести себя как лучший», Вышка тоже проводит политику максимальной открытости (и теперь у нас рекордное количество слушателей наших курсов на Coursera и многое другое).
Но в некоторых случаях свою интеллектуальную собственность все же имеет смысл защищать, оформляя на нее соответствующие права. И это идет на пользу и изобретателю, и обществу. О том, в каких случаях это происходит и как это делается, – в сегодняшнем выпуске «Окон роста».