Ирина Шафранская, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Пермь
Работая в университете, мы, как правило, смотрим на него изнутри. И то, как он развивается и куда движется, мы замечаем, только когда в этом движении происходит резкий поворот: как правило, потом сильно трясет. Однако мне кажется, что очень полезно зачастую сменить оптику, угол обзора или просто попробовать примерить чей-то другой взгляд. Я стараюсь делать это часто и хочу поделиться с вами одним наблюдением.
Начну издалека: наверное, вы читали книги или смотрели фильмы о Гарри Поттере, его история в общих чертах знакома почти всем. Коммерческий успех книг и фильмов, вторая жизнь круглых очков, мода на татуировки-заклинания – каких только достижений нет у поттерианы. Более того, считается, что Джоан Роулинг, автор серии детских приключенческих романов, реализовала уникальный маркетинговый ход: ее герой взрослеет вместе с читателем, и читатель год за годом примеряет на себя новые грани образа главного героя. Если поверить в эту идею (а я ее разделяю), то выходит, что мы сейчас имеем дело с когортой ребят, выросших вместе с Гарри Поттером. И именно эти ребята поступают сейчас в бакалавриат и магистратуру.
Почему это важно? Я думаю, что именно Гарри Поттер совершил небольшую революцию в мире абсолютно реальных университетов. Он показал, что обучение в университете может быть необычным, непредсказуемым, не соответствующим никаким правилам и вместе с тем захватывающим, увлекающим и вовлекающим – одним словом, неординарным. Читатели и зрители поттерианы столкнулись с университетом нового типа, и, конечно, он им очень понравился. И теперь, когда эти ребята смотрят на реальные университеты, они ищут в них черты Хогвартса. Те самые знаки «необычности», сигнализирующие, что дальше, возможно, случится магия.
Например, в такой университет должно быть очень сложно попасть, некоторым приходится буквально биться головой о стену, но это как раз не помогает. Надо обязательно уехать из дома и жить в труднодоступных комнатах. Это университет, в котором не так много занятий, но очень много разной активности – сложно, конечно, назвать внеучебной активностью посещение Запретного леса, например, но очевидно, что такая активность влияет наилучшим образом на развитие целого спектра компетенций.
Для поколения Гарри Поттера преподаватели – по большей части волшебники, у которых вряд ли есть какая-то реальная жизнь за пределами университета. Поэтому обращаться к ним можно практически в любое время и по любым каналам связи: магия, как и учеба, внетемпоральна. А сам процесс обучения кажется простым: есть набор заклинаний, готовых формул и шаблонов, заранее известных ответов на все вопросы. Достаточно выучить их или по крайней мере знать тех людей, которые их знают, или книжку, в которой их можно прочесть, – все, багаж знаний сформирован. Никаких сложных домашних работ, текстов невероятных объемов и необходимости ежегодно писать курсовую работу. Да и вообще, сложно представить научный семинар по зельеварению: если в этой сфере и есть исследовательские вопросы, то искать ответ на них может оказаться рискованно для здоровья. Вера в чудо – еще одна важная составляющая образовательного процесса: спасение есть в любой, даже самой страшной и сложной ситуации, и можно вызвать своего патронуса.
Но больше всего меня впечатляет тот образовательный результат, который возникает на выходе, – это самая реальная битва, самый настоящий дракон или тролль, которого нужно победить. Здесь и сейчас, своими силами или командой, с использованием волшебной палочки или без нее. И когорта студентов-«поттеров» именно так и формулирует запрос к результатам обучения: «побеждать» – в конкуренции талантов, в беге по карьерным лестницам, в переговорных битвах и конкурентных атаках.
Кажется, что Вышка близка к этому образу, и платформа 9¾ расположена на такой же дробной Мясницкой, 9/11, а Косой переулок – на самом деле Кривоколенный, всего лишь небольшие трудности перевода. Но я думаю, что мы пока все-таки еще далеки от ожиданий «поколения Гарри Поттера»: мы рекомендуем им читать книги, а они норовят по-быстрому воспользоваться «Гуглом» (слабой, но все же аналогией карты мародеров), мы устанавливаем правила, а они ищут решение через их нарушение (ведь именно так всегда поступает их герой), мы настаиваем на поиске научной новизны и истины в магистратуре, а они ждут там от нас новый список заклинаний и, если его нет, с радостью переключаются туда, где этот список более доступен. Но у них есть выбор: университетов в мире, честно говоря, много, а у нас – скорее нет. И значит, нам надо искать тех драконов, которых мы будем побеждать вместе с ними, не имея заранее готового решения; пробовать как можно чаще смотреть их глазами в круглых очках на университет и меняться – не для соответствия стандартам и требованиям, а для той жизни, которой будет жить их поколение.