• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Междисциплинарный формат: плюсы и вызовы

Является ли продуктивным междисциплинарный формат научных мероприятий? Каковы плюсы и минусы междисциплинарного подхода? Об этом рассуждают организаторы междисциплинарных научных семинаров (МНС), проходивших в Вышке в прошлом году, – Екатерина Лыткина, Ольга Новикова, Михаил Комаров и Александра Сизова.

В чем состояли основные исследовательские задачи семинара и каких результатов удалось достичь?

 

Ольга Новикова, преподаватель департамента экономики и финансов факультета экономики, менеджмента и бизнес-информатики, руководитель междисциплинарного научного семинара «To be or not to be: моделирование выбора в социально-экономических науках»

Новикова Ольга Викторовна

Департамент экономики и финансов: Преподаватель

 

Основная цель проведения семинара – знакомство заинтересованных в одной научной проблематике коллег для расширения научных связей и кругозора с дальнейшей возможностью проведения совместных исследований.

На мой взгляд, главным результатом проведения семинара является то, что участникам понравилось данное мероприятие и совместная работа. Четкое осознание того, что семинар был проведен не зря, кажется самым главным. Также во время подведения итогов многие участники высказали предложение и пожелание продолжить серию подобных мероприятий в виде последующего междисциплинарного семинара или конференции, возможно, летней школы. Это означает, что каждый встретил единомышленников и у всех появилось желание дальнейшего сотрудничества.

Наибольшим достижением организации данного мероприятия считаю то, что на семинаре среди слушателей были заинтересованные студенты. По своему опыту знаю, что очень непросто привлечь студентов добровольно участвовать в научном мероприятии, а у нас это получилось.

 

Михаил Комаров, доцент, заместитель руководителя по международному сотрудничеству Школы бизнес-информатики факультета бизнеса и менеджмента, руководитель междисциплинарного научного семинара «Проектная работа: опыт педагогического дизайна»

Комаров Михаил Михайлович

Доцент Кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий

 

Мы предложили обсудить на cеминаре вопросы организации и проведения проектной работы: как правильно познакомить учащихся с задачами проекта, разбить их на команды, обсудить критерии оценки, сформировать критическое отношение к найденной информации, научить проверять ее достоверность, оформить и представить результаты работы, дать обратную связь.

Предполагалось, что после завершения семинара участники:

– будут знать основные этапы проектной работы и организационные схемы проектной деятельности;

– смогут описать задачи проекта, исходя из учебных целей и потребностей учащихся;

– научатся определять критерии оценивания результата;

– получат навыки организации проектной работы.

Участники семинара успели пройтись по всем пунктам за день и многому научились. Очень важно, что результаты семинара представлялись уже после его проведения в рамках методической мастерской Методического центра НИУ ВШЭ, а также в рамках одного из выездных семинаров кадрового резерва.

 

Александра Сизова, доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики, руководитель организационной группы междисциплинарного семинара «Формула межкультурного взаимопонимания: лингвистические и нелингвистические аспекты»

Сизова Александра Александровна

Школа востоковедения: Доцент

 

Целью нашего семинара сталообсуждение актуальных вопросов взаимодействия культур на современном этапе и подходов к исследованию межкультурного взаимопонимания как поля сближения различных областей социально-гуманитарного знания на фоне развития разнонаправленных процессов глобализации и локализации.

 

Планируя в НИУ ВШЭ развитие научных направлений и исследований на стыке наук, большинство из нас нуждается в площадке, на которой было бы возможно проводить апробацию текущих разработок, свободное обсуждение своих соображений, в том числе о перспективных темах исследования и новых достижениях в смежных областях, а также направлять друг друга в междисциплинарном научном поиске и устанавливать сотрудничество с целью совместного творчества. Формат междисциплинарного научного семинара позволил создать такую площадку.

Важное место в дискуссии заняли вопросы разработки теоретических подходов к межкультурному взаимопониманию, в частности применения существующих теорий межкультурной коммуникации к рассмотрению кейсов, не связанных с «незападным» контекстом. Большинство участников согласились с тем, что универсального подхода к изучению принципов и проблем взаимодействия культур, характеристик и особенностей культур не существует, и это лишь актуализирует совместные междисциплинарные усилия по устранению недостатков универсалистских подходов и применения единых параметров в изучении традиционных и локальных культур и их взаимодействия с другими культурами, а также учет региональной специфики и культурного фактора при изучении любых процессов, (модернизации, интернационализации и др.), протекающих в разных регионах мира. Живой интерес вызвали темысовершенствования кросс-культурного компонента и иноязычного преподавания учебных курсов в НИУ ВШЭ с целью повышения конкурентоспособности выпускников на международном рынке, а также требования к такому компоненту для разных уровней образовательных программ. Представители языковых специальностей, участвовавшие в семинаре, отметили особую значимость данной научной встречи для налаживания диалога лингвистов и нелингвистов, приобретения дополнительных методологических «линз» для рассмотрения вопросов, связанных с полилогом культур.

В целом участники подчеркнули комплексную природу межкультурного общения как явления и предмета исследования и обозначили зоны сближения дисциплин, возможности методологической взаимодополняемости при изучении отдельных научных проблем. В условиях возрастающей взаимозависимости в экономических, политических, социальных и культурных процессах тесное взаимодействие специалистов обеих групп критически важно для обеспечения конструктивного решения глобальных и региональных практических и фундаментальных научных задач. Данное обстоятельство открывает широкое поле для междисциплинарного взаимодействия в области исследования межкультурной коммуникации в национальном и глобальном масштабах.

 

Является ли продуктивным междисциплинарный формат научных мероприятий? В чем, на ваш взгляд, основные преимущества и недостатки междисциплинарности?

 

Екатерина Лыткина, преподаватель департамента социологии факультета социальных наук, младший научный сотрудник Лаборатории социальных исследований, руководитель междисциплинарных научных семинаров «Конструирование идентичностей сообществ: знаки, дискурс, нарратив» и «Применение математических моделей к нестандартным задачам в социальных науках»

Лыткина Екатерина Ивановна

Кафедра общей социологии: Преподаватель

 

Один коллега как-то сказал: «Будущее науки – в междисциплинарных исследованиях». И это в условиях безусловно растущей специализации многих, в том числе социальных наук. Я до конца это поняла в своей научной деятельности, когда мои исследовательские интересы привели меня на стык социологии и психологии.

Социальные (хотя, безусловно, не только) науки имеют очень много точек соприкосновения. Очень часто мы ищем какие-то решения различных проблем, а они уже существуют – в других, соседних дисциплинах. Или, например, другие науки помогают посмотреть на проблематику с совершенно иного ракурса. Быть профессионалом во всех областях, увы, сейчас практически невозможно. Таким был человек эпохи Возрождения, но никак не современности. Теперь необходимой становится кооперация ученых. Это процесс непростой: часто мы говорим даже на разных языках. Но в этом – будущее. И подобные семинары учат поиску общего языка, точек соприкосновения, осознанию схожести исследуемой проблематики.

Безусловно, нужно четко понимать, в каких вопросах и какие дисциплины смогут прийти к взаимопониманию. Лично для меня ранее сложно было представить совместный проект социологов и биологов. Тем не менее, к примеру, в лаборатории, где я работаю, уже появился проект, исследующий то, как толерантность к лактозе среди различных народов предопределила распространение эмансипативных (emancipative) ценностей. Но лично мне на данном этапе скорее хочется работать над более скромными проектами, где проще просчитать возможный горизонт результатов (например, в смежных дисциплинах). Хотя кто знает, к чему меня приведут научные интересы в будущем.

 

Ольга Новикова

Думаю, очень интересно и полезно общаться и обмениваться идеями с коллегами из смежных дисциплинарных направлений, занимающихся решением схожих задач, но с использованием других методов. Междисциплинарный формат научных мероприятий как раз предоставляет отличную возможность для расширения научных связей и кругозора.

Сложно дать универсальный ответ, поскольку кажется, что и у ученых из одной дисциплины могут возникнуть сложности при обсуждении одного и того же вопроса. Но могу сказать, что во время проведения нашего семинара трудностей при обсуждении тем не возникло. И причина тому, на мой взгляд, личная заинтересованность участников в понимании исследовательских вопросов друг друга. Если участники заинтересованы в кооперации и для этого созданы благоприятные условия, например хорошая атмосфера семинара, то нет сомнений, что все получится.
В целом я не вижу недостатков у междисциплинарного подхода, а к преимуществам я бы отнесла возможность значительно выйти за рамки одного метода, школы, что позволяет расширить собственные границы.

 

Михаил Комаров

Междисциплинарный формат научных мероприятий позволяет посмотреть на существующую проблему с разных сторон, с точки зрения разных направлений и областей науки, и это очень важно. Кроме того, междисциплинарный формат позволяет выработать решение, которое может удовлетворить максимальное число заинтересованных лиц, и это возможно как раз из-за междисциплинарности. Как таковых трудностей не возникает. Бывает, что трактовка тех или иных терминов коллегами, которые работают в разных сферах, может несколько отличаться, но не кардинально. Однако именно такие ситуации, наоборот, позволяют полнее оценить специфику поставленной задачи и специфику решения для различных направлений. По моему мнению, недостатком междисциплинарности может являться само достоинство – междисциплинарность, то есть возможны ситуации, когда фокус решения той или иной задачи может быть размыт ввиду того, что участники пытаются найти решение, удовлетворяющее всех, а такое бывает очень редко. Я очень благодарен НИУ ВШЭ за возможность проводить междисциплинарные научные семинары, кроме того, проводить их на базе различных кампусов НИУ ВШЭ, что позволяет кроме решения задач, поставленных в рамках МНС, еще и познакомиться с коллегами из разных кампусов, ведь в конце концов кадры решают все.

 

Александра Сизова

Говоря о продуктивности междисциплинарного формата в современной академии, следует отметить, что развитие межпредметных и междисциплинарных связей наряду с их интернационализацией является общей тенденцией современного научного знания. Новые открытия, в том числе в естественных и точных науках, трансформирующие устоявшиеся представления о развитии природных и социальных процессов и расширяющие познавательные возможности человечества, способствуют дальнейшему увеличению прозрачности границ между дисциплинами. Ученым становится все более очевидным, что для получения принципиально новых научных результатов необходимо приобретение знаний и компетенций в смежных и даже неблизких им ранее областях, а также разнообразного межкультурного опыта.

Безусловно, при изучении одного предмета специалисты из разных дисциплин, как правило, предлагают целый комплекс различных подходов к определению проблематики, приоритетов и методологии исследования. Однако тем самым мы приближаемся к достижению важнейшей цели научной деятельности – получению многоаспектного всестороннего знания о предмете. В этом отношении сложно говорить о недостатках междисциплинарности, поскольку в современном мире она становится не просто сознательным выбором, а потребностью, необходимым условием успешной научной работы. Скорее можно было бы обозначить некоторые вызовы, которые стоят перед академическим сообществом в связи с развитием этого формата. В частности, актуализируются вопросы методологии междисциплинарных исследований, создания когерентных, непротиворечивых, верифицируемых подходов, удовлетворяющих требованиям представителей всех задействованных дисциплин, что является весьма нетривиальной задачей. Особенно это актуально для работ, в рамках которых объединяются усилия представителей гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Важно избегать методологического и методического доминирования определенного класса дисциплин, например исключительно позитивистской или традиционалистской парадигм, и стремиться к достижению общего методологического «знаменателя», чтобы обеспечить подлинно межпредметный и значимый результат. К другой группе вызовов относятся те, которые условно можно назвать организационными. Например, междисциплинарные исследования нередко предполагают работу над масштабными проектами или задействуют специалистов из разных регионов мира. Следовательно, усложняется логистика процессов, «большими» становятся не только данные, но и количество взаимодействий. Для ответа на эти и многие другие вызовы ученым потребуется интенсивная выработка комплексных решений и технологий, в том числе интерпретации, верификации и анализа данных, а также умение выходить за пределы привычных практик и, безусловно, развитие сильного кооперативного начала. Однако представляется, что эти и другие обстоятельства являются не столько препятствиями, сколько необходимыми задачами, которые человечество должно последовательно решать в усложняющейся реальности современного мира. И это внушает оптимизм в отношении дальнейшего развития междисциплинарных исследований.

Смотрите также предыдущий выпуск на тему междисциплинарности.

Этот выпуск «Академической среды» целиком, а также все предыдущие выпуски, читайте по этой ссылке в формате PDF

 

10 марта, 2016 г.