• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Междисциплинарные научные семинары: проекты 2013 года

Сегодняшний выпуск «Географии Вышки» посвящён обзору междисциплинарных научных семинаров, прошедших этой осенью в рамках программы кадрового резерва. О том, какие задачи ставили перед собой их организаторы, с какими трудностями им пришлось столкнуться и каких результатов удалось достичь, рассказывают руководители семинаров.

Старший преподаватель кафедры финансового менеджмента, младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории междисциплинарных эмпирических исследований (Пермь) Пётр Паршаков

Наш семинар назывался «Особенности развития компаний в условиях экономического кризиса» и проходил 16–17 сентября в Перми. При выборе темы семинара было решено остановиться на самой «междисциплинарной» теме из предложенных на обсуждении: как финансово-экономический кризис 2008 года повлиял на развитие компаний. Тема кризиса поднималась во многих публикациях и представляет интерес для исследователей многих направлений. Зачастую эти направления настолько далеки друг от друга, что исследователи могут и не подозревать о том, что одно направление содержит ответ на вопрос другого направления или комментарий к нему. В выбранной нами теме пересекается большое количество исследовательских интересов, поскольку влияние кризиса ощущается практически во всех сферах жизни. К участию в семинаре были привлечены представители следующих направлений: корпоративные финансы, фондовые рынки, макроэкономика, риск-менеджмент и маркетинг.

Мы ставили перед собой несколько разноплановых целей. Микроцелью семинара являлось изучение особенностей проявления экономического и финансового кризиса на макроуровне и его влияния на внутрифирменные процессы в рамках текущего исследовательского проекта научно-учебной группы (НУГ) «Эмпирические корпоративные финансы», посвящённого выявлению особенностей создания стоимости компании в период кризиса. Макроцелью семинара было обсуждение потенциальных исследовательских проектов с представителями различных исследовательских направлений разных кампусов/университетов/стран и получение практического опыта в организации международных проектов (поиске партнёров и соавторов, формировании исследовательской команды и т.п.).

Подобные мероприятия проводились в рамках нашего проекта и ранее. Но в текущем году полностью сменилась команда организаторов семинара, и нам было интересно понять, сумеем ли мы в новом составе организовать мероприятие с привлечением иногородних и зарубежных участников. Получение опыта в организации такого мероприятия мы считаем одним из главных результатов прошедшего семинара.

Заявленные цели были достигнуты не полностью. Не удалось привлечь к участию в семинаре запланированное количество экспертов, знающих ситуацию на микроуровне. Предполагалось пригласить членов пермского Клуба финансовых директоров, с которым сотрудничает пермский кампус Вышки. В то время как люди, имеющие отношение к академической среде (исследователи и преподаватели-практики), практически сразу дали согласие на участие в семинаре, представители бизнеса долго не могли выкроить для него время в своём плотном графике, а когда некоторые из них откликнулись, было уже поздно. Следовательно, в будущем для разнородных групп участников необходимо продумывать мотивацию отдельно, а также приглашать участников заранее. Возможно, стоит предусмотреть мероприятия с гибким форматом, позволяющим варьировать количество и состав участников по мере необходимости.

Положительным итогом семинара является налаживание новых и поддержание существующих связей у НУГ «Эмпирические корпоративные финансы», к которой принадлежит бóльшая часть организаторской группы семинара, а также знакомство коллег из разных кампусов НИУ ВШЭ и университетов. Среди участников были представители московского и нижегородского кампусов НИУ ВШЭ и нескольких финских университетов. Один из участников — Эркки Каоконен (Университет Тампере, Финляндия) — занимается тематикой, схожей с тематикой нашей НУГ. Активное участие в деятельности семинара принял Анхель Барахас (Университет Виго, Испания) — научный руководитель НУГ «Эмпирические корпоративные финансы». Кроме того, в семинаре участвовали аспиранты Пермского национального исследовательского университета (ПГНИУ) из Индии и Китая. Приятной неожиданностью оказалось то, что семинар позволил найти немало интересного в работах коллег из пермского («своего») кампуса. Мы считаем, что нам удалось создать комфортную атмосферу для коммуникации участников.

Логичным продолжением семинара мог бы стать анализ последствий кризиса на микроэкономическом уровне, именно эта часть «просела» в прошедшем семинаре. Изучение конкретных кейсов, рассказываемых максимально приближенными к практике людьми, позволит придать больше «утилитарности» проводимым исследованиями. Другим возможным путём развития семинара является приглашение большего количества зарубежных участников, в том числе тех, с кем велись переговоры по поводу участия в прошедшем семинаре.

 

Доцент кафедры управления разработкой программного обеспечения Наталья Белова

Семинар, проведённый нами 1 октября в Нижнем Новгороде, назывался: «Проектное обучение в высшем образовании. Особенности и проблематика взаимосвязи социально-экономических дисциплин и современной инженерии». В настоящее время проектное обучение всё чаще внедряется в инженерное образование. Руководители образовательных структур понимают, как важно дать студентам возможность попробовать себя в реальных проектах ещё на этапе обучения. Такое испытание существенно повышает уверенность студента в своей квалификации, способствует формированию профессиональных интересов и стимулирует к академической деятельности, так как многие проекты, реализуемые на базе университетов, носят не только прикладной, но и научно-исследовательский характер.

Поскольку развитие Вышки происходит и в сфере технических наук, для Университета актуальны вопросы проектного обучения в инженерном образовании. Очевидно, что они имеют определённую специфику, которая ещё недостаточно изучена. Данный семинар был направлен на выявление особенностей как проектного обучения в целом (по сравнению с лекционно-семинарским подходом), так и проектного обучения в инженерном образовании в частности.

В рамках семинара мы хотели продемонстрировать эффективность проектного обучения, стимулируя тем самым участников семинара к работе в проектно-учебных группах и лабораториях на базе Вышки. Кроме того, мы стремились убедить наших коллег в необходимости внедрения лучших апробированных методик проектного подхода в преподавательскую практику.

В качестве основного формата семинара была выбрана дискуссия с аудиторией, предварительно информированной экспертом. Изначально предполагалось, что междисциплинарность семинара позволит взглянуть на обсуждаемую проблему с различных позиций, увидеть, каким образом психологические и экономические аспекты влияют на эффективность проектного обучения в инженерном образовании. Именно такие обсуждения позволили выявить основные проблемы подготовки качественных специалистов в вузе, а также тот факт, что часть этих проблем может быть решена с помощью проектного обучения, а часть нуждается в более глобальном подходе.

Семинар проходил с элементами бизнес-игры. Данный формат был применён для закрепления полученных знаний, осознания эффективности усвоения компетенций в процессе реализации конкретного проекта и мотивации к дальнейшему обучению и личностному росту.

В рамках семинара  был сформулирован ряд предложений по решению основных проблем проектного обучения:

  • находить баланс между индивидуальными и коллективными проектами;
  • подбирать проект, который охватывал бы как можно больше специальностей;
  • учитывать, что результатом проектного обучения может быть узкая специализация работника;
  • оценивать результаты коллективных проектов на уровне индивидуальных;
  • разработать критерии оценки единоличного вклада в коллективный проект;
  • продумать технологию мониторинга эффективности проекта на случаи различной продолжительности последнего;
  • увеличить количество практикумов, которые позволяют формировать у студента опыт командной работы;
  • продумать способы быстрой интеграции студентов в проектную деятельность.

По результатам семинара планируется создание проектно-учебной группы на базе кафедры управления разработкой программного обеспечения отделения программной инженерии факультета бизнес-информатики. Кроме этого, мы планируем подготовить статью на тему «Психологические аспекты проектного обучения в инженерном образовании». Проделанная работа могла бы стать отправной точкой для совместной проектной или исследовательской деятельности.

 

Доцент кафедры методов сбора и анализа социологической информации и кафедры высшей математики Анна Пашкевич

Наш семинар назывался «Методология исследования в научной и учебной деятельности вуза» и проходил 10–11 октября в Нижнем Новгороде. Инициаторами семинара выступили преподаватели экономического факультета нижегородского кампуса НИУ ВШЭ. Площадка для проведения семинара была выбрана не случайно: с этого учебного года в бакалавриате факультета экономики начинает свою работу регулярный научно-исследовательский семинар «Методология исследований». Мы надеемся, что знания и опыт, приобретённые участниками нашего семинара, послужат работе факультетского семинара.

Основные темы семинара: формирование культуры проведения исследований и презентации научных результатов (открытий); механизмы вовлечения студентов в исследования — стимулирование их заинтересованности в академической работе; механизмы развития исследовательского мышления.

Участниками семинара стали психологи, финансисты, бизнес-консультанты, лингвисты, менеджеры, социологи — преподаватели и студенты бакалавриата и магистратуры.

В ходе семинара обсуждались существующие способы повышения эффективности научно-исследовательской деятельности молодых сотрудников Университета, были проанализированы и опробованы способы развития академических компетенций у студентов разных курсов.

Семинар проходил в формате лекций и мини-воркшопов. Первый день семинара был отведён выступлениям экспертов по вопросам оптимизации научно-исследовательской деятельности преподавателей. Эксперты поделились своими «секретами» подготовки качественного исследования, его визуального и библиографического оформления. Участники семинара имели возможность попрактиковаться в составлении карт с использованием специального программного обеспечения Freeplane и XMind и в работе с библиографическим менеджером Zotero. Вниманию слушателей была предложена классификация научных журналов и критерии их дифференциации. Обсуждалась этика публикационного поведения и цитирования. Слушатели познакомились с существующими стратегиями публикационной активности, некоторыми особенностями научного текста на иностранном языке, а также лингвистическими и экстралингвистическими факторами, оказывающими влияние на качество публикации. Участники семинара получили практические рекомендации по оформлению результатов исследования.

Второй день семинара был посвящён практическим аспектам взаимодействия преподавателя со студентами в процессе обучения методологии исследований на разных факультетах и курсах. В частности, была проведена игра на разрушение стереотипов в процессе исследовательской работы. Обсуждались оптимальные формы диалога со студентами, помогающие сделать процесс обучения живым и увлекательным. В рамках методической мастерской участникам семинара были предложены различные стратегии чтения текста, поиска и обработки нужной информации. В завершение семинара состоялся мастер-класс по обсуждению проблем, возникающих в процессе преподавания методологии научно-исследовательской деятельности студентам ВШЭ. Приятно отметить, что дискуссия вышла за рамки официально отведённого времени и продолжилась в неформальной части программы.

На площадке семинара разные взгляды и профессии встретились в обсуждении важного для всех вопроса. Это позволило получить объёмное представление о заявленной теме. К сожалению, из-за территориальной удалённости учебных корпусов нам не удалось пригласить к участию большее число магистрантов и студентов бакалавриата (из них присутствовало около тридцати человек). Но доступ к рабочим материалам семинара открыт: с ними могут ознакомиться все желающие.

Семинар подтвердил актуальность заявленной темы и показал, что междисциплинарный подход способен значительно улучшить исследовательскую работу преподавателей и студентов. Хочется верить, что состоявшийся обмен знаниями, эмоциями, навыками, техниками работы обогатил персональный опыт участников и не только расширил «вчерашние» представления о методологии исследования, но и помог наметить конкретные задачи-шаги, которые будут предприняты и реализованы в будущем.

 

Доцент кафедры прикладной математики и информатики (Нижний Новгород) Николай Карпов

Семинар, проходивший 17 октября в Нижнем Новгороде, назывался «Методы интеллектуального анализа естественного языка». В настоящее время уже в трёх из четырёх кампусов Университета (московском, нижегородском и петербургском) развиваются направления, связанные с интеллектуальной обработкой большого массива данных на естественном языке или средствами вычислительной лингвистики. Несомненно, этот процесс связан с высокой скоростью роста мощности вычислительных ресурсов, объёма информации в интернете и развитием этой области в целом.

Исследователи, интересующиеся направлением обработки информации в интернете, в силу разного базового образования ставят перед собой разные задачи и применяют различные методы и подходы. Объединение различных направлений в рамках одного семинара представлялось нам интересным с точки зрения возможности получения синергетического эффекта.

Целевой аудиторией семинара были молодые преподаватели и учёные, аспиранты и студенты магистратуры. Участники имели возможность представить свои работы, послушать доклады друг друга, а также пообщаться между собой вживую, что способствует расширению исследовательского кругозора. Среди студентов и аспирантов список докладчиков семинара был сформирован на конкурсной основе. Таким образом, в рамках семинара прошли презентации лучших работ студентов направления «Компьютерная лингвистика» московского и нижегородского кампусов НИУ ВШЭ.

Участники семинара могли получить ответы на два основных вопроса:

  • как развивать исследовательские компетенции в области обработки естественного языка?
  • как расширить методологическую базу для решения задач, связанных с естественным языком?

Проведение семинара было приурочено к открытию международной научно-практической конференции «Корпусные технологии. Digital Humanities и современное знание». В этой конференции приняло участие более ста специалистов в области компьютерной лингвистики со всего мира. Некоторых из них мы попросили приехать на один день раньше, до начала конференции, чтобы принять участие в нашем семинаре с авторскими лекциями для студентов по теме своего исследования. Мы пообещали им оплатить дополнительный день размещения в Нижнем Новгороде. На просьбу откликнулись все (!), к кому мы обратились, и программа получилась очень плотной.

Итоговый вариант программы помимо докладов молодых учёных включал в себя четыре образовательных лекции. Две из них прошли днём и были адресованы бакалаврам направления «Фундаментальная и прикладная лингвистика». И две были поставлены на вечер, чтобы студенты магистратуры направлений «Компьютерная лингвистика» и «Политическая лингвистика» смогли принять в них участие.

Эксперты из компании «Яндекс» провели мастер-класс на тему «Автоматический поиск и извлечение структурированных данных (фактов) из текста на естественном языке». Они рассказали, каким образом работают различные сервисы «Яндекса», такие как «Яндекс.Новости» или «Яндекс.Работа». Участники семинара узнали, что такое Томита-парсер, получили возможность написать собственную грамматику, запустить её на текстах, написанных на естественном языке, и самостоятельно извлечь соответствующие факты.

Завершала семинар лекция профессора Романа Янгарбера из города Хельсинки на тему «К вопросу о моделировании языковых процессов и эволюции языка», вызвавшая оживлённую и продолжительную дискуссию среди коллег-учёных.

5 декабря, 2013 г.