Междисциплинарность: pro et contra
Каковы плюсы и минусы междисциплинарного подхода? Где границы его целесообразности? С какими проблемами сталкиваются авторы междисциплинарных исследований? Об этом в сегодняшнем выпуске «Географии Вышки» рассказывают организаторы междисциплинарных научных семинаров (МНС), проходивших в НИУ ВШЭ осенью.
Чем обусловлен выбор междисциплинарного подхода для разработки вашей темы?
Анастасия Божья-Воля, доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ — Пермь, руководитель семинара на тему: «Развитие практики со-производства государственных услуг на региональном уровне»
Государственное управление само по себе является междисциплинарной наукой, поэтому к любой из рассматриваемых тем здесь должен применяться междисциплинарный подход. Для нашего семинара, посвящённого вопросам совместного производства государственных услуг, необходимо было привлечь преподавателей и исследователей, занимающихся изучением деятельности государственных органов, некоммерческих организаций, малого и крупного бизнеса, а также объединений граждан. Только при столкновении различных групп интересов можно выяснить, действительно ли практика со-производства государственных услуг нужна, кто заинтересован в её развитии и что каждый из участников должен предпринять для повышения эффективности практики со-производства государственных услуг.
Ксения Кочкурова, преподаватель факультета права НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, руководитель семинара на тему: «Интеллектуальная собственность в науке и бизнесе»
Междисциплинарный подход был выбран не случайно. Само понятие «интеллектуальная собственность» в настоящее время является комплексным: оно широко используется не только в праве и науке, но и в экономических сферах деятельности. Во многом именно этот ресурс становится основой дальнейшего развития бизнеса, технологий, науки и страны в целом. Важно было рассмотреть вопрос об интеллектуальной собственности с междисциплинарных позиций, чтобы оценить значимость каждого элемента и установить взаимосвязанность в этом вопросе науки и практики, права, экономики и менеджмента.
Ирина Лазутина, младший научный сотрудник Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) НИУ ВШЭ, руководитель семинара на тему: «Университет и регион: партнёрство для развития»
К выбранной нами теме подход и не мог быть иным. Университет и регион — тема сама по себе сложная, и исследования в этой сфере возможны только комплексные, а практические решения требуют участия экспертов из разных отраслей.
Нам удалось собрать вместе исследователей в области высшего образования, руководителей и менеджеров из вузов, преподавателей, которые взаимодействуют с работодателями и которым близок практико-ориентированный подход в обучении. Социологи, экономисты, юристы, представители технических специальностей имели возможность рассмотреть и обсудить российский и зарубежный опыт взаимодействия вуза и региона; проблемы, с которыми может столкнуться вуз в управлении и правовом обеспечении; практические решения сближения вуза и местного сообщества, которые могут быть реализованы в практике преподавателей, менеджеров и исследователей. Кроме того, участники семинара познакомились с опытом вузов из разных регионов России.
Полина Шевчук, ведущий юрисконсульт отдела юридического сопровождения НИУ ВШЭ, руководитель семинара по теме: «Педагогический дизайн»
Наш семинар был посвящён вопросам профессиональной разработки учебных курсов. Выбор междисциплинарного подхода был обусловлен требованиями мирового академического сообщества к качеству современных образовательных курсов. Для того чтобы им соответствовать, необходимо привлекать разных специалистов: методиста, дизайнера, сценариста, программиста, эксперта. Междисциплинарный подход является оптимальным как для проектирования курса, так и для его оформления в виде учебных материалов.
Какие плюсы и минусы междисциплинарности вы ощутили на своём опыте?
Анастасия Божья-Воля
Междисциплинарность, безусловно, имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, в рамках междисциплинарной работы экономист и политолог могут открыть друг для друга аспекты, которые при индивидуальной работе (в силу определённой дисциплинарной зашоренности) никогда не были бы затронуты. Это может вдохновить каждую из сторон на дополнение своего исследования либо начало совместной научной работы.
С другой стороны, каждая дисциплина оперирует своим массивом терминов и методов исследования. В связи с этим представители разных дисциплин не всегда способны понять друг друга, и в этом случае проводить совместное исследование будет затруднительно. Впрочем, при соответствующей мотивации эти барьеры легко преодолимы.
Ксения Кочкурова
На мой взгляд, единственный минус междисциплинарности — несколько разрозненный понятийный аппарат. Например, если в менеджменте слово «бренд» является общепринятым и понятным термином, то для юристов такого понятия не существует, вместо него используется понятие «товарный знак», а в некоторых случаях — «фирменное наименование».
Что касается положительных моментов, то в нашем случае междисциплинарность семинара позволила выявить пробелы в регулировании части общественных отношений, связанных, например, с интеллектуальной собственностью в интернете. И в процессе обсуждения с коллегами удалось наметить некоторые пути решения данных проблем. Проведение междисциплинарных мероприятий, безусловно, необходимо для того, чтобы специалист смог посмотреть на предмет своих научных интересов под другим углом и предложить комплексное и обоснованное решение возникающих вопросов.
Ирина Лазутина
Больше плюсов, чем минусов. Междисциплинарный семинар позволяет не замыкаться в своей области, черпать вдохновение из общения с исследователями и практиками из разных областей знания. Участники семинара имели возможность поделиться опытом взаимодействия вуза и региона в своей сфере и своим видением различных аспектов этого взаимодействия, таких как юридические аспекты предпринимательства в вузе и взаимоотношений с работодателями, социальная миссия вуза (практики инклюзии) в контексте тенденций развития высшего образования в стране и многое другое. Самое главное, что у нас была возможность услышать друг друга и договориться о будущем сотрудничестве.
Полина Шевчук
Междисциплинарный подход даёт возможность создать более качественный продукт за счёт обмена опытом с коллегами из смежных областей и расширения своего кругозора. К минусам я бы отнесла достаточно высокие временные издержки, связанные с поиском общего языка коммуникации между специалистами из разных научных областей, а также возвращение участников семинара после его окончания к своим узкопрофессиональным областям, что не способствует развитию междисциплинарного подхода и долгосрочных междисциплинарных исследовательских проектов.
С какими проблемами в организации, проведении и позиционировании междисциплинарного исследования столкнулись вы лично?
Анастасия Божья-Воля
Для меня это был первый опыт организации подобных мероприятий, тем не менее каких-либо серьёзных проблем, на мой взгляд, удалось избежать. Управление академического развития, обеспечивавшее информационное сопровождение и организационную поддержку МНС, заранее чётко сформулировало требования к проведению семинара; его сотрудники были отзывчивы, предупредительны и поддерживали с нами связь на протяжении всего подготовительного периода. С другой стороны, пермский кампус стал удобной площадкой для нашего семинара, не возникло никаких затруднений с помещением и настройкой необходимого оборудования.
Можно отметить некоторые сложности с позиционированием семинара: поскольку выбранная тема являлась достаточно узкой, не удалось привлечь к работе в семинаре широкую аудиторию студентов и коллег других специальностей.
Ксения Кочкурова
Нам хотелось, чтобы семинар, который мы проводили, был не только научным, но и практическим. Чтобы участники знали, как на практике реализуются те или иные положения. В связи с этим была недостаточно разработана научная составляющая исследования, поскольку к участию в качестве докладчиков мы старались привлечь прежде всего практиков из сферы интеллектуальной собственности. Это и стало некоторой проблемой: довольно сложно найти специалиста, который был бы одновременно блестящим профессионалом в практической деятельности и научным исследователем. А характер «практичности», на мой взгляд, подобным мероприятиям необходим.
Ирина Лазутина
Изначально мы приглашали людей, интересных друг другу, занимающихся схожими проблемами на своём уровне в качестве исследователей, руководителей в вузе или преподавателей. Именно поэтому у нас легко проходили дискуссии, многие вопросы обсуждались затем в приватном общении. Сложнее было удержать темы выступлений и дискуссий в одном направлении, сохранить выбранный фокус, сделать так, чтобы каждое выступление встраивалось в общее обсуждение и отвечало интересам группы. Поэтому мы долго выверяли темы выступлений и вопросы для обсуждения, много раз меняли программу.
Полина Шевчук
Не могу сказать, что мы столкнулись с какими-то непреодолимыми проблемами в процессе организации и проведения МНС. Ценным качеством нашей команды было умение слышать друг друга и доверять профессионализму каждого участника, поэтому обсуждения проходили конструктивно. Больше всего дискуссий вызвало написание программы семинара: нужно было договориться о едином варианте концепции программы с учётом всего многообразия мнений и соблюсти баланс между узкопрофессиональными интересами докладчика и междисциплинарным характером семинара.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы междисциплинарного подхода?
Анастасия Божья-Воля
На сегодняшний день междисциплинарный подход является мейнстримом в большинстве наук, потому что исследуемые феномены и их внешнее окружение постоянно усложняются. По крайней мере в государственном управлении иной подход просто невозможен. Но и «смешением» наук увлекаться не надо: при реализации каждого конкретного исследования, предполагающего междисциплинарный подход, уже на этапе планирования важно согласовать используемые понятия и придерживаться чёткой методологии.
Ксения Кочкурова
Перспективы, несомненно, есть. Сегодня исследователям для развития собственных научных интересов очень важно уметь видеть проблему не только в своей дисциплинарной плоскости, но и в смежных областях. Ведь никакая общественная проблема не имеет одностороннего характера, соответственно, для её исследования необходим комплексный подход. На мой взгляд, в будущем было бы полезно в рамках учебной деятельности реализовывать междисциплинарные проекты, поскольку вне стен университета его выпускникам придётся принимать решения, которые будут влиять не только на сферу их непосредственной деятельности, но и на смежные области.
Ирина Лазутина
Междисциплинарные проекты понемногу становятся нормой в исследовательской практике. Но иногда бывает сложно реализовать их из-за несоответствия формальным требованиям, сложностей в коммуникации между исследователями из разных отраслей, различий в исследовательских методах. На ближайшее будущее выходом из этой ситуации могут стать семинары и другие дискуссионные форматы, объединяющие исследователей и практиков из разных областей. Семинары не так сложно организовать, они менее затратны, но более продуктивны, чем конференции, потому что в них участвует меньше людей, которые к тому же хорошо знакомы с предметом исследования и проектами друг друга. Соответственно, такие встречи дают больше возможностей и времени для обсуждения деталей, корректировки инструментария, интерпретации результатов и т.д.
Полина Шевчук
Пока у меня нет уверенности в том, что в профессиональном сознании коллег из Вышки укоренилось представление об эффективности междисциплинарного подхода. Сейчас я вижу скорее стимулирование к применению данного подхода со стороны руководства, нежели самостоятельный выбор исследователей, в связи с этим затрудняюсь прогнозировать перспективы междисциплинарности.
11 декабря, 2014 г.