Вышка действительно широко использует подобные электронные ресурсы в образовательном процессе, но насколько широко - сказать было трудно, пока не был реализован проект «Использование электронных ресурсов в учебном процессе НИУ ВШЭ». В прошлом году представители компании Elsevier обратились к Вышке (как к одному из российских лидеров по качественному росту публикационной активности в международных изданиях) и предложили этот совместный проект, основная цель которого состояла в изучении и описании практик ВШЭ по внедрению и использованию в учебном процессе электронных ресурсов. ВШЭ согласилась принять участие в проекте.
По итогам исследования ВШЭ подготовила методические рекомендации по включению электронных баз периодических изданий в образовательный процесс. В дальнейшем Elsevier планирует на опыте Вышки показывать другим российским университетам, как эффективнее всего использовать информационные ресурсы в научно-образовательной деятельности.
С младых ногтей
Электронные ресурсы буквально открывают ученым и студентам окно в большой мир. Понимая это, в Вышке уделяют особое внимание работе с первоисточниками: университет готовит будущих специалистов, которым такой навык чрезвычайно нужен. Так, первокурсники бакалаврских программ уже на первой неделе получают доступ к ресурсам библиотеки и учатся искать научные статьи. Преподаватели учебных курсов знакомят студентов бакалавриата и магистратуры с передовыми исследованиями в области своего предмета, на лекциях они ссылаются на научные статьи, предлагают для изучения публикации, большая часть которых содержится именно в электронных источниках. Когда студент Вышки пишет курсовую или выпускную квалификационную работу, ресурсы научных баз часто становятся для него основным источником информации.
Первоисточники используются студентами для выполнения самых разных заданий. В англоязычных программах, использующих литературу на английском языке, электронные базы научных статей и журналов уже сегодня стали основными источниками информации. Так, например, при прохождении магистерской программы «Стратегическое управление финансами фирмы» (факультет экономических наук) студенты вообще обходятся без учебника – они самостоятельно работают с научными статьями.
_________________________________________________________
Через сервисы библиотеки ВШЭ можно получить доступ более чем к 50-ти крупным внешним электронным ресурсам, включая базы данных научного цитирования Web of Science и Scopus, библиотеки Elsevier Science Direct, Springer Link и др.
_________________________________________________________
Необходимость использования оригинальных научных источников в работе со студентами оговаривается в образовательных стандартах Вышки. Например, 20% времени бакалаврских и 50% времени магистерских программ отводится на исследовательскую, проектную деятельность и на обязательные для студентов практики, что требует работы в том числе с электронными научными базами.
Сегодня в ВШЭ есть для этого все условия. Библиотека Вышки (http://library.hse.ru) поддерживает электронный каталог собственных ресурсов и доступ к внешним электронным ресурсам (http://library.hse.ru/e-resources/e-resources.htm). Через сервисы библиотеки университета можно выйти более чем на 50 крупных внешних электронных ресурсов, включая базы данных научного цитирования Web of Science и Scopus, библиотеки Elsevier Science Direct, Springer Link, Wiley Online Library, ACM Digital Library, Pro Quest Dissertations&Theses, и др.
Лидеры - Science Direct и Springer Link
Работа над проектом началась с того, что в ноябре-декабре 2016 года Центр внутреннего мониторинга ВШЭ провел очередную волну ежегодного опроса «Мониторинг преподавательской и научной жизни». Одна из центральных тем исследования была связана с использованием преподавателями и научными сотрудниками зарубежных электронных баз периодических изданий. Вопросы касались способа поиска научных статей в электронном виде, осведомленности о крупнейших базах научной периодики, частоты и целей пользования этими базами. Данные собирали в электронной форме. На предложение участвовать в опросе откликнулись 906 человек (около 30% от общего числа научно-педагогических работников московского кампуса ВШЭ).
Преподаватели и научные сотрудники чаще всего ищут статьи в электронном виде при помощи сайта библиотеки ВШЭ (27%) и поисковиков (29%). Кроме того, 16% опрошенных указали сервис Google Академия. Другие варианты отметили менее 10% респондентов.
В ходе опроса научно-педагогических работников просили указать, какие из крупнейших зарубежных баз научной периодики они знают. Самыми известными оказались Science Direct и Springer Link: их отметили 60% и 59% опрошенных соответственно. О базе Wiley Online Library знают 46% НПР, о Taylor & Francis – 40%. Если рассчитать показатели осведомленности только для тех сотрудников, которые ищут статьи через сайт ВШЭ или напрямую через сайты баз, то среди них показатели несколько выше: доля знающих о базе Science Direct составляет 69%; о базах Springer Link, Taylor & Francis и Wiley Online Library - 69%, 55% и 60% соответственно. Больше всего осведомленных о каких-либо базах среди молодых сотрудников (до 30 лет).
Если говорить о том, сколько научно-педагогических работников пользуются крупнейшими зарубежными базами научной периодики, то результаты такие: 72% осведомленных о базе Science Direct пользуются ею. Springer Link – 65%, Wiley Online Library – 66%, Taylor & Francis – 74%.
Если рассматривать долю пользователей от общего числа опрошенных НПР, то они составят: 45% для базы Science Direct, 39% - для базы Springer Link и по 32% - для баз Wiley Online Library и Taylor & Francis. В целом 63% опрошенных пользуются как минимум одной из перечисленных баз. Доля пользующихся больше среди молодых сотрудников, а также среди участников индивидуальных или коллективных научно-исследовательских проектов (по сравнению с теми, кто в них не участвует).
Большинство опрошенных отметили, что пользуются базами не реже нескольких раз в месяц (от 59% до 66% в зависимости от базы). Только около трети сотрудников пользуются базами реже, чем несколько раз в месяц. От 93% до 96% из тех, кто указал, что пользуется базами, отметили, что используют их в научно-исследовательских целях (в т. ч. для подготовки публикаций). Около половины НПР используют зарубежные базы в преподавательских целях: от 44% до 48% в зависимости от базы. Около трети опрошенных (от 32% до 37%) используют базы для самообразования.
На основе собранных данных изучались взаимосвязи применения информационных ресурсов с научной продуктивностью, с грантовой активностью, академической мобильностью и другими показателями. Так, было отмечено, что студенты, участвующие в работе научных подразделений, лучше осведомлены о существовании электронных баз периодических изданий и что они значительно активнее их используют. Такая же ситуация и с преподавателями: лидеры по потреблению информационных ресурсов – это участники научных проектов, авторы статей и докладчики на конференциях.
Чем больше читают, тем больше пишут
Получив данные опроса, исследователи из ВШЭ решили их проверить на деле. Для начала - выяснить, кто именно использует ресурсы издательства Elsevier. То, что эти ресурсы Вышка использует очень активно, было уже известно. Теперь следовало проанализировать раскладку по факультетам и по научным подразделениям Вышки.
Определить конкретного пользователя, который работает с базами данных в стенах ВШЭ, достаточно сложно, поскольку из стен Вышки все свободно заходят в эти базы без логинов и паролей. Однако более 50% обращений к ним совершаются через удалённый доступ, и если это делается извне, с помощью логинов для удалённого доступа, то идентификация по подразделениям возможна. Поэтому анализ строился на статистике использования Science Direct через удалённый доступ.
Анализ статистики обращений показал, что максимальное количество загрузок полных текстов приходится на факультет экономических наук и на факультет социальных наук.
Достаточно предсказуемым оказалось то, что ресурс Elsevier очень хорошо используется в ВШЭ. А самыми востребованными журналами стали "Journal of Banking & Finance", "Journal of Financial Economics" и "International Journal of Project Management".
Исследователи обратили внимание на совершенно различное сезонное распределение чтения полных текстов у преподавателей и студентов. Преподаватели, как выяснилось, "отдыхают" (читают статьи, занимаются наукой) тогда, когда студенты отдыхают по-настоящему, - в июле-августе и январе. А вот у студентов спрос на электронные ресурсы вырастает вовремя сессий и при подготовке квалификационных работ. Каждому свое.