Директор программы развития ВШЭ
В требования конкурсной документации для вузов, подавших свои заявки на участие в Проекте 5-100, уже вошли такие рейтинги, как QS, THE, ARWU.
И на часто задаваемые вопросы «Нужны ли нам эти рейтинги?», «Насколько серьезно к ним относиться?» и «Нужно ли подстраиваться под них?» можно ответить так.
Вышка определила свои обязательства продвижения в рейтингах QS и THE, которые отражены в ее конкурсной документации. Причем конкурсную комиссию этот выбор обязательств устроил, и в числе 15 вузов-победителей из 54 участников конкурса Вышка вошла в программу повышения конкурентоспособности. Поэтому ответ на вопрос «Нужны ли нам рейтинги?» – да, нужны, мы в проекте и имеем соответствующие обязательства.
Насколько серьезно к ним нужно относиться? От выполнения вузом взятых на себя обязательств зависит размер субсидии, выделяемой участникам проекта, поэтому относиться нужно как к обязательствам.
Нужно ли подстраиваться под них? Нет, рейтинги, конечно, не могут быть самоцелью, особенно учитывая особенности методологии каждого из них и, главное, ее неустойчивость. Но использовать свои преимущества, в том числе результаты продвижения в рейтингах, безусловно, нужно.
Наверное, поэтому мы сейчас вместе с Информационно-рейтинговым центром анализируем методологию рейтингов, наши успехи и/или неудачи, возможности продвижения в них.
И об этом есть смысл поговорить подробнее. Если оглянуться на историю возникновения и развития рейтингов, которые мы упомянули, то рейтинг ARWU был создан по инициативе Правительства Китая, когда в стране должен был стартовать ряд проектов по обучению китайских граждан в других странах. Для этого потребовались некоторые объективные параметры оценки зарубежных вузов, в которые имеет смысл направлять на обучение китайских ребят и вкладывать весьма солидные государственные инвестиции на подготовку академической элиты страны. Академический рейтинг университетов мира (The Academic Ranking of World Universities, ARWU, Шанхайский рейтинг) впервые был опубликован в июне 2003 года Центром исследования университетов мирового класса (CWCU) Академии высшего образования Шанхайского университета Цзяотун (Китай). Он представляет топ-500 вузов и обновляется ежегодно. Шанхайский рейтинг считается одним из наиболее объективных, т.к. в его методике не учитывается субъективное мнение экспертов, не проводится сбор данных от вузов, а вся информация берется из открытых публичных источников. Показатели, которые использует Шанхайский рейтинг, включают наличие нобелевских лауреатов среди сотрудников (получение премии или ее аналога в период работы в университете) и выпускников университетов, наличие высокоцитируемых ученых, перечень которых известен всему миру и, как мы понимаем, ограничен.
Рейтинг QS (Quacquarelli Symonds Limited) существует с 2004 года и был разработан в партнерстве с журналом The Time’s Higher Education (THE). Топ-лист QS изначально включал 600 университетов, в 2015 году он был расширен до 800. В 2009-2010 годах издательство THE впервые самостоятельно опубликовало мировой рейтинг вузов, включив в топ-лист 400 университетов, а с 2015 года публикует топ-800 .
Таким образом, теперь существует два независимых рейтинга – компании QS и издательства THE. Оба рейтинга используют экспертные оценки. Например, в институциональном рейтинге QS экспертное мнение составляет 50%, вторая часть оценки – библиометрические показатели. В предметных рейтингах репутация может составлять 100% общей оценки. Практически каждый год в методологии рейтингов происходят изменения, и не только относительно «видимой» части списка вузов в рейтингах.
Есть и другие особенности формирования рейтингов, которые полезно знать, чтобы планировать в них свое продвижение. Например, рейтинги бывают институциональные, отраслевые, предметные, организованные по географическому и возрастному принципу, рейтинги работодателей, привлекательности и т.д. Обязательства ВШЭ и других российских вузов в Проекте 5-100 ограничиваются позициями в институциональном рейтинге, в отраслевых и предметных рейтингах.
Например, QS опубликовал в 2015 году институциональный рейтинг, рейтинг стран БРИКС, рейтинг университетов в возрасте до 50 лет, рейтинги по пяти областям и по 36 из 48 выделенных предметов. THE опубликовал также институциональный рейтинг, рейтинг стран БРИКС, рейтинг университетов в возрасте до 50 лет, рейтинги по шести областям, но предметных рейтингов у него пока нет. В ноябре 2015 года руководство издательства после внимательного знакомства со спецификой российских вузов официально объявило о возможности публикации в 2016 году рейтингов по 24 предметам.
Что касается продвижения Вышки в рейтингах, то мы, как и другие российские вузы, наиболее эффективное продвижение можем обеспечить в отраслевых и предметных рейтингах, наращивая свою репутацию в глобальном академическом пространстве. Это вполне возможно, так как исторически российская наука развивалась в академических институтах, тогда как в других странах научные исследования всегда были неотъемлемой частью деятельности университетов. И в институциональных рейтингах это обстоятельство сразу же проявилось: российские вузы (за исключением МГУ) занимают в них лишь позиции, начиная с 400-й, а большинство вузов находится на позициях 500+.
В каких еще мировых рейтингах участвует Вышка?
Вышка участвует в рейтингах QS и THE начиная с 2008 года. Кроме того, мы представляем данные в рейтинг U-Multirank с момента его апробации в 2011 году, а также участвуем в рейтинге Webometrix, который использует оценку сайтов вузов. U-Multirank – это скорее не рейтинг, а система ранжирования и бенчмаркинга университетов. Разработка рейтинга была инициирована Евросоюзом в 2009 году и базировалась на экспериментах с U-Map. Первая редакция U-Multirank вышла в свет в апреле-мае 2014 года и включала в себя несколько отдельных рейтингов, в том числе общий рейтинг и четыре предметных. Наши позиции пока в этом рейтинге незаметны.
Что можно сказать о позициях ВШЭ в мировых рейтингах и каковы наши перспективы?
Результаты, опубликованные рейтинговым агентством QS в 2015 году, показали наши значительные успехи в предметных и отраслевых рейтингах, и прежде всего в наших исторически сложившихся профильных направлениях – в областях «Социально-экономические науки и менеджмент» (161-я позиция, в 2014 году – 232-я позиция), «Гуманитарные науки и искусство» (289-я позиция), а также в предметах «Изучение социально-экономического и политического развития» (группа 50-100), «Экономика и эконометрика», «Социология» и «Философия» (группа 150-200 по каждому предмету).
В THE Вышка пока не вошла в рейтинговый лист, поскольку не преодолела в 2010 году порог, который установило издательство для вхождения в рейтинг, – +200 публикаций ежегодно. По нашим оценкам, если бы Вышка преодолела этот входной барьер, то могла бы рассчитывать на позицию в группе 600-700. Поэтому мы надеемся, что на следующий год ВШЭ уже будет представлена в списке институционального рейтинга THE.
Конечно, успех наших предметов складывается из многолетнего труда ученых Вышки, которые активно занимаются исследованиями, публикуют свои результаты. Но число публикаций является только порогом вхождения в список вузов, по которым делается расчет рейтинговых показателей. Важной составляющей рейтингов, как было сказано выше, является цитируемость результатов исследований (самоцитирования исключаются), репутация, которая создается годами.
В настоящее время Информационно-рейтинговый центр провел детальный анализ публикационной активности и других показателей ВШЭ по предметам. Соответствующая презентация будет представлена академическому сообществу Вышки до конца года. И этот анализ показал значительный вклад в наше продвижение в рейтингах международных лабораторий, проект по созданию которых стартовал еще в 2011 году в рамках реализации Программы развития ВШЭ как национального исследовательского университета. Достаточно привести несколько цифр: вклад публикаций сотрудников международных лабораторий в рейтинг 2016 года по предмету «Математика» составит 25%, «Информатика и информационные технологии» – 15%, «Экономика и эконометрика» – 10% (рис. 1).
Если говорить о вкладе факультетов в предметные рейтинги, то каждый факультет представлен практически в каждом предмете. Мы наблюдаем, как правило, такие ситуации. Публикации факультета делают вклад в 3-7 предметов, причем, как правило, вклад в один предмет составляет от 30 до 70%, тогда вклад в остальные предметы составляет менее 20%.
Если же говорить о том, как факультетские публикации распределены по предметам, то здесь наблюдаются две ситуации. Первая – факультет имеет высокий вклад в один предмет – до 70%, еще по одному предмету – до 20% и еще 2-3 предмета с долей публикаций на факультете по этим предметам от 1 до 5%. Это такие факультеты, как факультет математики, факультет компьютерных наук, МИЭМ, факультет права (рис. 2).
Рис. 2. Распределение публикаций факультета по предметам, выделяемым рейтинговым агентством QS (первый тип)
И вторая ситуация, когда публикации по 2-3 предметам составляют 15-25%, а еще по 7-8 предметам – от 1 до 10% (рис. 3).
Рис. 3. Распределение публикаций факультета по предметам, выделяемым рейтинговым агентством QS (второй тип)
Почему мы выбрали для анализа рейтинг QS?
Подробный анализ нашего продвижения в рейтинге QS мы сделали, конечно, не случайно. Во-первых, с этим агентством мы работаем уже много лет, и за эти годы стала понятна методология, общие подходы к оцениванию вузов, несмотря на то что изменения происходят постоянно и угадать и предсказать их мы не можем. Во-вторых, у ВШЭ уже есть определенные успехи в предметных рейтингах, и мы имеем возможность анализировать наши результаты. Учитывая, что из всех рейтингов в QS доля экспертного блока самая высокая, нам нужно сконцентрировать свои усилия на продвижении ВШЭ в академическом пространстве. Пороги по 17 предметам у нас уже пройдены в этом году, поэтому при сохранении тех же условий вхождения в рейтинг у нас высокие шансы в ближайшие годы увидеть Вышку в рейтингах по более широкому перечню предметов, чем сейчас.
THE больше ориентирован на библиометрическую составляющую, и с этой точки зрения он более объективен. Но у него пока нет предметных рейтингов, что сильно затрудняет наше продвижение в нем. Кроме того, методология THE более закрыта и нам менее понятна, чем методология QS. QS открыто публикует свою методологию, и мы на ее основе можем делать подробную аналитику для университета.
Но, имея возможность анализа нашего продвижения в рейтинге, мы пока не можем преодолеть некоторые внутренние проблемы учета данных, что позволило бы нам сделать более точный прогноз и сконцентрировать некоторые наши точечные усилия.
Есть много рабочих моментов, которые требуют улучшения. Почему мы, имея топовые позиции по той же математике и информационным технологиям, до сих пор не имеем единой информационной системы в университете? Почему у нас портал лучше работает, чем другие аналитические системы? Например, мы до сих пор не можем в автоматическом режиме учитывать через портал все выполненные нашими сотрудниками публикации, их привязку к подразделениям и предметам. Приходится вручную отсматривать публикации, персонально привязывая к названию каждой публикации, к каждой фамилии подразделение, в котором состоит автор. Если нужно сделать внешний анализ университета – нет проблем. Но как только мы хотим заглянуть внутрь университета… Это технические проблемы, но, оказывается, и они могут создавать трудности в понимании нашего продвижения в этих самых мировых рейтингах.