• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышка в рейтингах

В декабрьском выпуске «Окон роста» о международных рейтингах университетов и участии в них Высшей школы экономики рассказывает директор Программы развития Ирина Карелина.

 

Карелина Ирина Георгиевна

Директор программы развития ВШЭ

 




Вышка в числе 21 российского вуза (до 2015 года таких вузов было 15) вошла в проект Минобрнауки России, известный под названием «Проект 5-100», целевой ориентир которого определен в Указе Президента РФ и предполагает вхождение к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировым рейтингам.

Рекомендации по выбору таких рейтингов согласно своему Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ, разрабатывает Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

В требования конкурсной документации для вузов, подавших свои заявки на участие в Проекте 5-100, уже вошли такие рейтинги, как QS, THE, ARWU.

И на часто задаваемые вопросы «Нужны ли нам эти рейтинги?», «Насколько серьезно к ним относиться?» и «Нужно ли подстраиваться под них?» можно ответить так.

Вышка определила свои обязательства продвижения в рейтингах QS и THE, которые отражены в ее конкурсной документации. Причем конкурсную комиссию этот выбор обязательств устроил, и в числе 15 вузов-победителей из 54 участников конкурса Вышка вошла в программу повышения конкурентоспособности. Поэтому ответ на вопрос «Нужны ли нам рейтинги?» – да, нужны, мы в проекте и имеем соответствующие обязательства.

Насколько серьезно к ним нужно относиться? От выполнения вузом взятых на себя обязательств зависит размер субсидии, выделяемой участникам проекта, поэтому относиться нужно как к обязательствам.

Нужно ли подстраиваться под них? Нет, рейтинги, конечно, не могут быть самоцелью, особенно учитывая особенности методологии каждого из них и, главное, ее неустойчивость. Но использовать свои преимущества, в том числе результаты продвижения в рейтингах, безусловно, нужно.

Наверное, поэтому мы сейчас вместе с Информационно-рейтинговым центром анализируем методологию рейтингов, наши успехи и/или неудачи, возможности продвижения в них.

И об этом есть смысл поговорить подробнее. Если оглянуться на историю возникновения и развития рейтингов, которые мы упомянули, то рейтинг ARWU был создан по инициативе Правительства Китая, когда в стране должен был стартовать ряд проектов по обучению китайских граждан в других странах. Для этого потребовались некоторые объективные параметры оценки зарубежных вузов, в которые имеет смысл направлять на обучение китайских ребят и вкладывать весьма солидные государственные инвестиции на подготовку академической элиты страны. Академический рейтинг университетов мира (The Academic Ranking of World Universities, ARWU, Шанхайский рейтинг) впервые был опубликован в июне 2003 года Центром исследования университетов мирового класса (CWCU) Академии высшего образования Шанхайского университета Цзяотун (Китай). Он представляет топ-500 вузов и обновляется ежегодно. Шанхайский рейтинг считается одним из наиболее объективных, т.к. в его методике не учитывается субъективное мнение экспертов, не проводится сбор данных от вузов, а вся информация берется из открытых публичных источников. Показатели, которые использует Шанхайский рейтинг, включают наличие нобелевских лауреатов среди сотрудников (получение премии или ее аналога в период работы в университете) и выпускников университетов, наличие высокоцитируемых ученых, перечень которых известен всему миру и, как мы понимаем, ограничен.

Рейтинг QS (Quacquarelli Symonds Limited) существует с 2004 года и был разработан в партнерстве с журналом The Time’s Higher Education (THE). Топ-лист QS изначально включал 600 университетов, в 2015 году он был расширен до 800. В 2009-2010 годах издательство THE впервые самостоятельно опубликовало мировой рейтинг вузов, включив в топ-лист 400 университетов, а с 2015 года публикует топ-800 .

Таким образом, теперь существует два независимых рейтинга – компании QS и издательства THE. Оба рейтинга используют экспертные оценки. Например, в институциональном рейтинге QS экспертное мнение составляет 50%, вторая часть оценки – библиометрические показатели. В предметных рейтингах репутация может составлять 100% общей оценки. Практически каждый год в методологии рейтингов происходят изменения, и не только относительно «видимой» части списка вузов в рейтингах.

Есть и другие особенности формирования рейтингов, которые полезно знать, чтобы планировать в них свое продвижение. Например, рейтинги бывают институциональные, отраслевые, предметные, организованные по географическому и возрастному принципу, рейтинги работодателей, привлекательности и т.д. Обязательства ВШЭ и других российских вузов в Проекте 5-100 ограничиваются позициями в институциональном рейтинге, в отраслевых и предметных рейтингах.

Например, QS опубликовал в 2015 году институциональный рейтинг, рейтинг стран БРИКС, рейтинг университетов в возрасте до 50 лет, рейтинги по пяти областям и по 36 из 48 выделенных предметов. THE опубликовал также институциональный рейтинг, рейтинг стран БРИКС, рейтинг университетов в возрасте до 50 лет, рейтинги по шести областям, но предметных рейтингов у него пока нет. В ноябре 2015 года руководство издательства после внимательного знакомства со спецификой российских вузов официально объявило о возможности публикации в 2016 году рейтингов по 24 предметам.

Что касается продвижения Вышки в рейтингах, то мы, как и другие российские вузы, наиболее эффективное продвижение можем обеспечить в отраслевых и предметных рейтингах, наращивая свою репутацию в глобальном академическом пространстве. Это вполне возможно, так как исторически российская наука развивалась в академических институтах, тогда как в других странах научные исследования всегда были неотъемлемой частью деятельности университетов. И в институциональных рейтингах это обстоятельство сразу же проявилось: российские вузы (за исключением МГУ) занимают в них лишь позиции, начиная с 400-й, а большинство вузов находится на позициях 500+.

В каких еще мировых рейтингах участвует Вышка?

Вышка участвует в рейтингах QS и THE начиная с 2008 года. Кроме того, мы представляем данные в рейтинг U-Multirank с момента его апробации в 2011 году, а также участвуем в рейтинге Webometrix, который использует оценку сайтов вузов. U-Multirank – это скорее не рейтинг, а система ранжирования и бенчмаркинга университетов. Разработка рейтинга была инициирована Евросоюзом в 2009 году и базировалась на экспериментах с U-Map. Первая редакция U-Multirank вышла в свет в апреле-мае 2014 года и включала в себя несколько отдельных рейтингов, в том числе общий рейтинг и четыре предметных. Наши позиции пока в этом рейтинге незаметны.

Что можно сказать о позициях ВШЭ в мировых рейтингах и каковы наши перспективы?

Результаты, опубликованные рейтинговым агентством QS в 2015 году, показали наши значительные успехи в предметных и отраслевых рейтингах, и прежде всего в наших исторически сложившихся профильных направлениях – в областях «Социально-экономические науки и менеджмент» (161-я позиция, в 2014 году – 232-я позиция), «Гуманитарные науки и искусство» (289-я позиция), а также в предметах «Изучение социально-экономического и политического развития» (группа 50-100), «Экономика и эконометрика», «Социология» и «Философия» (группа 150-200 по каждому предмету).

В THE Вышка пока не вошла в рейтинговый лист, поскольку не преодолела в 2010 году порог, который установило издательство для вхождения в рейтинг, – +200 публикаций ежегодно. По нашим оценкам, если бы Вышка преодолела этот входной барьер, то могла бы рассчитывать на позицию в группе 600-700. Поэтому мы надеемся, что на следующий год ВШЭ уже будет представлена в списке институционального рейтинга THE.

Конечно, успех наших предметов складывается из многолетнего труда ученых Вышки, которые активно занимаются исследованиями, публикуют свои результаты. Но число публикаций является только порогом вхождения в список вузов, по которым делается расчет рейтинговых показателей. Важной составляющей рейтингов, как было сказано выше, является цитируемость результатов исследований (самоцитирования исключаются), репутация, которая создается годами.

В настоящее время Информационно-рейтинговый центр провел детальный анализ публикационной активности и других показателей ВШЭ по предметам. Соответствующая презентация будет представлена академическому сообществу Вышки до конца года. И этот анализ показал значительный вклад в наше продвижение в рейтингах международных лабораторий, проект по созданию которых стартовал еще в 2011 году в рамках реализации Программы развития ВШЭ как национального исследовательского университета. Достаточно привести несколько цифр: вклад публикаций сотрудников международных лабораторий в рейтинг 2016 года по предмету «Математика» составит 25%, «Информатика и информационные технологии» – 15%, «Экономика и эконометрика» – 10% (рис. 1).

Рис. 1. Вклад публикаций международных лабораторий по предметам, выделяемым рейтинговым агентством QS



Если говорить о вкладе факультетов в предметные рейтинги, то каждый факультет представлен практически в каждом предмете. Мы наблюдаем, как правило, такие ситуации. Публикации факультета делают вклад в 3-7 предметов, причем, как правило, вклад в один предмет составляет от 30 до 70%, тогда вклад в остальные предметы составляет менее 20%.

Если же говорить о том, как факультетские публикации распределены по предметам, то здесь наблюдаются две ситуации. Первая – факультет имеет высокий вклад в один предмет – до 70%, еще по одному предмету – до 20% и еще 2-3 предмета с долей публикаций на факультете по этим предметам от 1 до 5%. Это такие факультеты, как факультет математики, факультет компьютерных наук, МИЭМ, факультет права (рис. 2).

Рис. 2. Распределение публикаций факультета по предметам, выделяемым рейтинговым агентством QS (первый тип)




И вторая ситуация, когда публикации по 2-3 предметам составляют 15-25%, а еще по 7-8 предметам – от 1 до 10% (рис. 3).

Рис. 3. Распределение публикаций факультета по предметам, выделяемым рейтинговым агентством QS (второй тип)




Почему мы выбрали для анализа рейтинг QS?

Подробный анализ нашего продвижения в рейтинге QS мы сделали, конечно, не случайно. Во-первых, с этим агентством мы работаем уже много лет, и за эти годы стала понятна методология, общие подходы к оцениванию вузов, несмотря на то что изменения происходят постоянно и угадать и предсказать их мы не можем. Во-вторых, у ВШЭ уже есть определенные успехи в предметных рейтингах, и мы имеем возможность анализировать наши результаты. Учитывая, что из всех рейтингов в QS доля экспертного блока самая высокая, нам нужно сконцентрировать свои усилия на продвижении ВШЭ в академическом пространстве. Пороги по 17 предметам у нас уже пройдены в этом году, поэтому при сохранении тех же условий вхождения в рейтинг у нас высокие шансы в ближайшие годы увидеть Вышку в рейтингах по более широкому перечню предметов, чем сейчас.

THE больше ориентирован на библиометрическую составляющую, и с этой точки зрения он более объективен. Но у него пока нет предметных рейтингов, что сильно затрудняет наше продвижение в нем. Кроме того, методология THE более закрыта и нам менее понятна, чем методология QS. QS открыто публикует свою методологию, и мы на ее основе можем делать подробную аналитику для университета.

Но, имея возможность анализа нашего продвижения в рейтинге, мы пока не можем преодолеть некоторые внутренние проблемы учета данных, что позволило бы нам сделать более точный прогноз и сконцентрировать некоторые наши точечные усилия.

Есть много рабочих моментов, которые требуют улучшения. Почему мы, имея топовые позиции по той же математике и информационным технологиям, до сих пор не имеем единой информационной системы в университете? Почему у нас портал лучше работает, чем другие аналитические системы? Например, мы до сих пор не можем в автоматическом режиме учитывать через портал все выполненные нашими сотрудниками публикации, их привязку к подразделениям и предметам. Приходится вручную отсматривать публикации, персонально привязывая к названию каждой публикации, к каждой фамилии подразделение, в котором состоит автор. Если нужно сделать внешний анализ университета – нет проблем. Но как только мы хотим заглянуть внутрь университета… Это технические проблемы, но, оказывается, и они могут создавать трудности в понимании нашего продвижения в этих самых мировых рейтингах.


Этот выпуск «Окон роста» целиком, а также все предыдущие выпуски, читайте по этой ссылке в формате PDF

24 декабря, 2015 г.