Расскажите о своем опыте участия в проекте Coursera. Как вы готовили свой курс? Как оцениваете обратную связь, которую получаете?
Дмитрий Дагаев, заместитель проректора, доцент кафедры высшей математики, автор онлайн-курса «Теория игр»
Идея подготовки онлайн-курса «Теория игр» пришла мне в голову в тот момент, когда Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ объявила открытый конкурс на подготовку курсов для платформы Coursera. К этому моменту (лето 2014 года) у меня уже был устоявшийся курс по теории игр: я читал курс, который можно назвать прототипом будущего онлайн-курса, в течение четырех лет на двух факультетах Вышки. Переход в онлайн-формат показался мне отличной возможностью сделать обучение доступным для всех желающих.
После того как я узнал, что заявка одобрена, начался девятимесячный марафон напряженной работы. Надо понимать, что лектор никогда не сможет подготовить онлайн-курс в одиночку. Мои ассистенты Жанна Гоноцкая и Надежда Котова де-факто стали полноправными соавторами этого проекта. Первые полтора-два месяца мы работали над презентациями для лекций. В это время мы встречались с Жанной и Надей несколько раз в неделю и многократно вычитывали и переделывали одни и те же слайды, придираясь к каждой мелочи, которая могла бы показаться некорректной с математической точки зрения или затруднить восприятие материала. Следующие два месяца прошли под знаком записи лекций на видео. О, я отчетливо помню свою первую записанную лекцию! Я молниеносно проговорил все за тридцать пять минут, после чего сказал операторам: «Это никуда не годится, снимаем еще раз с самого начала». Вторая попытка длилась уже больше часа, но и ее я позже решу переснять. Начиная с третьей лекции, я научился получать удовольствие от процесса. Самое сложное в этом деле – это приспособиться к обстановке, когда вместо студентов в зале стоит одинокая камера и ты не получаешь никакой обратной связи.
Монтаж начался сразу после записи основной части лекций и продолжался даже тогда, когда курс уже стартовал. Благодаря профессиональной работе операторов, монтажеров и Жанны Гоноцкой нам удалось довольно быстро найти удобный формат для обмена пожеланиями о тех или иных исправлениях. А с Надей Котовой мы в это время работали над еженедельными тестовыми заданиями. Наконец, когда курс стартовал, мы на три месяца почувствовали себя в роли родителей новорожденных детей: отлучишься от форума курса на несколько часов – пиши пропало.
Технически самой сложной частью курса была, пожалуй, организация турниров, в которых могли принять участие все слушатели и которые были направлены на закрепление понимания теоретико-игровых концепций. После проведения очередного турнира мы обсуждали на форуме его результаты. Впрочем, некоторые слушатели не могли дождаться результатов турнира и приступали к самостоятельному моделированию! За их рассуждениями было очень интересно наблюдать со стороны. Общение со слушателями позволило мне по-новому взглянуть на некоторые сюжеты курса и скорректировать тот курс, который я читаю в Вышке.
Игорь Ким, доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук, автор онлайн-курса «Экономика для неэкономистов»
Было страшновато, не хотелось потерять лицо, опозорить свой университет. Ведь подобный курс читают очень многие, поскольку для экономистов он, по сути, вводный. Так что я ожидал, что мою работу будут придирчиво и ревностно оценивать коллеги из других вузов, сравнивать со своей. Мои переживания и страхи вылились в то, что я очень серьезно готовился, чтобы не ударить в грязь лицом.
А с Coursera я был знаком задолго до того, как мне предложили принять участие в этом проекте. Я прослушал достаточно много предлагаемых ею онлайн-курсов, потому что мне было интересно, как преподают экономику мои коллеги в других странах. Что-то интересное я взял на заметку, а в некоторых случаях понял, что можно сделать и лучше. Но главное, я побывал в шкуре студента такого онлайн-курса и, начав разрабатывать свой, старался создать для слушателей как можно более комфортные условия.
Было много предварительной работы, связанной с разработкой структуры и содержания курса. Необходимо, чтобы повествование было логичным и связным, способным удержать внимание аудитории на протяжении всей лекции. Я подолгу подбирал яркие и по возможности смешные ключевые картинки для слайдов, этакие визуальные якоря, которые помогали бы лучше запомнить материал. Поскольку я не мог использовать доску, как на традиционных лекциях, пришлось готовить достаточно большое количество анимированных слайдов, для того чтобы сделать картинку более динамичной. Потом началась основная техническая работа над курсом, связанная с записью лекций, редактированием видео. Когда курс стартовал, нужно было вести форум, отвечать на вопросы, решать возникающие технические проблемы. В этой работе мне здорово помогали мои коллеги-ассистенты. Мы старались как можно оперативнее реагировать, мониторили форум курса хотя бы каждые 6-8 часов. Бывало, приходилось подолгу думать над тем, как лучше ответить на тот или иной вопрос, или даже собирать дополнительную информацию для полного ответа. Вопросы иногда были интересными, иногда странными, иногда очень непростыми. Были шикарные комментарии, связанные с личным опытом слушателей. Так, одна наша слушательница писала много интересного про свой бизнес, про экономические издержки, про плановую экономику, связывая это с теми темами, которые разбирались в рамках курса. А другой слушатель выдавал длинные посты – на две страницы! И мы в свою очередь старались достойно ответить.
Часто отличные ответы своим товарищам давали сами слушатели – и здорово нам помогали. Было много дельных предложений по улучшению курса, которые мы старались оперативно реализовывать. Также нам помогли выловить кучу ошибок и опечаток. В целом обратная связь наполняла нашу работу позитивом и здорово поддерживала боевой дух нашей команд, ведь мы получали много положительных отзывов! Наверное, это помогло с честью закончить проект, ведь, откровенно говоря, я не ожидал, что работы окажется настолько много. Фактически в период подготовки курса у меня даже не оставалось времени на другие виды деятельности, например научную.
Борис Демешев, старший преподаватель департамента прикладной экономики факультета экономических наук, автор курса «Эконометрика»
Перед началом курса я придумал задания и примерный план лекций. В плане подготовки особых отличий онлайн-формата от офлайна я не обнаружил. В плане проработки все то же самое. Только все это нужно сделать заранее, внести в систему Coursera, придумать несколько вариантов одних и тех же задач.
Кроме этого, было много итераций видео. Если в реальности ты просто читаешь лекцию, и все, здесь еще предстоит так или иначе участвовать в монтаже видео, готовить подписи к нему.
Чувствуешь большую ответственность при планировании записи курса. Если при чтении обычной лекции ты начал рассказывать про сюжет А, но не закончил, пообещав сделать это в следующий раз, это нормально. В случае же онлайн-курса каждая лекция должна представлять из себя законченный блок, поэтому при записи каждой конкретной лекции на определенную тему ты должен быть уверен, что уложишься в отведенное тебе время.
Есть форум, где слушатели могут оставлять свои отзывы, задавать вопросы и т.д. Каждый день кто-то из трех ассистентов, работавших над данным курсом, заглядывал на форум и отвечал на вопросы. Когда несколько человек задавали примерно одни и те же вопросы по одной теме, мы размещали дополнительные материалы на эту тему. При этом саму видеолекцию мы изменить или расширить уже не могли, так как это все готовилось заранее и заняло большое количество времени.
Какие советы вы бы дали преподавателю, который хочет подготовить курс для Сoursera? Как сделать успешный курс? В чем, на ваш взгляд, секрет успеха вашего курса?
Во-первых, надо все время быть вместе со своими слушателями. Уже на этапе проработки программы курса надо четко представлять себе тех, кто запишется на твой курс, и адаптировать программу к их потребностям. В отличие от занятий в университете, слушатель может не дать преподавателю второго шанса: если курс не будет соответствовать ожиданиям, то слушатель быстро закроет окно. В этом смысле особенно важны самые первые минуты и самые первые лекции. А во время обучения надо постоянно реагировать на обратную связь от слушателей, отвечать на вопросы и оперативно исправлять допущенные ляпы. Самый главный недостаток онлайн-обучения, серьезно снижающий его эффективность, состоит именно в невозможности постоянного контакта с преподавателем, и лектор должен приложить все усилия, чтобы компенсировать этот недостаток, сделав такой контакт максимально доступным.
Во-вторых, создатели курса должны работать одной командой. Это касается лектора, его ассистентов, операторов, монтажеров, администраторов – в общем, всех, кто имеет отношение к созданию курса. На протяжении курса неизбежно будут возникать острые моменты. Нужно уметь обходить их, не нанося ущерба учебному процессу. От того, насколько члены команды готовы прийти на помощь друг другу, во многом
Игорь Ким
Большая проблема онлайн-курсов состоит в том, что у лектора нет непосредственной обратной связи. Фактически ты начитываешь видео в пустоту, не видишь глаз, не получаешь реакции на то, что ты делаешь. Лично я в такой ситуации частично представлял себе аудиторию, частично – рассказывал ребятам, которые меня снимали. Так что преподавателю онлайн-курса трудно, это отмечают все записывающие видеолекции. Но помните, что слушателю может быть еще труднее! Попытайтесь стать на место вашего будущего онлайн-студента, понять, каково будет другому человеку (который, вполне вероятно, совершенно не является специалистом в изучаемой теме) слушать то, что вы рассказываете. Онлайн-курс должен быть очень дружественным к пользователю. Кроме того, курс обязательно должен заинтересовать, принести максимум пользы. Иначе его просто не будут посещать, ведь интернет-студент, в отличие от обычного студента, обязанного посещать лекции, свободен в любой момент перейти на другой сайт или вообще просто выключить компьютер.
И последнее: если перед записью курса (как и перед любым другим публичным выступлением) есть волнение, это нормально. Мой личный опыт показывает, что такое волнение отлично лечится тщательной подготовкой, тренировками, репетициями. Чем страшнее, тем больше готовьтесь, и страх уйдет!
Особых секретов, на мой взгляд, здесь нет. Есть одна техническая хитрость. Дело в том, что запись курса де-факто начиналась не с первой лекции, а с пятой, т.е. лекции записывались в обратном порядке. Для чего это делается? Естественно, что, когда человек снимается в первый раз, он может немного стесняться, и лекция может выйти не совсем удачной. Когда слушатель смотрит первую лекцию и видит, как лектор тушуется, он может и не записаться на этот курс. А когда первая по порядку лекция является пятой записанной, то в этом случае во время записи он чувствует себя более уверенно.
Кроме того, я не ожидал, что работа после записи лекции займет такое количество времени. Я думал, что просто подготовлю слайды, отмечу время их появления во время лекции, и на этом моя работа закончится. Но все равно возникали различные проблемы, поэтому приходилось много раз редактировать видео. Насчитывалось порядка десяти итераций одного видео. Поэтому не надо надеяться, что у вас получится быстро записать и откорректировать свой онлайн-курс. Надо закладывать на этот процесс больше времени.
Несмотря на наличие форума, обратной связи все же не хватает, поэтому до конца не знаешь, как реагирует аудитория. И я пришел к выводу, что в онлайн-лекциях должно быть «больше ада». Что это означает? Если у вас, к примеру, есть сомнения, пошутить или нет, лучше пошутить. На мой взгляд, онлайн-курсы отличаются от офлайн-курсов тем, что им присущ определенный формализм, который может оттолкнуть аудиторию. Поэтому во время записи стоит добавлять в лекцию больше живых моментов. Лучше, если ваш курс будет более живым..
Полный список массовых открытых онлайн-курсов НИУ ВШЭ можно посмотреть по этой ссылке: https://elearning.hse.ru/mooc
Этот выпуск «Академической среды» целиком, а также все предыдущие выпуски, читайте по этой ссылке в формате PDF