Вышка на Национальной платформе открытого образования: как создать онлайн-курсы?
В этом выпуске «Академической среды» преподаватели, записавшие свои курсы для Национальной платформы открытого образования, рассказывают об опыте участия в проекте и делятся советами по подготовке онлайн-курсов.
Ольга Гулевич, профессор департамента психологии факультета социальных наук Около двух лет назад я делала для Национальной платформы открытого образования полугодовой курс по социальной психологии. Идея создания онлайн-курса исходила от руководства факультета. Я раньше никогда с такой большой аудиторией не работала, мне стало интересно, как это делается, и я согласилась. У меня уже были какие-то наработки: фрагменты из фильмов с пояснениями, иллюстрации, которые я использовала в очных лекциях, и мне показалось, что в онлайн-курсе они будут еще полезнее. Так эта идея и начала реализовываться. В организационном отношении было интересно взаимодействовать с нашей Дирекцией по онлайн-обучению – планировать съемку. Это был очень любопытный опыт, потому что я никогда не выступала перед камерой так долго и так структурированно. Было сложно читать курс в отсутствие живой аудитории.
_______________________________________________________
Все-таки работать на камеру – это не то же самое, что читать лекцию в аудитории. Ты не видишь, насколько слушатели понимают, что ты говоришь, не видишь реакции, ты можешь ориентироваться только на себя.
_______________________________________________________
Весь курс был записан в короткие сроки – менее чем за две недели. На протяжении 12 дней с утра либо после обеда
три-четыре часа я стояла перед камерой. Это физически трудно. Но вообще это очень интересно.
В качестве дополнительного материала я записала
интервью с экспертами, т.е. с коллегами на факультете и с представителями бизнеса, чья профессиональная деятельность так или иначе связана с социальной психологией. Много технических сложностей возникло уже в процессе запуска курса, большей частью от нас не зависящих.
_______________________________________________
Особенность онлайн-курса – то, что, с одной стороны, курс создается для того, чтобы дальше существовать независимо от преподавателя, а с другой стороны, он нуждается в постоянной поддержке и развитии.
_______________________________________________
Первый урок, который я для себя извлекла после запуска курса на платформе, – надо очень
аккуратно готовить сопроводительные материалы и презентации, тщательно проверять все не только своими силами, потому что, сколько мы с коллегами ни проверяли слайды, люди все равно находили там ошибки и реагировали на это по-разному.
Второй урок: интересующихся людей очень много.Другое дело, что это не совсем студенческая аудитория. В начале прошлого полугодия был проведен социологический опрос, чтобы узнать, кто записывается на онлайн-курсы. Результаты нас удивили.Оказалось, что это в большинстве своем уже закончившие университеты люди, работающие в частном секторе или временно неработающие (например, находящиеся в декретном отпуске), которым просто интересен предмет. Эта
аудитория старше студенческой по возрасту, у нее более высокий уровень образования.
Потрясающим открытием стало то, что
слушатели всегда готовы тебе помочь. Время от времени случались накладки. Например, один раз мы внесли в тест неправильный вариант. Меня в тот момент не было, мой ассистент заболел, и всю неделю продолжался хаос, но даже в этой напряженной ситуации слушатели все равно оставались с нами. Я потом читала форум, люди писали друг другу: «Успокойтесь, подождите, сейчас все будет». Если возникают какие-то сложности и ты бросаешь клич: «У нас много ошибок, если вы заметили ошибку – присылайте, мы будем исправлять», – они очень доброжелательно тебя поправляют, пытаясь сохранить твою самооценку, и это очень приятно. Еще я поняла, что некоторым слушателям онлайн-курсов, не многим, но некоторым,
не хватает прямой связи. Во втором потоке раз в месяц я стала делать вебинары, на которых я отвечала на вопросы. И люди потом просили: «Выложите записи, пожалуйста, я хочу послушать». Выяснилось, что такой формат им тоже интересен, хотя, казалось бы, есть лекции. Но какой-то части аудитории все-таки нужен прямой контакт.
Когда мы еще планировали первый курс по социальной психологии, я уже начала задумываться о новом отдельном курсе по коммуникациям. Мои идея нашла подтверждение в вопросах слушателей моего курса. Это тема, которая зацепила аудиторию. Я посмотрела, какие вопросы задавали, и в конце прошлого полугодия объявила курс по коммуникациям, предложив заинтересованным лицам подумать, что бы они хотели услышать. И люди присылали свои предложения, из которых выросли целые разделы курса, изначально не планировавшиеся. В какой-то момент мне показалось, что наука наукой, но люди задают очень конкретные, практические вопросы, и решила, что
нужно делать курс прикладным. Администрация факультета была готова поддержать создание курса в таком формате. В итоге эта практическая направленность определила стиль курса.
Еще одна
любопытная история связана с темой межгрупповых отношений. Выяснилось, что слушатели
не хотели обсуждать вопросы из области групповых конфликтов – все, что так или иначе связано с общественной жизнью. Мне кажется, это очень показательно для нашей страны. И мы с коллегами решили, что второй курс по психологии межгрупповых отношений нужно посвятить ровно этой теме, чтобы показать, что: а) это важная область социальной психологии; б) эта область нас всех касается.
Я могу
посоветовать коллегам, во-первых,
хорошо подумать, нужен ли вам действительно онлайн-курс, потому что за ним придется постоянно «ухаживать». История, когда вы посылаете своего ассистента устранить какие-то технические неполадки, – это не про онлайн-курс. Кроме ассистента должен работать еще и сам преподаватель. Ассистент не всегда может ответить на вопросы, и слушателям бывает интересно послушать преподавателя.
Это всегда большая ответственность.
Второй совет касается обратной связи.
Обратная связь будет разная – как позитивная, так и негативная. Но из-за этого не стоит переживать, надо реагировать. Диалог со слушателями после того, как лекции записаны и прочитаны, все равно сохраняется. Если вы запустили курс, нужно быть всегда к этому готовым.
Тамара Теплова, профессор департамента финансов факультета экономических наук В 2016 году я подготовила специализацию для платформы Coursera (пять курсов и проект) и два курса для Национальной платформы. При подготовке онлайн-курса
я бы посоветовала преподавателю
добавить в курс больше задач и тестов. Как показал мой опыт, благодаря им будет формироваться мотивация на внимательное изучение лекций и чтение материалов. Для себя я однозначно сделала вывод, что
надо сначала давать «квест». Показать, как много можно потерять денег, следуя ответам непосвященного слушателя. Только так, показав слушателю, чем может обернуться его незнание на реальном финансовом рынке, далее уже учить, разъяснять, как надо было считать, сопоставлять.
Маргарита Зобнина, приглашенный преподаватель кафедры стратегического маркетинга Школы бизнеса и делового администрирования факультета бизнеса и менеджмента Мои
советы преподавателям, которые приступают к разработке курса. – Пройдите хотя бы два-три курса на различных онлайн-платформах в качестве слушателя. Это поможет вам
прочувствовать пользовательскую сторону: что нравится, что кажется скучным, что вдохновляет, что разрушает мотивацию. Записывайте по свежим следам, какие находки хочется применить, а что делать не стоит.
–
Сделайте все задания вашего курса до того, как вы сделаете презентации. Или хотя бы до того, как вы будете записывать лекции в студии. Если вы захотите сделать интересное задание, но информации для его выполнения нет в видеолекции, это может повлечь за собой недовольство слушателей. Сначала задание, потом запись видео.
–
Презентация к записи должна быть полностью готова и отрепетирована (проговорена от начала и до конца) хотя бы пару раз.
– Придумайте
шутки. Видео должно быть интересным и чуть-чуть развлекать: помимо удержания внимания слушателей это дает лучшее усвоение материала. Влияние эмоций на запоминаемость материала подтверждено множеством исследований.
– Тестируйте заранее все задания на студентах. Это как анкета для исследования: сначала надо провести
пилотное исследование, а уже затем, после пилота и исправления, – масштабировать.
–
Доверяйте оператору, это ваш лучший друг и советчик. Операторы Дирекции по онлайн-обучению знают, что делают, они
спасут вас от множества возможных ошибок и подскажут что-то полезное.
Ирина Ивашковская, руководитель академического департамента финансов, заведующая исследовательской лабораторией корпоративных финансов
Создание онлайн-курса: точка профессионального роста преподавателя Идея создания онлайн-курса пришла от нашего университетского руководства, которое составило стартовый список курсов для разработки в онлайн-формате. Наш курс «Основы корпоративных финансов» был туда включен.
Я человек достаточно динамичный, очень люблю свою работу, сама всегда стараюсь идти вперед, не жду, когда меня поведут за руку, поэтому я и мои коллеги с удовольствием откликнулись на это предложение.
_______________________________________________________
Мы понимали, что это совсем иной формат, чем живые лекции, что это трудоемкий процесс и придется многие вещи переделывать.
_______________________________________________________
Степень трудоемкости выяснилась в процессе записи курсов, особенно в процессе поддержки курсов на платформе: ответы на вопросы студентов, задания, поддержка форума. И она, конечно, оказалась
выше, чем мы предполагали изначально. Но все равно я
считаю это очень полезным опытом. Прежде всего нам пришлось тщательно структурировать материал, проверить все связки между лекциями. Фрагментарный формат курса очень обязывает тебя как автора еще на стадии разработки слайдов и рабочих материалов прорабатывать каждый кусочек с особой тщательностью и аккуратностью. Я считаю, это работа, которая помогает взглянуть на свой курс под иным углом и саму работу ставит на другой качественный уровень.
Второй важный и сложный момент –
собранность во время записи. Я как преподаватель с многолетним опытом работы скажу, что вначале было очень непросто работать без аудитории, на камеру. Когда
ты не видишь живые глаза, реакцию на то, что ты говоришь, иногда очень сложно сосредоточиться и найти в себе энергию, чтобы работать не хуже, а даже лучше, чем в реальной аудитории,
создавать иллюзию, что у тебя диалог со зрителем. И этот настрой нужно удерживать достаточно долго.
__________________________________________________
Иногда съемочный день длился пять-шесть часов. Для сравнения: обычная офлайн-лекция – максимум три.
__________________________________________________
К тому же есть технический момент:
нельзя двигаться во время записи, нужно стоять на одном месте долгое время. Может случиться что-то со звуком, и тогда приходится перезаписывать целый фрагмент. Конечно, это было трудно физически. Но и интересно с точки зрения опыта – это как некая точка профессионального роста.
Советы преподавателям На старте нужно точно понимать, что это радикально
другой стиль профессиональной деятельности. Просто транслировать уже имеющийся материал, не переработав его структурно, не получится. Себя обязательно нужно настроить и перестроить.
Перестроить нужно будет прежде всего стилистику курса, подачу материала. Надо понимать, что ты не будешь выступать перед живыми студентами, а это очень непривычно.
И еще раз про
позитивный настрой! Прежде всего создание онлайн-курса – это способ профессионального роста, необычный, которого не было до сих пор. Но это знак времени,
наше будущее. Надо встраиваться в этот процесс, и чем раньше мы это сделаем, тем эффективнее все это будет работать.
Марина Озерова, начальник Дирекции по онлайн-обучению, отдел разработки учебного контента При создании курсов НИУ ВШЭ специалисты Дирекции по онлайн-обучению работают с каждым преподавателем, и эта работа всегда имеет специфику: каждый курс и каждый профессор уникальны. С уверенностью можно утверждать, что существуют как общие, характерные для каждого преподавателя моменты, так и частные, которые скорее можно отнести к особенностям его контента. Мы организовали создание и производство уже почти
100 курсов и постоянно совершенствуем и развиваем наши бизнес-процессы по мере развития проекта. Сейчас они качественно отличаются от того, что было, например, два года назад. На основе серьезного опыта и практики взаимодействия с преподавателями мы выработали
четкий алгоритм создания курса, сформулировали
подробные инструкции и памятки по каждому этапу разработки материалов. Автору курса важно уделять максимальное внимание содержанию и методической составляющей, а наша задача – обеспечить ему необходимый уровень информационной, организационной и технической поддержки.
НПОО в Вышке История проекта
«Национальная платформа открытого образования» (
https://openedu.ru) началась
два года назад. В апреле 2015 года Высшая школа экономики совместно с семью другими ведущими вузами России – МФТИ, УрФУ, МГУ, МИСиС, ИТМО, СПбГУ и СПбПУ – учредила Ассоциацию «Национальная платформа открытого образования». А уже осенью того же года стартовали
первые курсы. К тому моменту на платформе зарегистрировалось более 65 тысяч человек, из них 17 тысяч – на курсы Вышки.
Сегодня этот показатель в 13 раз выше:
более 220 тысяч человек присоединились к онлайн-проектам нашего университета на Национальной платформе. НИУ ВШЭ лидирует среди российских вузов по числу онлайн-курсов, размещенных на платформе, – это 27 дисциплин.
______________________________________________
Наибольшей популярностью пользуются курсы «Введение в историю искусств», «Маркетинг», «Социальная психология», «Управление проектами», «Экономика», «Финансовая экономика», «Организационное поведение», «Анализ финансовых рынков», «Культурология», «Макроэкономика», «История и теория медиа», «Финансовые рынки и институты».
______________________________________________
Особенность Национальной платформы состоит в том, что
все ее курсы ориентированы на освоение базовых дисциплин в рамках основных образовательных программ вузов, в первую очередь бакалавриата и специалитета.
Важно отметить, что НПОО дает возможность не только обучаться у ведущих экспертов страны, но и
засчитывать пройденный курс в вузе. Для этого необходимо успешно пройти проверочные испытания (экзамены, тесты) с идентификацией личности и контролем над процессом прохождения проверочных испытаний (прокторинг).
Динамика курсов НИУ ВШЭ и количества слушателей на Национальной платформе открытого образования
Год | Количество курсов | Количество слушателей |
2015 | 4 | 18 тыс. |
2016 | 24 | 201 тыс. |
2017 | 27 | 290 тыс. |
18 апреля, 2017 г.