• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Электронное обучение в НИУ ВШЭ

Завершился первый цикл курсов на международной платформе онлайн-образования Coursera. На сегодняшний день электронное обучение ― один из главных трендов в области развития образовательных технологий во всём мире. О том, какое место электронное обучение занимает в образовательном процессе Вышки, ― в новом выпуске «Окон роста».

По результатам опроса топ-менеджеров американских университетов 
(http://www.onlinelearningsurvey.com/reports/gradechange.pdf), около 66%  из них считают онлайн-образование  стратегически приоритетным направлением. В целом тенденция в мире такова: чем больше в вузе студентов и чем выше уровень предлагаемых вузом программ (магистратура, докторантура, программы второго высшего образования), тем чаще такой вуз  использует электронное обучение. 
    НИУ ВШЭ сегодня реализует несколько проектов по развитию электронного обучения, имеющих различную целевую направленность. 
    Одним из таких проектов является Learning Management System (LMS) ― проект по развитию единой внутренней информационной среды Университета, поддерживающей широкий спектр потребностей преподавания и обучения. В условиях распределённого кампуса обеспечить логистику выбора индивидуальной образовательной траектории, согласование и реализацию вариативных индивидуальных учебных планов без использования IT-платформ невозможно. Организация курсов по выбору, модель МагоЛего, майноры, привлечение научных подразделений к руководству проектами и выпускными квалификационными работами и многие другие инициативы Университета поддерживаются соответствующими технологическими модулями LMS, используемой в Университете начиная с 2010 года. На сегодняшний день создано более 40 новых программных модулей, заточенных под специфику образовательного процесса НИУ ВШЭ. К LMS имеют доступ все студенты Вышки, включая иностранных. Сайты всех дисциплин учебного плана студента создаются автоматически, а вот наполнение этих сайтов находится в зоне ответственности преподавателя. Сейчас преподавателями поддерживается и наполняется до 30% дисциплин.
    Переход к новой образовательной модели бакалавриата предусматривает общие дисциплины на первом курсе и майноры на втором и третьем курсах, которые изучаются межпрограммно и крупными блоками. Учитывая распределённый характер кампуса и ограниченное количество больших потоковых аудиторий, такая организация учебных занятий может сопровождаться проблемами логистики. Одним из возможных решений в данной ситуации является перевод изучения дисциплин в формат смешанного обучения (blended learning), когда лекционная часть изучается дистанционно, а концентрация усилий происходит на семинарах, где разбирается материал, изученный дистанционно. Поэтому развитие дистанционных образовательных технологий и смешанного обучения актуально для большинства образовательных программ.
    Университет целенаправленно развивает новые образовательные технологии. В марте 2014 года в рамках реализации поручения ректора факультеты представили тематику онлайн-курсов, которые они планируют создавать своими силами. Для размещения курсов была выбрана edX ― платформа онлайн-обучения, разработанная Массачусетским технологическим институтом совместно с Гарвардским университетом.  Исходные коды платформы edX открыты, что позволяет не только разрабатывать курсы, но и создать собственный портал для дистанционного обучения. Дирекция информационных технологий НИУ ВШЭ развернула edX на серверах ВШЭ, и летом 2014 года началось обучение преподавателей, заявивших о своём намерении подготовить онлайн-курс и поддержанных факультетом. Сегодня любой преподаватель Университета может создать свой курс на этой платформе, освоив соответствующие технологии.
    Помимо внутренних проектов по развитию электронного обучения Университет участвует в крупных международных проектах. Наиболее массовой площадкой онлайн-обучения на сегодняшний день является международная интернет-платформа Coursera. Этот проект стартовал в 2011-м, а уже в октябре 2013 года там представили свои первые онлайн-курсы сразу три российских вуза: Высшая школа экономики, Московский физико-технический институт и Санкт-Петербургский государственный университет. 
    Принимая решение о размещении своих образовательных курсов на интернет-платформе Coursera, Университет руководствовался несколькими  соображениями. Во-первых, за шесть месяцев 2013 года русскоязычная аудитория Coursera выросла на 230 %. Это означает, что запрос на открытое образование есть и у наших сограждан, и у русскоязычных студентов других стран. Но до сих пор адекватного предложения со стороны российских вузов на этот запрос не было. Пользователи обучались исключительно на курсах западных университетов.
    Во-вторых, мы считаем необходимым представить качественные базовые курсы по экономике как можно большему числу российских студентов. Не секрет, что в региональных вузах уровень преподавания экономики очень разный, и зачастую он бывает невысоким. Благодаря открытым массовым онлайн-курсам любой житель нашей страны получает возможность поучиться у ведущих профессоров НИУ ВШЭ. Наша стратегия подразумевает акцент на базовые курсы по экономике, социологии, управлению на русском языке. Размещая свои курсы на Coursera, где сообщество российских студентов ― пятое по численности, мы предлагаем альтернативу аналогичным курсам западных университетов. 
    В-третьих, Coursera ― это международная площадка, на которой на данный момент представлены 98 мировых университетов и обучаются свыше 2 млн студентов из 195 стран. 
    В начале 2014 года на платформе Coursera были объявлены 12 курсов НИУ ВШЭ: 8 русскоязычных («Финансовые рынки и институты», «История экономической мысли», «Основы микроэкономики», «Теория отраслевых рынков», «Экономика труда», «Документы и презентации в Latex», «Макроэкономика», «Основы корпоративных финансов») и 4 англоязычных («Core concepts in Data Analysis», «Public Economics», «Understanding Russians», «Introduction to Neuroeconomics: How the Brain Makes Decisions», «Introduction to Neuroeconomics: How the Brain Makes Decisions»). Количество студентов, записавшихся на онлайн-курсы НИУ ВШЭ за прошедший год, превышает 300 тысяч; на каждый из курсов подписано от 8 до 72 тыс. человек.  
    До конца декабря Университет планирует разместить на Coursera ещё 10 онлайн-курсов. 29 сентября стартовал курс  «Институциональная экономика». Также до конца года будут объявлены курсы «Economics of Transition and Emerging Markets», «Философия культуры», «Сравнительная политика», «Теория и история медиа», «Введение в налоговое право», «Эконометрика», «Линейная алгебра», «Экономика для неэкономистов» и «Теория игр».
    В первую десятку стран, жители которых записались на русскоязычные курсы НИУ ВШЭ, входят Украина, Беларусь, Казахстан, Германия, Латвия, Израиль, США, Великобритания, Франция. Размещая  свои курсы на известной пользователям всего мира западной платформе, российские вузы получают доступ к стратегически важной целевой аудитории и вносят вклад в решение таких серьёзных задач, как: позиционирование нашего образования и наших преподавателей на международном уровне, расширение сферы влияния русского языка, поддержка образования и обучения на русском языке.

    Сейчас все курсы Университета по степени включённости в них элементов электронного обучения можно разделить на четыре типа:

- традиционные курсы
вообще не имеют онлайн-составляющей;

- курсы с  веб-поддержкой (web-facilitated) 
предлагают в онлайн-форме не более 30% контента курса, не влияют на количество аудиторных часов и используют LMS преимущественно как  среду для рассылки объявлений и репозиторий учебных материалов;

- смешанные  или гибридные курсы (blended/hybrid) 
предлагают от 30 до 80% контента в онлайн-форме в счёт аудиторных часов;

- дистанционные курсы 
предлагают не менее 80% материалов исключительно в сетевой версии, а аудиторные мероприятия используют только в качестве вспомогательного инструмента. К последней группе относятся  все MOOC.
    Основную массу составляют курсы первых двух типов.
   НИУ ВШЭ сегодня имеет все предпосылки для активного развития электронного обучения и все основания для того, чтобы позиционировать себя как один из центров информационных образовательных технологий. Все корпуса Вышки (включая региональные филиалы) полностью покрываются сетью Wi-Fi,  т.е. каждый корпус в достаточной степени оснащён для того, чтобы сделать весь распределённый кампус Университета открытой образовательной средой.
    Параллельно Вышка развивает нормативную базу, которая позволит студентам активно использовать образовательные онлайн-ресурсы и включать дистанционные курсы в свои индивидуальные учебные планы. В июне  2013 года учёный совет Университета принял Положение об академической мобильности студентов (http://www.hse.ru/docs/89067457.html). В частности, оно описывает процедуры  онлайн-мобильности, в соответствии с которыми студент может прослушать курсы другого вуза и по согласованию с руководством факультета зачесть их в том случае, если тематика курсов соответствует профилю его образовательной программы.

                     Материал подготовила руководитель Центра развития образовательной среды Евгения Кулик.
                             
      Результаты опроса слушателей онлайн-курсов Вышки на Coursera

Ниже представлены результаты исследования слушателей первых девяти онлайн-курсов НИУ ВШЭ на Coursera, проведённого в рамках проекта «Влияние институциональных характеристик вуза и новых форматов обучения на образовательный опыт студентов» при участии Института образования, Центра внутреннего мониторинга и Центра развития образовательной среды. Общая цель исследования ― попытка понять, кто и зачем записывается на онлайн-курсы Вышки.

    В период с февраля по сентябрь 2014 года прошло девять массовых открытых онлайн-курсов НИУ ВШЭ: шесть русскоязычных («Финансовые рынки и институты», «История экономической мысли», «Основы микроэкономики», «Теория отраслевых рынков», «Документы и презентации в Latex», «Макроэкономика») и три англоязычных («Core concepts in Data Analysis», «Public Economics», «Understanding Russians»).
    Каждый из упомянутых курсов сопровождался двумя онлайн-опросами ― до начала курса и по его окончании, после выставления итоговых оценок и выдачи сертификатов. Письма со ссылками на опрос рассылались от имени преподавателя на электронную почту каждого зарегистрированного участника. Через неделю после первого письма были разосланы напоминания с просьбой ответить на вопросы электронной анкеты для тех, кто пока этого не сделал.
    В рамках опросов фиксировались социально-демографические характеристики слушателей, образовательный бэкграунд, уровень подготовки в соответствующей предметной области до начала и после окончания курса, цели и результаты участия, степень удовлетворённости слушателей качеством курса и т.д.

    Наиболее популярные страны проживания участников: Россия (50% опрошенных), США (9%), Украина (7%). Большую роль здесь играет язык, на котором читается курс. Так, слушатели русскоязычных MOOC проживают в основном в России (69% опрошенных), на Украине (10%) и в Белоруссии (3%). Студенты англоязычных курсов ― это люди из США (25%), Индии (9%) и России (7%), стран Евросоюза, Канады, Бразилии. Таким образом, русскоязычные курсы оказались популярными в России и странах СНГ, а англоязычные вполне можно признать «экспортными» из-за низкой доли участников из РФ.

    Среди слушателей онлайн-курсов НИУ ВШЭ преобладают мужчины (58%). Средний возраст слушателей составляет 31 год. 58% опрошенных работают full-time, около 24% учатся в вузах и ещё 24% имеют частичную занятость, занимаются фрилансом или предпринимательством.Основная аудитория русскоязычных курсов ― люди с уровнем образования «бакалавриат/специалитет» (43%). Среди студентов англоязычных курсов преобладают выпускники магистратуры (40%). 11% слушателей составляют люди, только что окончившие школу (11 классов), 8% ― обладатели учёных степеней. 
    Уровень подготовки в предметной области курса в целом варьируется от нулевого (27%) и начального (33%) до среднего (29%). Высокий уровень подготовки указали лишь 9% респондентов, а продвинутый ― 1%. Большинство опрошенных (69%) не имели релевантного опыта работы.
    Более половины (64%) уже обучались ранее на других платформах MOOC.
    Наиболее популярный ответ на вопрос о мотивах участия ― любознательность, интерес к предмету (более 90% опрошенных). Более половины респондентов полагают, что выбранный курс будет полезен им в работе (55%) и/или учёбе (43%). Часть слушателей стремилась узнать больше о преподавании изучаемого предмета (46%). Наименее популярным мотивом стало участие в курсе по примеру друзей/знакомых (7%). Всего 5% респондентов сообщили, что не собираются активно участвовать в курсе, а лишь хотят иметь доступ к его материалам.
    В среднем участники тратили на выполнение текущих заданий 3–4 часа в  неделю. В целом респонденты оценили сложность освоения, еженедельную нагрузку и скорость подачи нового материала как оптимальные. Наиболее доступным по всем трём пунктам оказался курс «Финансовые рынки и институты», наиболее сложным ― «Public economics».После окончания курса 42% опрошенных оценили свой уровень знаний в соответствующей предметной области как «средний», 16% как «высокий» и 3% как «продвинутый». Из всех аспектов курсов наибольшую удовлетворённость у слушателей вызвала компетентность преподавателей НИУ ВШЭ.  Вместе с тем респонденты далеко не всегда оставались довольны глубиной содержания курсов, тестовыми заданиями, работой форумов. Самыми полезными элементами курсов были признаны видеолекции, наименее полезными ― форумы курсов и группы в социальных сетях. Наиболее высокие оценки по всем пунктам получил курс «Финансовые рынки и институты». В итоге большинство респондентов (90%) ответили, что готовы «порекомендовать пройденные курсы своим знакомым в случае их повторного запуска», 84% отметили, что планируют в дальнейшем обращаться к материалам пройденных курсов.
    Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что в целом эксперимент по созданию онлайн-курсов Вышки на Coursera удался. С одной стороны, курсы получили довольно высокую оценку слушателей. С другой стороны, благодаря онлайн-курсам, Университету удалось выйти на иностранную аудиторию. Это влечёт за собой увеличение осведомлённости о нашем вузе потенциальных потребителей образовательных услуг за рубежом. Поскольку значительную часть слушателей составляют люди, уже окончившие вуз и работающие на полный рабочий день, можно говорить о том, что онлайн-курсы Вышки способствуют реализации концепции life-long learning и привлечению к обучению по своим программам тех, кто без этого не был бы вовлечён в образовательный процесс. Кроме того, по данным опросов видно, что многие слушатели хотели бы в будущем стать слушателями других образовательных программ Вышки. Таким образом, курсы на Coursera способны увеличить приток студентов для блока дополнительного профессионального образования ВШЭ.
                                                                                                           
                                                                                              Материал предоставил Центр внутреннего мониторинга
 
9 октября, 2014 г.