Что такое Coursera, зачем Вышке это партнёрство?
Появление Coursera — часть той революции, которая происходит сегодня на глобальном образовательном рынке. Современные информационные технологии позволяют получать образование в режиме онлайн: прослушивать курсы, которые выкладываются в открытом доступе в глобальном виртуальном пространстве, и получать соответствующую аттестацию. Эта революция заставляет по-новому смотреть на привычные нам технологии образования. Проблема в том, что эти технологии вывели конкуренцию на образовательном рынке на глобальный уровень, и теперь конкурировать приходится уже не только с коллегами из своего университета, города или даже страны, но и с коллегами из других стран. Это заставляет задуматься о том, как дальше строить образовательные программы, как сочетать аудиторный формат с форматом онлайн.
Coursera оказалась просто наиболее успешной из целого ряда проектов, стартовавших в этой области. Она предоставляет наибольшие возможности и получила уже достаточно широкую известность. Поэтому часто мы все проекты такого типа называем Coursera, хотя, строго говоря, это только один из проектов.
Зачем это нужно Университету? Университет работает на рынке образовательных услуг и, естественно, заинтересован в том, чтобы быть представленным в глобальном образовательном пространстве. С этой точки зрения движение Высшей школы экономики в сторону MOOCs закономерно. Это и продвижение Университета, и возможность выстроить новые технологии взаимоотношений со слушателями.
Как отбирались курсы для Coursera?
Прежде всего надо сказать, что на сегодняшний день всего три российских университета сотрудничают с Coursera: Санкт-Петербургский университет, Московский физико-технический институт и Высшая школа экономики. Санкт-Петербургский университет предоставляет один курс, Физтех — два, и двенадцать курсов предоставила ВШЭ.
С каких курсов мы решили начать (потому что это только начало)? Во-первых, мы избрали своей стратегией продвижение курсов в русскоязычное пространство, потому что англоязычное пространство такими курсами уже достаточно насыщено, а курсов на русском чрезвычайно мало. Во-вторых, для первоначального пакета мы выбрали курсы, связанные в первую очередь с нашей титульной наукой — экономикой: микроэкономика, макроэкономика, финансовые рынки, теория отраслевых рынков, экономика труда, теория экономической мысли. В то же время мы решили поэкспериментировать и сделать часть курсов на английском языке: курс по нейроэкономике, курс по Data mining. Мы хотим понять, как работать и на англоязычную аудиторию.
Как будут дальше отбираться курсы? Что делать преподавателям, которые хотят поучаствовать в этом проекте?
Во-первых, надо проявлять инициативу. Во-вторых, подготовка такого курса требует определённых затрат, усилий, времени, ведь это же не просто запись аудиторных занятий. Coursera предполагает совершенно особый дизайн курса с точки зрения технологий: минимум «говорящей головы», обширная поддержка в виде различных заданий и информационных материалов. Как правило, это работа целой команды, которая обеспечивает сопровождение курса: проверку заданий, обратную связь и т.д. И тут нам ещё многому предстоит научиться. В этом смысле наша готовность участвовать в проекте должна пройти испытание издержками, связанными с участием каждого конкретного человека. Думаю, что Университет так и будет продвигаться. Предлагать дисциплины, которые являются важными для ВШЭ и в которых есть потребность на рынке образовательных услуг, в которых мы сильны, конкурентоспособны и которые читаются нашими выдающимися преподавателями и исследователями.
Отдельная проблема заключается в том, что Coursera часто воспринимают в одностороннем порядке: выложили курс, пошла запись — как здорово! Но есть и обратная сторона этого процесса: важно, чтобы студенты пользовались этими курсами, причём не только теми, которые предлагает ВШЭ. Ещё в мае Учёный совет принял необходимые регламентные документы о том, что студент ВШЭ вправе выбирать для прослушивания курсы, предоставляемые в онлайн-пространстве, и Университет будет их засчитывать наравне с аудиторными курсами при условии, что студент прошёл соответствующую аттестацию. Это очень важно. Нам надо научиться не только предлагать образовательные услуги, но и пользоваться ими. Если наши студенты будут отбирать сильные курсы, Университет от этого только выиграет. За первые пять дней сотрудничества с Coursera на курсы Вышки записалось 7500 человек. Значит, интерес есть, и это вселяет уверенность.