В рамках XVI Апрельской конференции состоялся круглый стол, посвященный экспертному ранжированию, на котором первый проректор Вадим Радаев и проректор Мария Юдкевич дали свои комментарии по поводу проекта, а начальник аналитического отдела Управления академического развития Иван Стерлигов рассказал о методике и результатах ранжирования. В этом выпуске «Окон роста» рассмотрены подробности методики формирования списка, а также истоки и смысл всего проекта.
Ранжированные списки журналов важны, в том числе, для оценки публикационной активности сотрудников и решения задач стратегического планирования Высшей школы экономики. Существующих баз и списков (WoS, Scopus, ВАК, РИНЦ) для этого недостаточно: в иностранные базы входит лишь малая часть российской научной периодики, а в списке ВАК и РИНЦ, наоборот, присутствуют тысячи журналов совершенно разного качества. Поэтому и было решено сформировать списки по приоритетным для ВШЭ направлениям. Так в 2014 году и появился «журнальный проект» Высшей школы экономики. Белый список журналов будет служить одним из инструментов оценки в ходе конкурсного отбора в профессорско-преподавательский состав, кроме того, продемонстрирует коллегам, где стоит публиковаться, а изданиям – к каким журналам нужно стремиться.
На круглом столе Вадим Радаев подчеркнул актуальность проекта, над которым в течение года велась работа: «Не секрет, что мы живем в период тотального увлечения библиометрией и рейтингами. И мы прекрасно понимаем несовершенство любых подсистем формальных количественных измерений. Главная проблема заключается в необходимости измерять неизмеряемое, а именно в измерении академической деятельности, когда она производится в промышленных масштабах, и в сопоставлении результатов этой деятельности не только внутри небольших групп профессионалов, но и кросс-дисциплинарно и кросс-организационно».
«Одно из ограничений «журнального проекта» заключается в том, что его результаты очень быстро устареют, – отметила Мария Юдкевич. – По каким-то направлениям результаты будут актуальными дольше, по каким-то они, видимо, устарели уже сейчас. Вопрос жизнеспособности результатов проекта прежде всего состоит в том, насколько регулярно мы сможем обновлять информацию. Одна из идей проекта – создать и закрепить ориентиры, которые помогут коллегам из разных университетов и научных организаций направить публикационную активность в правильное русло».
Работа над проектом велась Управлением академической экспертизы НИУ ВШЭ с февраля 2014 года по январь 2015-го. К участию в проекте привлечено более 600 экспертов, заполнивших 10 500 анкет по 13 направлениям науки.
Научные отрасли, по изданиям которым проводилось исследование, были выбраны исходя из актуальности для ВШЭ. В итоге сформировалось 13 ключевых направлений: информатика (Computer Science), история, лингвистика, фундаментальная математика, менеджмент, политология, право, прикладная математика, психология, социология, филология, философия и экономика.
Конечных экспертов, оценивающих журналы, номинировали эксперты верхнего уровня (не менее 7 на одно направление). Эксперты верхнего уровня отбирались командой проекта. При их отборе были охвачены основные научные школы и ключевые подразделы внутри направлений. Каждый эксперт верхнего уровня представил список из 25 кандидатов в конечные эксперты. Конечные эксперты (не менее 40 на направление) подбирались так, чтобы от каждого эксперта верхнего уровня их было примерно поровну. Никаких формальных требований к экспертам помимо знания русского языка не предъявлялось. Работа экспертов верхнего уровня и конечных экспертов оплачивалась. Имена экспертов пока не раскрываются.
Стартовые списки журналов были сформированы на основе данных РИНЦ. Из списков были исключены издания, выходящие с периодичностью менее двух раз в год (ежегодники и сборники). В исследование включались только журналы, редакции которых находятся на территории Российской Федерации.
Анкетирование конечных экспертов проводилось в онлайн-системе Управления академической экспертизы ВШЭ в три шага. Эксперт заполнял стандартную анкету эксперта УАЭ ВШЭ, просматривал и при желании дополнял стартовый список журналов, а затем отмечал в нем издания, удовлетворяющие двум условиям: журнал должен быть знаком эксперту и быть научным. Затем эксперт по каждому отмеченному журналу заполнял анкету с набором закрытых вопросов. На основе ответов журналы включались в группы А1, А2, B и С.
По итогам проекта журналы разбиты на три категории в соответствии с распределением ответов респондентов на вопросы анкеты:
· А1 – высокий уровень, «широкий профиль»;
· А2 – высокий уровень, «узкий профиль»;
· B – средний уровень.
При этом применялась «мягкая» фильтрация аффилированных экспертов: не учитывались анкеты сотрудников журнала и членов редколлегии, но учитывались анкеты любых других сотрудников организации, издающей журнал.
А1 – высокий уровень, «широкий профиль»
В эту категорию вошли ведущие журналы, известные большинству экспертов в рамках каждого из направлений. Попадали журналы в категорию А по следующим критериям:
• не менее 80% респондентов отметили издание как известное им и научное;
• не менее 80% из них читали статьи из этого журнала в последние 3 года;
• не менее 50% отметивших журнал респондентов оценили актуальность прочитанных статей как высокую;
• не менее 70% отметивших журнал респондентов оценили научный уровень прочитанных статей как высокий;
• не менее 70% отметивших журнал респондентов считают журнал лидирующим в России или лидирующим в мире и в России.
А2 – высокий уровень, «узкий профиль»
В эту категорию вошли журналы с узкой тематической специализацией, которые высоко оценила группа респондентов в рамках направления. При этом:
· журнал не попал в категорию A1;
· журнал отметили не менее 5 экспертов, которые просматривают каждый номер журнала или прочли более 3 статей из него за последние три года («активные читатели»);
· не менее 70% респондентов оценили актуальность прочитанных статей как высокую;
· не менее 70% респондентов оценили научный уровень прочитанных статей как высокий;
· не менее 70% респондентов посчитали журнал лидирующим в России или лидирующим в мире и в России.
B – средний уровень
К категории B отнесены журналы, оцененные достаточно высоко, но не попавшие в A1 или А2. Для их выделения предложены варианты фильтрации, соответствующие A1 и A2 с существенно сниженными порогами:
• журнал отметили не менее 20% респондентов;
• не менее 50% из них читали статьи из этого журнала за последние 3 года;
• не менее 50% из отметивших журнал респондентов оценивают актуальность прочитанных статей как высокую или среднюю;
• не менее 50% из отметивших журнал респондентов оценивают научный уровень прочитанных статей как высокий или средний;
• журнал отметили не менее 3 экспертов, которые просматривают каждый номер журнала или прочли более 3 статей из него за последние три года; из них не менее 70% респондентов оценивают актуальность прочитанных статей как высокую или среднюю, не менее 70% респондентов оценивают научный уровень прочитанных статей как высокий или средний.
По словам Ивана Стерлигова, примененной методике присущ ряд ограничений. Так, при оценке журналов не учитывалось мнение многочисленных опрошенных экспертов, считающих все российские научные журналы плохими и на основании этого отказавшихся от анкетирования, поэтому выборка респондентов оказалась смещена в сторону почитателей российских журналов. В рамках проведения ранжирования могли наблюдаться тематические перекосы из-за неравномерного отклика респондентов: некоторые подразделы и организации представлены чрезмерно, некоторые – наоборот. Численность респондентов (40+ на направление) может быть недостаточной для адекватного охвата больших и разнообразных областей науки. В процессе ранжирования намеренно не учитывался технический уровень работы журналов, упор делался исключительно на их научный авторитет.
По итогам ранжирования в категорию B попали очень разные по своему уровню журналы. В итоговом отчете, который планируется опубликовать в ближайшее время, для всех этих журналов будут опубликованы количество оценивавших их экспертов, в том числе «активных читателей», и доля респондентов, высоко оценивших данный журнал. «Применять полученные списки уместнее не в качестве механического фильтра, а как аналитический инструмент для обоснованного принятия решений. Дополнительная информация о различиях журналов внутри категории B для этого очень важна», – отметил Иван Стерлигов в комментарии нашему изданию.
В завершение круглого стола Мария Юдкевич попросила поделиться своим мнением всех заинтересованных коллег, которые видят в методике отбора лучших журналов ошибки или, наоборот, сильные места, на которые стоит обратить внимание, и добавила, что существует заинтересованность в обновлении списка в рамках экспертных обсуждений по актуальным направлениям и в различных форматах. В соответствии с традициями Высшей школы экономики следующим шагом станет сбор предложений от факультетов и от внешних экспертов, на основе которых будут корректироваться решения руководства.
Итоговый список журналов доступен по этой ссылке:http://www.hse.ru/academexpert/journals, з десь же в ближайшие недели будет размещен текст полного отчета по проекту.
Мнения, вопросы и предложения по «журнальному проекту» можно присылать начальнику аналитического отдела Управления академического развития Ивану Стерлигову по адресу: isterligov@hse.ru.