• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российские журналы в международных базах цитирования: стагнация или развитие?

Вопрос «Зачем публиковаться в российских журналах?» уже поднимался на страницах одного из приложений к «Окнам роста» – «Академической среды» и вызвал широкий резонанс среди научного сообщества. В сегодняшнем выпуске «Измерений науки» Виктор Трофимов, эксперт Наукометрического центра НИУ ВШЭ, рассказывает о представленности российских журналов в международных базах и о том, почему публикации в зарубежных изданиях могут иметь бóльшую ценность, чем в журналах России.

 

Трофимов Виктор Иннокентьевич

Наукометрический центр: Эксперт

 

Процесс интеграции российской науки в мировое научное сообщество можно отследить по количеству журналов из России, представленных в ведущих мировых базах Web of Science (WoS) и Scopus. Тренды последних лет показывают, что, несмотря на охлаждение международных отношений между Россией и западными странами, тенденции к изоляции российской науки на уровне журналов не наблюдается.

Например, в конце 2015 года был обнародован список из 652 журналов, вошедших в новый национальный индекс Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science. Этот индекс создан по аналогии с китайским Chinese Science Citation Database и латиноамериканским SciELO Citation Index, он доступен платно через интерфейс WoS и бесплатно на elibrary.ru.

Ряд российских журналов, в основном по гуманитарным и социальным наукам, вошел также в Emerging Sources Citation Index – новую базу в составе Web of Science Core Collection, предназначенную для более широкого освещения новых журналов, в т.ч. из Азии, Латинской Америки, России и стран бывшего СССР. Подробнее об ESCI читайте в следующих выпусках «Измерений науки».

Увеличивается число российских журналов и в базе Scopus компании Elsevier. По данным НЭИКОН за 2015 год, отборочным комитетом Scopus было принято решение о включении 18 новых журналов (не все из них успели внести в базу на сегодняшний момент).

На сегодня в наиболее авторитетных международных научных базах представлено следующее количество российских журналов.

 

Название

Количество активных журналов, для которых рассчитываются показатели (импакт-факторы, квартили, SNIP, SJR)

Общее количество активных российских журналов в базе

Scopus

323

354

Web of Science Core Collection (без ESCI)

169

177

 

Следует заметить, что это, возможно, неполное количество российских журналов в этих базах, поскольку за основу нашего списка были взяты только те журналы, которые:

‒     либо приписаны к России в соответствующих списках WoS и Scopus (Scopus Title List и Journal Citation Reports соответственно);

‒     либо находятся в России (по информации, которой располагает Наукометрический центр).

Цифры Наукометрического центра выше, чем в официальных источниках, так как часть российских журналов прописана в базах как американские или голландские.

Необходимо обратить внимание на то, что журналы, редакции которых находятся в академических НИИ, преобладают в обеих базах. В WoS их доля составляет больше 90%.

В основном права на распространение этих изданий вне России принадлежат компаниям, аффилированным с предпринимателем Александром Шусторовичем, который сотрудничает по вопросам распространения и продвижения этих журналов с крупным немецким издательским домом Springer (ныне Springer Nature). Кроме РАН журналы издаются ведущими вузами и государственными НИИ. Независимых от государственных вузов и НИИ частных издательств у нас почти нет, как почти нет и традиционных для Запада журналов научных обществ. Абсолютное большинство журналов в WoS и подавляющее число в Scopus являются некоммерческими.

Топ-10 российских журналов в Scopus по показателю нормализованной цитируемости SNIP 2014 (с квартилями) выглядит следующим образом (выделенные жирным журналы присутствуют также и в WoS). Преобладание в числе наиболее цитируемых изданий журналов по физике, химии и математике по сравнению с 2008-2012 годами сохранилось:

 

Название в Scopus

SNIP 2014

Квартиль по Scopus 2014

Physical Mesomechanics

3.229

Q2 Condensed Matter Physics; Q2 Materials Science (miscellaneous); Q2 Mechanics of Materials; Q2 Surfaces and Interfaces

Acarina

1.818

Q2 Insect Science

Russian Chemical Reviews

1.521

Q1 Chemistry (Miscellaneous)

Journal of Inverse and Ill Posed Problems

1.430

Q3 Applied Mathematics

Physics Uspekhi

1.324

Q1 Physics and Astronomy

Moscow Mathematical Journal

1.277

Q1 Mathematics (Miscellaneous)

High Temperature

1.235

Q2 Engineering (Miscellaneous); Q3 Condensed Matter Physics

Petrology

1.217

Q2 Geochemistry and Petrology

Algebra and Logic

1.207

Q2 Analysis; Q2 Logic

Siberian Mathematical Journal

1.186

Q2 Mathematics (Miscellaneous)

 

Аналогичная картина наблюдается и в топ-10 российских журналов в Web of Science по импакт-фактору – 2014.

 

Название в WoS

Impact Factor (JCR-2014)

Квартиль по WoS (JCR-2014)

Physics-Uspekhi

2.606

Q1 Physics, Multidisciplinary

Microbiology-SGM

2.557

Q2 Microbiology

Russian Chemical Reviews

2.318

Q2 Chemistry, Multidisciplinary

Physical Mesomechanics

1.488

Q2 Mechanics; Q1 Materials Science, Characterization&Testing

Astronomy Letters

1.432

Q3 Astronomy&Astrophysics

Jetp Letters

1.359

Q3 Physics, Multidisciplinary

Mendeleev Communications

1.340

Q3 Chemistry, Multidisciplinary

Russian Geology and Geophysics

1.308

Q3 Geosciences, Multidisciplinary

Biochemistry-Moscow

1.303

Q4 Biochemistry & Molecular Biology

Comparative Cytogenetics

1.210

Q4 Genetics&Heredity

 

Поскольку импакт-фактор является абсолютным индикатором, т.е. не учитывает различия в цитируемости по областям науки, более корректным в плане междисциплинарного сопоставления будет топ-10 по индексу влияния статьи – Article Influence (это «взвешенный» журнальный показатель, характеризующий среднюю статью в журнале, т.е. нормированный на число статей в издании; он учитывает полученные журналом цитирования с различным весом в зависимости от того, насколько «влиятелен» тот источник, из которого получено цитирование).

 

Название в WoS

Article Influence Score (JCR-2014)

Квартиль по WoS (JCR-2014)

Moscow Mathematical Journal

1.187

Q3 Mathematics, Applied; Q2 Mathematics

Russian Mathematical Surveys

1.150

Q1 Mathematics

Microbiology-SGM

1.029

Q2 Microbiology

Physics-Uspekhi

0.875

Q1 Physics, Multidisciplinary

Izvestiya Mathematics

0.789

Q2 Mathematics

Russian Chemical Reviews

0.738

Q2 Chemistry, Multidisciplinary

Sbornik Mathematics

0.678

Q3 Mathematics

Journal of Inverse and Ill-Posed Problems

0.545

Q2 Mathematics, Applied; Q1 Mathematics

Petrology

0.544

Q3 Geosciences, Multidisciplinary; Q3 Mineralogy

Regular & Chaotic Dynamics

0.529

Q2 Mathematics, Applied; Q3 Mechanics; Q3 Physics, Mathematical

Можно отметить, что журналов с IF > 1 в 2013 году в WoS было 10, а сейчас уже 18, так что, несмотря на отсутствие бурного роста количества журналов из России в Core Collection, цитируемость российских изданий продолжает расти. Правда, рост значений импакт-факторов наблюдается и в среднем по всей базе, отражая общую тенденцию удлинения списков литературы.

Гуманитарные и общественные науки по-прежнему в WoS практически не представлены – всего 11 журналов, из них 4 журнала («Вестник РАН», «Социологические исследования», «Вопросы психологии», «Психологический журнал») имеют импакт-факторы.

Распределение по основным журнальным индексам цитирования (базам), входящим в WoS Core Collection, выглядит следующим образом:

●       SCI-E – 166 журналов (прежде всего физика, химия, математика);

●       SSCI – 4 журнала;

●       A&HCI – 7 журналов.

По гуманитарным и общественным наукам ситуация остается неизменной уже несколько лет: до сих пор ни одного российского журнала по экономическим или политическим наукам, праву, искусствоведению и многим другим дисциплинам в основных индексах WoS нет. Они представлены в RSCI и ESCI, но эти базы отличаются гораздо менее строгими критериями отбора и, следовательно, уровнем престижности.

В Scopus дела обстоят лучше вследствие более широкого охвата самой базы, но судить по ней о состоянии российской науки в общественных и гуманитарных областях также не представляется возможным. В этой базе представлено всего 26 журналов, из них ни одного со SNIP больше 1, притом что за единицу принято среднее значение по всей базе. Из российских журналов в Scopus – всего 4 по экономическим наукам, в числе которых «Форсайт», издаваемый НИУ ВШЭ.

Что же касается содержания библиометрических данных в этих базах, то в последние годы удалось существенно повысить качество индексации российских журналов в WoS и Scopus, т.е. полноту и своевременность представления метаданных о публикациях, однако для целого ряда изданий это все еще серьезная проблема. В частности, некоторые журналы не передают в базы списки литературы, тем самым лишают себя исходящих ссылок, в том числе самоцитирований. Это сильно влияет на показатели цитируемости как по самим журналам, так и по публикующимся в них авторам.

По вышеуказанным причинам, а также из-за низкого уровня наукометрических показателей большинства российских журналов наши ученые, заинтересованные в более широкой аудитории и международном признании своих работ, предпочитают публиковаться в иностранных журналах. На рост этой тенденции направлены и стимулирующие меры университетов, призванные увеличить публикационную активность своих сотрудников в международных базах. Как эти факторы влияют на публикационную активность сотрудников ВШЭ можно посмотреть на диаграмме 1: наблюдается тенденция к росту «качественных» публикаций в журналах 1 квартиля, большая часть из которых – иностранные.  Не останавливает их и тот факт, что процесс опубликования статьи в зарубежном журнале на иностранном языке значительно более трудоемок и протяжен по времени. Например, в экономических науках процедура принятия, рецензирования и опубликования работы может занять более года.

Но не все публикации в иностранных журналах одинаково полезны, поскольку широкое использование библиометрических показателей и политика publish or perish, распространившаяся по университетам всего мира, породили широкое поле для различного рода злоупотреблений, одним из которых является феномен т.н. «недобросовестных» журналов, т.е. тех, которые могут опубликовать любой наукообразный текст за соответствующую плату. Подробнее про эти журналы и как их избегать, можно прочитать в последнем номере Higher Education in Russia and Beyond в статье Ивана Стерлигова и Татьяны Савиной «Riding with the Metric Tide: ‘Predatory’ Journals in Scopus».

 

В случае с выбором респектабельного иностранного журнала с хорошими показателями для публикации «овчинка стоит выделки»: если статья выходит в таком журнале, результат в виде количества цитирований, просмотров и упоминаний пока что значительно превышает таковой от публикации в российском журнале, пусть даже широко известном на родине.

 

 

Диаграмма 1. Доля публикаций (article&review) НИУ ВШЭ в журналах 1-го квартиля среди общего числа публикаций в Scopus 2010-2015 годов (%)




Автор текста: Трофимов Виктор Иннокентьевич, 28 апреля, 2016 г.