• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научные комиссии факультетов НИУ ВШЭ

На майском заседании Ученого совета НИУ ВШЭ было утверждено Положение о научной комиссии факультета. Отныне за распределение финансирования в рамках ряда важных инструментов академического развития факультета отвечает коллегиальный орган – научная комиссия (НК).



О стратегических задачах, о том, зачем созданы НК и как устроена их работа, рассказали проректор Мария Юдкевич и начальник Управления академического развития Анна Гришина.

 

Предпосылки к созданию научных комиссий и ключевая стратегия

Изначально ресурсы на те или иные инструменты академического развития (стажировки, программы повышения квалификации, travel-гранты) выделялись факультетам через центральные комиссии. Эти центральные комиссии при распределении ресурсов руководствовались едиными правилами, лишь в минимальной степени учитывающими специфику факультетов. При этом в комиссии входили в основном административные сотрудники и часто одни и те же – наиболее активные и ответственные – представители академического сообщества, а решения принимались центром.

Централизованные решения задают стандартные правила их исполнения абсолютно для всех, и в условиях однородной структуры университета это может быть эффективно. Но в Вышке складывается достаточно высокая дисциплинарная гетерогенность, все факультеты очень разные, и единая модель развития для всех факультетов уже перестает быть эффективной.

Чтобы дать возможность факультетам учитывать и проявлять свою специфику, было решено делегировать им право на принятие решений по реализации академических инициатив. Делегирование права на принятие решений означает передачу ресурсов. А вместе с передачей ресурсов и права на принятие решений факультетам передается ответственность за общие результаты университета.

Именно поэтому научные комиссии создаются в основном не из администраторов факультета, а из академических коллег. Основная задача научных комиссий факультетов – принятие академических решений в отношении распределения ресурсов: поддержка конференций, летних школ и повышения квалификации сотрудников Высшей школы экономики.

Академическое самоуправление играет центральную роль в общемировой практике исследовательских университетов, и создание коллегиальных органов на местах, предоставление ресурсов, а также делегирование ответственности академическому сообществу в Высшей школе экономики – это и есть первые шаги на пути к академическому управлению – международному тренду среди научно-исследовательских университетов, которому следует НИУ ВШЭ.

Но несмотря на то, что в НК отобраны достойнейшие представители академического сообщества Вышки, все-таки научные комиссии – это новые реалии, в которых существует университет и в которых мы все учимся жить.

Рассмотрим подробнее возможности научных комиссий, их состав и пользу для человеческого капитала Вышки, а также стратегические преимущества децентрализации ресурсов для университета и вовлечения академиков в управленческие механизмы.

                                  

Как формируется научная комиссия факультета и каковы принципы ее работы

 

1.  
Вовлечение академического актива в принятие решений. Если раньше коллегиальные органы, принимающие решения о финансировании участия факультета в конференциях или оказании поддержки тому или иному научному мероприятию, в основном состояли из администраторов ВШЭ, то формирование научных комиссий на факультете строится по принципу максимального вовлечения людей с академическими должностями. В состав научной комиссии входят профессора, преподаватели и научные сотрудники факультетов, не обремененные административными обязанностями вовсе либо в меньшей степени, чем чистые администраторы. Этот принцип открывает возможность коллегиальному органу содержательно оценивать научную деятельность факультета, а также принимать решения, исходя из основных приоритетов развития науки на факультете и достижения поставленных целей развития. Кроме академических представителей факультета в научную комиссию входит ограниченное число руководителей разного ранга – от декана и заместителя декана по науке до руководителя подразделения факультета или ассоциированного подразделения. Ограничение числа представителей руководства в составе научной комиссии продиктовано реализацией принципов академического самоуправления, т.е. вовлечения «академиков» в процесс принятия решений.

 

2.  
Вовлечение представителей разных подразделений факультета. Поскольку нынешние факультеты имеют довольно разветвленную структуру, подчас объединяющую в себе несколько близких (или не очень) научных направлений, то научная комиссия факультета в своем составе должна иметь представителей максимальной части подразделений. Исходя из этого при формировании научной комиссии учитывается второй принцип: в научную комиссию входят представители разных подразделений факультета, включая ассоциированные подразделения. Такой принцип формирования состава позволяет использовать при принятии решений экспертное мнение членов комиссии, а также привлекать независимых (внутренних и внешних) экспертов к оценке материалов, рассматриваемых комиссией.

 

3. 
Постепенное делегирование. Передача полномочий по принятию решений на факультеты влечет за собой передачу ресурсов для реализации принятых решений. Нужно сразу отметить, что в настоящее время переданы ресурсы только части академических инструментов в размере от 40 до 50% всего объема по принципу постепенного делегирования полномочий и вовлечения в организационные процессы университета. Это обусловлено тем, что научные комиссии факультетов должны наработать практику рассмотрения и оценки материалов, выработать критерии для принятия решений в рамках своей компетенции, установить порядок работы научной комиссии и наладить его соблюдение всеми участниками процесса. Недавно созданные, сейчас научные комиссии постепенно совершенствуются на собственном опыте, а если бы инструменты и средства были им выделены сразу и полностью, научные комиссии попросту не смогли бы функционировать под гнетом всего массива управленческого инструментария НИУ ВШЭ.

 

4. 
Возможность внутренней ротации средств. Ранее средства для осуществления поддержки повышения квалификации преподавателей, участия в научных мероприятиях для студентов, аспирантов и преподавателей факультета, а также поддержки проведения научных мероприятий и летних школ находились в центральном бюджете университета, и право распоряжаться этими средствами было у так называемых «центральных» комиссий: Совета по повышению квалификации, Комиссии по поддержке проведения научных семинаров и конференций, Комиссии по летним школам, Совета Научного фонда ВШЭ. Теперь часть средств центрального бюджета, которые находились в распоряжении «центральных» комиссий, распределена между факультетами в определенной пропорции и передана в ведение научных комиссий факультетов. Для эффективного использования все средства объединены в одну общую статью расходов «Научные программы Фонда академического развития», и научная комиссия вправе пересмотреть объемы финансирования по разным инструментам и перераспределить средства внутри статьи в зависимости от потребностей факультета. Другими словами, остаток средств на поддержку проведения конференций факультета можно израсходовать на финансирование участия студентов, аспирантов и преподавателей в научных конференциях, и наоборот.

 

5.  
Обратная связь с центральным аппаратом. Кроме того, коллегиальные органы НИУ ВШЭ, которые ранее принимали судьбоносные решения, продолжают функционировать и передавать научным комиссиям факультетов наработанный опыт по каждому направлению, а НК, в свою очередь, вправе рассчитывать на консультации со стороны центральных коллегиальных органов.

 

Какими вопросами сейчас занимается научная комиссия факультета?

 

1. Распределение средств. Прежде всего научная комиссия обладает правом принятия решения о распределении средств в рамках академического развития своих сотрудников и факультета в целом. К вопросам, переданным в ведение научной комиссии, относится осуществление поддержки:

– повышения квалификации преподавателей;

– участия в научных мероприятиях для студентов, аспирантов и преподавателей факультета;

– проведения научных мероприятий и летних школ.

 

В рамках своей компетенции научная комиссия распределяет средства при рассмотрении:

- заявок на организацию целевого повышения квалификации работников факультетов. Категории заявителей и мероприятий, виды оказываемой поддержки и схема взаимодействия Совета по повышению квалификации с научными комиссиями приведена в Регламенте 

- индивидуальных заявок студентов, аспирантов и преподавателей факультета на участие в научных мероприятиях (конференциях и семинарах). Распределение категорий заявителей между научными комиссиями факультетов и Советом Научного фонда указано на схеме

Схему взаимодействия центрального и факультетских коллегиальных органов можно найти в Регламенте 

- заявок организаторов научных мероприятий и летних школ от одного или нескольких подразделений. Схему взаимодействия с центральными комиссиями, а также виды возможных расходов при проведении научных мероприятий и летних школ можно найти в Регламенте Комиссии по поддержке проведения научных мероприятий  и Регламенте Комиссии по летним школам 

 

2. Выработка рекомендаций.
Второй крупный блок компетенций научной комиссии факультета связан с выработкой рекомендаций для принятия решения другими управляющими органами факультета. В частности, к компетенции научной комиссии отнесена выработка рекомендаций для ученого совета факультета при рассмотрении кандидатов на выдвижение в группу высокого профессионального потенциала (кадровый резерв) в категориях «Будущие профессора» и «Новые исследователи». Отчеты научных подразделений факультета также будут рассматриваться на заседаниях научных комиссий, после обсуждения научная комиссия готовит рекомендации по отчетным материалам.

У руководителя научного подразделения, ассоциированного с факультетом, председатель научной комиссии вправе запросить информацию о проведенных научных исследованиях и представить ее на заседании научной комиссии для рассмотрения и выработки рекомендаций. Исключение составляют ассоциированные подразделения, созданные в рамках договоров с зарубежными университетами, например, МИЭФ.

 

3. Формирование планов и прогнозов.
Третий блок компетенций научной комиссии факультета включает в себя формирование плана приоритетных направлений научных исследований факультета, прогнозирование научной результативности факультета в рамках программы развития, а также обсуждение и подготовка плана проведения научных мероприятий факультета. Подготовленные научной комиссией планы и прогнозы являются ориентирами для развития факультета, а также устанавливают для самой комиссии рамки оказания финансовой поддержки.

В настоящее время Ученым советом НИУ ВШЭ утверждено единое Положение о научной комиссии факультета. Этот документ регламентирует работу комиссии и разграничивает ее полномочия с другими коллегиальными органами. Однако следует отметить, что Положение – это рамочный документ, который устанавливает общий контур работы научных комиссий на факультетах, но не ограничивает их возможности и права. Текущий год является переходным к распределенной модели управления ресурсами в университете. Анализ функционирования этой модели через год выявит сложности в работе научных комиссий и обозначит узкие места структуры. Поиск решений для сложных кейсов, а также преодоление выявленных узких мест является одной из задач, которую еще предстоит решить.

 

25 июня, 2015 г.